Служба авиационной безопасности отмечает юбилей

12 июля 2023 г.

Служба авиационной безопасности России 12 июля 2023 года празднует 50 лет со дня создания.

12 июля свой профессиональный праздник отмечает служба авиационной безопасности России. Основанное в 1973 году подразделение в этом году встречает Юбилей – 50 лет со дня создания.

В АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» служба авиационной безопасности (САБ) была создана в 1994 году и за свои неполные 30 лет претерпела большие изменения. В связи с реформами предприятия и усложнением задач со временем подразделение преобразовалось в Управление авиационной и транспортной безопасности, которое сегодня возглавляет Рапацкая Ирина Алексеевна.

Управление  авиационной и транспортной безопасности – самое крупное и одно из самых важных подразделений предприятия. На сегодняшний день штат подразделения – 180 человек. Сотрудники Управления – настоящие профессионалы своего дела, для которых чувство ответственности и долга является приоритетным качеством. Обеспечивая защиту жизни и здоровья пассажиров аэропорта, а также персонала гражданской авиации, многие из них заслуженно имеют награды областного и федерального уровня.

В структуру Управления авиационной и транспортной безопасности АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» входят четыре подразделения: отдел предполетного досмотра, отдел перронного контроля и досмотра, отдел охраны и бюро пропусков.

Ключевыми задачами подразделения являются досмотр воздушных судов, пассажиров, членов экипажей, ручной клади и багажа, груза, почты, бортовых запасов и охрана жизненно важных объектов аэропорта, обеспечение пропускного режима, обеспечение особых мер безопасности при чрезвычайных обстоятельствах.

Персонал службы регулярно проходит повышение квалификации. Ежегодное обучение сотрудников – одно из приоритетных направлений кадровой политики предприятия. Более 20 лет АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» сотрудничает с одним из лучших научно‐учебных центров России – НУЦ «АБИНТЕХ» (г. Москва). С 2017 года сотрудники  подразделения проходят повышение квалификации у преподавателей этого учебного центра.

Благодаря современной технической оснащенности и  высококвалифицированным специалистам,  подразделение эффективно выполняет работу по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и обеспечивает защиту жизни и здоровья пассажиров, а также экипажей воздушных судов. Деятельность управления сегодня соответствует всем требованиям по обеспечению безопасности в международном аэропорту.

Согласно результатам работы за первую половину 2023 года, сотрудниками  авиационной и транспортной безопасности было досмотрено 248332 пассажира. Пресечено 74 попытки проноса в воздушные судна опасных предметов и веществ (138 – за первое полугодие 2022 года). Обнаружено и изъято: 9 ед. оружия всех видов, 32 боеприпаса всех видов, 59 кг. легковоспламеняющихся жидкостей. Статистика подтверждает сокращение нарушений по всем параметрам в сравнении с предыдущими годами.

Накануне 50-летия службы авиационной безопасности сотрудники подразделений рассказали пресс-центру о преданности своей работе, обязанностях и отношениях в коллективе.

Отдел охраны

Штат отдела охраны – 40 человек. Персонал подразделения делится на две категории: диспетчеры занимаются видеонаблюдением, а инспекторы охраняют воздушные суда и стационарные посты (объекты ГСМ, стоянки воздушных судов). Опытные сотрудники внимательно следят за всем, что происходит на аэродроме. Любое движение не остается незамеченным: любые перемещения сотрудников и техники, случайные животные на аэродроме, нарушители, которые проникают на территорию, но это, по словам сотрудников, крайне редкие случаи. В работе отделу охраны помогает современная система видеонаблюдения, которая насчитывает около 270 камер по всей территории воздушной гавани.

Александр Чернов, начальник караула отдела охраны

Работаю здесь с 2016 года. Что главное в нашей работе? Для диспетчеров самое главное – усидчивость и внимательность. Работа у нас монотонная и достаточно напряженная, к ней нужно быть хорошо подготовленным. Объектов видеонаблюдения очень много, смотреть надо везде, видеть все. Работу свою люблю, потому что она важна и нужна. Охрана воздушных судов в наше неспокойное время – это очень ответственная задача.

Евгений Сбродов, начальник караула отдела охраны

В конце 2018-го года пришел в отдел охраны водителем, постепенно стал начальником караула. Наша работа не то чтобы сложная, но однозначно ответственная. Основные задачи: контроль и руководство над подчиненными. Ставлю задачи, помогаю. Могу подменить любого сотрудника смены: и водителя, и диспетчера. Атмосфера в службе располагает к работе. Есть взаимопонимание и уважение. Многие сотрудники были знакомы еще до аэропорта: только у меня среди коллег четверо сослуживцев. Люди работают взрослые, с большим опытом, поэтому работа у нас слаженная.

