Сайт находится на стадии разработки. Обо всех ошибках и недостатках пишите нам.

Справочная служба:

+7 (4242) 788–390

Автоответчик:

+7 (4242) 788–055

Выберите аэропорт

Хроника аэропорта

1945 г. – Для открытия аэропорта в г. Южно‐Сахалинске в областную столицу были направлены авиационные специалисты Дальневосточного управления ГВФ капитан ГВФ К.И. Бичун, и старший лейтенант ГВФ К.И. Полозов, который был назначен первым начальником аэропорта. Аэропорт связал воздушными трассами Южно‐Сахалинскую область с Хабаровском, Александровском‐Сахалинским, Охой и Курильскими островами. Для организации авиаперевозок на территории аэродрома в двухэтажном здании была открыта билетная касса и ресторан. В аэропорту были созданы: — служба управления воздушным движением и служба связи; — инженерно‐авиационная служба; служба спецтранспорта и служба горюче‐смазочных материалов (далее по тексту ГСМ) для заправки самолётов.

Грузопассажирский самолёт Ли-2 на техническом обслуживании в аэропорту «Южно‐Сахалинск» (Большая Елань)

1947 г. – По приказу начальника Дальневосточного территориального управления ГВФ на базе аэропорта «Южно‐Сахалинск» и авиазвена 198-го лётного отряда (Хабаровск), состоявшего из прикомандированных лётных экипажей и трёх самолётов Ли-2, произошло объединение лётных подразделений ГВФ. В оперативное подчинение командира 198 ЛО вошли аэропорты и посадочные площадки Сахалинской области (Александровск‐Сахалинский, Оха, Кировское, Шахтерск, Ноглики, Виахту, Трамбаус, Рыбновск и др.). На базе авиазвеньев самолётов Ли-2 (Южно‐Сахалинск) и По-2 (Александровск‐Сахалинский, Кировское и Оха) в Сахалинской области 15 июня 1947 года был создан 38-й авиатранспортный отряд ГВФ СССР, первым командиром которого был назначен М.И. Приходовский.

Замена авиационного двигателя АШ-62ИР на самолёте Ли-2 в аэропорту «Южно‐Сахалинск»

1948 г. – Начальником аэропорта г. Южно‐Сахалинска стал И.С. Лавров.

1949 г. – 38 АТО ДВТУ ГВФ руководил капитан ГВФ СССР С.И. Учайкин.

1950 г. – 38 АТО ДВТУ ГВФ руководил старший лейтенант ГВФ Александровский Виктор Павлович. Аэропортом руководил К.В. Пугачев.

1951 г. – Начальником аэропорта г. Южно‐Сахалинска работал В.Г. Хандожко. Аэродром «Южно‐Сахалинск» был подготовлен к приему самолетов Ил-12. На этих самолетах появилась возможность выполнять пассажирские перевозки из Южно‐Сахалинска в Москву. Полётное время составляло около 28 часов. Полёт выполнялся по маршруту Южно‐Сахалинск — Хабаровск — Магдагачи — Чита — Улан‐Удэ — Иркутск — Красноярск — Новосибирск — Омск — Свердловск — Казань — Москва с дозаправками ГСМ и техническим обслуживанием после посадки в каждом аэропорту.

1952 г. – Начальником аэропорта г. Южно‐Сахалинска назначен Н.М. Гурарий. В сентябре на базе 38 АТО ДВТУ ГВФ был создан 147 лётный отряд ДВТУ ГВФ, в состав которого вошли экипажи самолётов Ил-12, Ли-2, Ан-2, Як-12 и По-2, базировавшиеся в аэропортах «Южно‐Сахалинск», «Александровск‐Сахалинский», «Кировское» и «Оха». Командиром 38-го авиатранспортного отряда ГВФ СССР был назначен М.И. Алексашин. 20 сентября 1952 года был создан 147 лётный отряд ДВТУ ГА. Командиром назначен Илья Фёдорович Черемушников.

1953 г. – С августа 1953 года по декабрь 1955 года командиром 147 лётного отряда ДВУ ГА работал Михаил Иванович Алексашин.