Отдел предполетного досмотра

В отделе предполетного досмотра трудится около 60 человек. У большинства из них длительный трудовой стаж, который достигает не один десяток лет. Работа, по словам сотрудников отдела, интересная и очень ответственная. Встретить, досмотреть пассажиров, их ручную кладь и проводить в «стерильную» зону  – главные обязанности персонала отдела. Многие пассажиры волнуются перед вылетом, поэтому инспекторы по досмотру стараются внимательно относиться к каждому из них. Ведь от качественной работы инспекторов в том числе зависит безопасность пассажиров в полете.

Галина Витязева, инспектор предполетного досмотра

В службе авиационной безопасности я работаю 25 лет. Всего в гражданской авиации – 40. До нашего аэропорта, служила в аэропорту Иркутска. Работала бортпроводником, в отделе перевозок, в координационно-диспетчерском центре аэропорта. И уже 25 лет занимаюсь досмотром. Работа с пассажирами мне дается легко и с удовольствием. Практически с любым пассажиром могу найти контакт.

Конечно, за время моей работы в аэропорту изменилось многое. В период, когда я пришла, еще даже не досматривали багаж. А сейчас, новые требования, методы работы, новое оборудование.

Я, правда, очень люблю то, чем занимаюсь. Моя мама тоже долгие годы работала в гражданской авиации, поэтому о работе в аэропорту я мечтала с самого детства. В преддверии праздника хочу пожелать нашей службе и аэропорту развития. Искренне хочется, чтобы в новом аэровокзале были созданы все условия для работы и качественного досмотра наших пассажиров.

Наталья Протасова, инспектор предполетного досмотра

Работаю инспектором уже 19 лет. Мне кажется, главное в нашей работе – это внимание, бдительность и коммуникабельность. Мы постоянно проходим обучение, повышаем квалификацию, сдаем зачеты. Обучение помогает нашим сотрудникам совершенствоваться в профессии и не стоять на месте. На мой взгляд, служба безопасности нашего аэропорта работает на достаточно высоком уровне. Мы не раз обнаруживали и изымали у пассажиров предметы, которые недопустимы к провозу, а ведь они их перевезли к нам из крупных городов. То есть в тех аэропортах не досмотрели.

Я всегда мечтала работать в аэропорту. У меня здесь работал и папа, и брат. Я очень люблю самолеты и в свое время мечтала стать бортпроводником, но не сложилось. Очень ценю свой коллектив и по-настоящему люблю свою профессию. В преддверии нашего праздника желаю всем крепкого здоровья, карьерного роста, благополучия и чистого неба над головой. Для нас это самое главное.

Сергей Бондаренко, инспектор предполетного досмотра

Я работаю в пункте досмотра груза и почты нашего аэропорта уже почти 19 лет. До этого много лет служил в военной авиации. В мои обязанности входит досмотр груза, почты и выявление веществ, запрещенных к перевозке. Могу сказать, что я люблю свою работу. Меня не смущает ни огромный объем, ни напряженность работы. Я ведь родился в то время, когда считалось, что чем больше работы, тем лучше получается. Если дел нет, то время тянется медленно. Работы хватает всегда. Сам «горячий» сезон – время путины. Очень много икры с Сахалина отправляется на продажу на материк. А вообще грузоперевозки – это нескончаемый поток, скучать не приходится.

Самое важное в моей работе – это терпение и доброжелательное отношение к грузоотправителям. Ситуации ведь бывают разные, приходится и грузы вскрывать, но со всеми находим общий язык. Жалоб на нас нет.

Всем коллегам и руководству, конечно, желаю хорошего отношения друг к другу, процветания и спокойной работы.

Бюро пропусков

Бюро пропусков – неотъемлемая часть воздушной гавани, без которой не обходится ни один режимный объект. Современные интроскопы помогают инспекторам досмотреть каждого, кто по тем или иным делам посещает объекты воздушной гавани. В бюро пропусков проходит досмотр транспортных средств, которые провозят грузы и почту, бортовые запасы, доставляемые на самолет. Также, именно здесь досматривают всю специальную технику, обслуживающую воздушные суда и сам аэродром. Сегодня штат отдела составляют 24 человека.

Наталья Хамлова, инспектор бюро пропусков

В службе авиационной безопасности и в этой должности я работаю 12 лет, до аэропорта работала в авиакомпании «Аврора». В бюро пропусков мы осуществляем контроль всех, кто проходит на территорию аэропорта: выписываем пропуска, сверяем документы. Работа достаточно серьезная: люди порой хотят пройти просто так, без разрешающих документов, но так как у нас режимный объект, объясняем, что это невозможно. Работа с людьми вообще имеет свои особенности. Необходимо быть доброжелательными и искать к людям подход. Но работаем практически без конфликтов. В моей работе мне как раз нравится коммуникация с людьми. Кроме того, очень много звонков, работа с информацией.

За 12 лет моей работы в работе службы авиационной безопасности многое поменялось. Контроль стал намного серьезнее, повышается уровень безопасности, а это то, ради чего мы работаем.

Своим дорогим коллегам, конечно, хочется пожелать процветания, роста в профессии и перспектив.

Евгений Алдаков, инспектор бюро пропусков

Работаю в бюро пропусков с июня 2011 года. Пришел по рекомендации и вот уже 12 лет с удовольствием здесь работаю. Моя работа заключается в досмотре грузополучателей, которые проходят на территорию и работников организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории аэропорта. Контролируем попытки проноса и выноса запрещенных предметов, взрывчатых веществ, боеприпасов, оружия и прочего. Подобные случаи бывали, например, с проносом оружия. Но люди честно его сдавали нам на хранение и по убытию забирали. В целом, это редкость и ежедневная работа проходит спокойно. Мне с самого начала, когда я устроился, понравились и работа, и наш дружный коллектив. Конечно, часть его за это время поменялась, потому что не все выдерживают нагрузку, регулярное обучение, но с теми, кто работает давно мы в отличных отношениях.

Если говорить о пожеланиях, хотелось бы нового просторного контрольно-пропускного пункта, со всеми удобствами для сотрудников. А своим дорогим коллегам желаю здоровья, везения и такой же доброй атмосферы в коллективе.

Отдел перронного контроля и досмотра

Значение деятельности отдела перронного контроля и досмотра трудно переоценить. Персонал отдела занимается досмотром пассажиров, персонала и экипажей на входе в здание аэровокзала, следит за порядком в багажном терминале, осуществляет патрулирование территории аэродрома, занимается проверкой пропусков и т. д. Но основной фронт работы сотрудников отдела – это досмотр воздушных судов. Сотрудники первыми поднимаются на борт прибывшего или отправляющегося авиалайнера, осматривают кабину экипажа, салон, багажные и грузовые отсеки.

Дмитрий Комаров, инспектор отдела перронного контроля и досмотра

Мы осуществляем предполетный досмотр воздушного судна, контроль загрузки питания, багажа, груза и почты, контроль пассажиров, заходящих и выходящих из воздушного судна. Досмотру воздушных судов нас учат в процессе работы. Регулярно сотрудники отдела проходят обучение и сертификацию по программе «Досмотр воздушных судов. Перронный контроль».

В аэропорту «Южно-Сахалинск» я работаю с 2010 года. Приятно работать с самолетами. Но помимо любования мы обязаны хорошо знать строение и устройство всех типов воздушных судов, которые к нам летают. Знать, где какие люки находятся, как самолет оборудован. Ведь когда досматриваешь прилетевший самолет, нужно быть уверенным, что все на своем месте, ничего лишнего в нем нет.

Главное в работе, по мнению Дмитрия, – иметь здоровую нервную систему и быть терпимыми к пассажирам, ведь сотрудники отдела – одни из первых лиц воздушной гавани, которые встречаются пассажиров по прилете.

Виктор Терещенко, инспектор отдела перронного контроля и досмотра

В аэропорт «Южно-Сахалинск» я пришел 2 года назад из другой сферы деятельности. Авиация меня привлекала с детства: любил и самолеты, и полеты на них. Я видел себя в авиации с юных лет, но пришел к этому недавно. Профессия очень нравится, а именно работа с пассажирами и все обязанности по обеспечению безопасности пассажиров. Интересна совместная работа с экипажами воздушных судов: вместе мы досматриваем самолеты во время их стоянки в нашем аэропорту.

Всю техническую сторону работы изучил уже на месте. Например, со многими типами самолетов, летающих на остров, я не был знаком. Но любую новую информацию я встречаю с удовольствием. Мне повезло заниматься тем, что мне очень нравится.

Для работы инспектором, на мой взгляд, нужно быть энергичным, внимательным человеком и обладать способностью общения с разными людьми. Ведь с нарушителями сталкиваемся постоянно, но до конфликта практически никогда не доходит.

Коллектив аэропорта – это сплав профессионалов, для которых любовь к выбранному делу является объединяющей.

По словам генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Андрея Крутцова, работа подразделения авиационной и транспортной безопасности требует бдительности, постоянного внимания и высокой ответственности. Огромное значение имеет взаимовыручка и поддержка в коллективе. Столетняя история отечественной гражданской авиации показала незыблемость традиций и правил, которые передаются из поколения в поколение.

Фото Михаила Родина