1956 г. – Командиром 147 ЛО стал В.Я. Стрелин. Во второй половине 50-х годов в отряд поступили самолеты ИЛ-14, которые совершали регулярные рейсы в Хабаровск, Оху, Кировское. Самолёто‐моторный парк 147 ЛО пополнили вертолеты МИ-1 и МИ-4. На должность начальника службы движения аэропорта Южно‐Сахалинск был назначен Николай Григорьевич Гоборов, ранее работавший руководителем полётов в аэропорту «Магадан — 13 километр» гор. Магадана.

1957 г. – В аэропорту г. Южно‐Сахалинска (Большая Елань) началось строительство нового аэровокзала с диспетчерской вышкой. Взлётно‐посадочная полоса была удлинена до 1000 метров.

1961 г. – Завершилось строительство перрона, мест стоянки самолетов, зданий аэровокзала и столовой в аэропорту «Южно‐Сахалинск».

1963 г. – Был создан Южно‐Сахалинский объединенный авиационный отряд, его первым командиром назначен Ю.А. Лешуков, а командиром 147-го лётного отряда – В.А. Безукладников.

1964 г. – 20 февраля аэродром «Южно‐Сахалинск» (Хомутово) был допущен к эксплуатации. Железобетонная взлётно‐посадочная полоса длиной 2200 м позволяла эксплуатировать самолёты типа Ан-10, Ил-18 и классом ниже. Аэродром был оборудован радиолокационными средствами посадки самолетов. Это позволило обеспечить выполнение рейсов из Южно‐Сахалинска в Красноярск, Москву, Хабаровск, Владивосток и другие аэропорты гражданской авиации. Полёт из Южно‐Сахалинска в Москву длился 16 часов с промежуточной посадкой в аэропорту Красноярск (Емельянова). В октябре из Южно‐Сахалинского ОАО ДВУ ГА были переданы четыре самолёта Ли-2 на Камчатку и в Магадан. На базировании остались шесть самолетов Ил-14, которые приняли на себя основные пассажирские и грузовые авиаперевозки в Сахалинской области. В августе Главное управление гражданского воздушного флота СССР было реорганизовано в Министерство гражданской авиации СССР (Аэрофлот).

Техническое обслуживание самолёта Ил-14 в линейных эксплуатационных ремонтных мастерских аэропорта «Южно‐Сахалинск» (Хомутово) в мае 1964 года

1965 г. – В аэропорту «Южно‐Сахалинск» было завершено строительство площади маневрирования, перронов, магистральной рулёжной дорожки, мест стоянок самолётов и здание грузового склада.

Сдано в эксплуатацию новое здание аэровокзала в котором разместились стойки регистрации пассажиров, багажное отделение, а также другие структурные подразделения отдела организации пассажирских и грузовых перевозок, служебные помещения начальника аэропорта, командования Сахалинского ОАО ДВТУ ГА, 147 ЛО ОАО ДВТУ ГА, службы управления воздушным движением, связи, авиационный метеорологический Центр, бухгалтерия, штурманская комната, милиция, здравпункт, комната «Матери и ребенка» и ресторан.

1971 г. – В.М. Гольцев назначен командиром Южно‐Сахалинского объединенного авиаотряда. В 70-х годах самолёто‐моторный парк предприятия состоял из 15 самолетов Ан-2, трёх самолётов Ан-24, шести самолётов Ил-14, 9 вертолетов Ми-1, 5 вертолётов Ми-2, 5 вертолётов Ми-4 и 9 вертолётов Ми-8.

В.М. Гольцев, командир Южно‐Сахалинского ОАО ДВУ ГА; — Н.К. Лапин, секретарь парткома КПСС аэропорта «Южно‐Сахалинск» А.А. Королёв, командир 147 ЛО Южно‐Сахалинского ОАО ДВУ ГА; — Д.Д. Макаров, председатель профсоюзного комитета аэропорта «Южно‐Сахалинск»; — В.М. Павленков, начальник авиационно‐технической базы Южно‐Сахалинского ОАО ДВУ ГА

1980-е гг. – На аэродроме Южно‐Сахалинск (Хомутово) ИВПП удлияется на 500 м в северной части взлётно‐посадочной полосы. Полёты самолётов Ил-18 и Ан-10 стали выполняться только на аэродром совместного использования «Сокол». Из аэродрома Южно‐Сахалинск (Хомутово) авиаперевозки выполнялись только на самолётах Ан-24 и Ил-14.

1985 г. – Командиром Южно‐Сахалинского ОАО ДВТУ ГА назначен А.А. Королев (впоследствии работал директором аэропорта «Южно‐Сахалинск» до 1995 года). Завершилась реконструкция взлётно‐посадочной полосы и перрона. Длина ИВПП составила 2700 м, что позволило эксплуатировать Ту-154 и другие самолёты классом ниже.

А.А. Королев

1987 г. – Завершилась реконструкция по удлинению ВПП на 500 м аэродрома Южно‐Сахалинск (Хомутово). Длина аэродрома составила 2700 м, что позволило допустить его к эксплуатации самолётов Ту-154Б и его модификаций.

Торжественный митинг персонала аэропорта «Южно‐Сахалинск», посвященный приёму первого самолёта Ту-154Б на аэродром Южно‐Сахалинск (Хомутово)

Вскоре было получено разрешение на эксплуатацию самолета Ил-62 по маршруту Москва – Южно‐Сахалинск – Хабаровск – Москва. Время беспосадочного полёта по маршруту Москва – Южно‐Сахалинск составило 8 ч. 5 м.

Благодаря новым возможностям аэродрома и высокой профессиональной подготовке авиационного персонала обеспечения полётов Южно‐Сахалинского ОАО ДВУ ГА по запросу Г.В. Новожилова, генерального конструктора ОКБ им. С.В. Ильюшина, был обеспечен беспосадочный перелёт самолёта Ил-96–300 по маршруту Мельбурн – Южно‐Сахалинск — Москва. В дальнейшем это событие позволило допустить аэродром Южно‐Сахалинск (Хомутово) к эксплуатации самолетов Ил-86 по маршруту Москва – Красноярск – Южно‐Сахалинск – Красноярск – Москва. Время в пути составило 13 часов.

1989 г. – В аэропорту г. Южно‐Сахалинска был создан отдел международных перевозок. Руководителем отдела назначен Сагитов Раис Рашатович, заслуженный штурман СССР.

1990 г. – Министерство гражданской авиации СССР приняло решение об открытии предприятия «Аэропорт Южно‐Сахалинск» для международных полетов. Международные полёты производились в Корею, Японию, Китай, Канаду, США.

1992 г.Южно‐Сахалинский ОАО ДВУ ГА был упразднён. Аэропорт «Южно‐Сахалинск вышел из состава Южно‐Сахалинского объединенного авиаотряда. Его права и полномочия перешли к руководству аэропорта «Южно‐Сахалинск».

Здание аэровокзала в 1993 году

1995 г. – Руководителем аэропорта «Южно‐Сахалинск» назначен В.К. Багров.

2000 г. – Завершено строительство 700 метрового южного участка ИВПП аэродрома «Южно‐Сахалинск» (Хомутово). Общая длина ИВПП составила 3400 метров.

2001 г. – Генеральным директором ФГУП «Аэропорт Южно‐Сахалинск» назначен А.И. Лобкин.

2003 г. – Генеральным директором ФГУП «Аэропорт Южно‐Сахалинск» назначен В.Г. Бочаров.

2006 г. – Генеральным директором ФГУП «Аэропорт Южно‐Сахалинск» назначен С.В. Гоев.

2009 г. – Директором ФГУП «Аэропорт Южно‐Сахалинск» назначен А.П. Самойлов.

2011 г. Сдано в эксплуатацию новое здание аварийно‐спасательной станции ведомственной пожарной охраны ФГУП «Аэропорт Южно‐Сахалинск»

2012 г. – Генеральным директором ОАО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» назначен Н.С. Полонский.

2013 г. – Завершена процедура приватизации ОАО «Аэропорт Южно‐Сахалинск». Завершено строительство здания Сахалинского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока».

2015 г. – В АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» введено в эксплуатацию здание нового багажного терминала.

2016 г. – В АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» завершена модернизация взлетно‐посадочной полосы. Участок полосы длиной 2200 м. укреплен и расширен до 60 м.

Взлетно‐посадочная полоса аэропорта «Южно‐Сахалинск» после реконструкции, 2016 год

В декабре 2016 года в АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» прошла реорганизация путем присоединения филиалов «Аэропорт Оха», «Аэропорт Ноглики», «Аэропорт Шахтерск» и «Аэропорт Зональное».

2017 г. – Аэропорт «Южно‐Сахалинск» получил разрешение на прием/выпуск широкофюзеляжного самолета Boeing-747 и крупнейшего грузового воздушного судна Ан-124–100 (Руслан).