Наш невероятный остров: сахалинские журналисты и споттеры увидели красоту севера и жизнь малых аэропортов

21 октября 2019 г.

Море, скалы и живописные картины осеннего леса увидели в прошедшие выходные участники вертолетного пресс-тура по северу Сахалина, организованного руководством авиакомпании «Авиашельф» при поддержке партнера — «АО Аэропорт Южно-Сахалинск».

Море, скалы и живописные картины осеннего леса увидели в прошедшие выходные участники ежегодного вертолетного пресс-тура по северу Сахалина, организованного руководством авиакомпании «Авиашельф» при поддержке партнера — АО «Аэропорт Южно-Сахалинск». Участие в нем приняли журналисты и споттеры из Южно-Сахалинска, Охи, Ноглик и Углегорска.

Пресс-туры с «Авиашельфом» становятся для сахалинских журналистов уже традиционными, в этот раз участников гостеприимно принял старый добрый Ми-8Т. Задачей было увидеть жизнь северных аэропортов, входящих в структуру АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», и, конечно, красоту севера с высоты птичьего полета — облетели полуостров Шмидта, маяк и мыс Елизаветы и Марии.

Город нефтяников Оха встретил гостей морозным ветром. Встреча с руководством самого северного аэропорта началась прямо в центре строящейся взлетно-посадочной полосы, сейчас здесь работает техника, идет выемка грунта, буквально через два года на этом месте будут взлетать и садиться воздушные суда.

Как рассказал начальник аэропорта «Оха» Сергей Суницкий, предприятие вступило в активную фазу строительства взлетно-посадочной полосы длиной 1600 и шириной 36 метров (длина существующей 1300 м). Работы ведутся с июня 2019-го, строители работают в плотном графике, в этом году планируют завершить строительство дороги вокруг аэродрома, установить ограждение и подготовить площадку под взлетно-посадочную полосу.

— В следующем году начнутся работы по укладке плит. Для строительства полосы их необходимо изготовить около 7 тысяч, - рассказал Сергей Суницкий. -Завозиться плиты будут с материка водным транспортом. Уже в этом году планируется завезти порядка 500 штук, чтобы в следующем начать работы до начала навигации. Проект строительства новой ВПП финансирует правительство Сахалинской области, его реализация даст возможность воздушным судам типа Dash 8 Q400 более безопасно взлетать и заходить на посадку. Завершение строительства и проведение сопутствующих мероприятий (установка светосистемы и другого нового оборудования) запланировано на конец 2021 года.

Участники пресс-тура смогли увидеть и детальный план реконструкции аэродрома: периметровую дорогу, места движения спецтехники, которая участвует в строительстве, обозначенные площадки, где будут складироваться плиты, городки строителей и саму взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку и новый перрон.

Сейчас идет активное строительство периметровой дороги и ограждения, а также очистных сооружений, их установят с двух сторон от ВПП. Полоса будет оборудована восточно-дренажной системой для сбора талых вод, которые образуются на поверхности летного поля. Вода будет перемещаться по системе в очистные сооружения, чтобы не загрязнять окружающую среду.

Следующий пункт назначения  — старейший аэропорт Сахалина «Ноглики» (существует с 1963 года). Сейчас этот аэродром оснащен современной системой посадки и светосистемой, что позволяет принимать воздушные суда  в ночное время и даже при сложных погодных условиях. Именно здесь базируется авиакомпания «Авиашельф». Основным направлением ее деятельности является авиационная поддержка нефтегазовых проектов (воздушные перевозки пассажиров и грузов, полеты на морские буровые платформы и др.). Для повышения уровня безопасности полетов аэропортом совместно с «Авиашельфом» разработана четкая система взаимодействия.

— Благодаря субсидированию аэропортов правительством Сахалинской области, в аэропорту «Ноглики» сейчас полным ходом идет замена части периметрового ограждения, ремонт периметровой дороги, а также  оборудование санитарно-гигиенического помещения согласно программе «Доступная среда», — рассказал директор аэропорта «Ноглики» Сергей Гурьянов. —  Выполняется ремонт взлетно-посадочной полосы, завершен ремонт здания службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения. На стадии завершения — ремонт аэровокзала с обустройством  дополнительных помещений для нужд персонала. 

По словам Сергея Гурьянова, закрытие с 1 июня  на реконструкцию железнодорожного полотна позволило ввести в расписание аэропорта регулярный рейс  по маршруту «Южно-Сахалинск – Ноглики – Южно-Сахалинск», выполняемый авиакомпанией «Аврора» (в летний период рейс выполнялся ежедневно). В осенне-зимний период (до 28 марта 2020 года) рейс будет выполняться два раза в неделю. За 9 месяцев 2019 года количество взлетов-посадок и пассажиропоток  аэропорта увеличились по сравнению с прошлым годом на 40%.

Аэропорт «Шахтерск» — единственная воздушная гавань Углегорского района и всего западного побережья Сахалина. Как рассказал руководитель обособленного подразделения «Шахтерск» Дмитрий Сон, планомерное развитие аэропорта началось с 2016 года, когда все аэропорты присоединяли к Сахалинской области. Именно тогда развитие пошло усиленными темпами, появился централизованный контроль за расходованием финансов.

— В настоящее время продолжается замена спецтехники, в 2017 году мы выполнили первый этап ремонта взлетно-посадочной полосы, - рассказал Дмитрий Сон. — Второй этап запланирован на следующий год: предстоит ремонт асфальтобетонного покрытия оставшейся части ВПП, идет проектирование нового служебно-пассажирского помещения и внешнего облика основного здания аэропорта. В этом году был приобретен ряд единиц спецтехники для обслуживания и содержания аэродрома. Надеемся, что при поддержке правительства области и аэропорта «Южно-Сахалинск» наше развитие не остановится, будем усиленно двигаться вперед.

С 27 октября по маршруту Шахтерск — Южно-Сахалинск — Шахтерск будет выполняться два регулярных пассажирских рейса (по вторникам и пятницам).

— В перспективе, - отметил Дмитрий Сон, - ждем открытия направления Хабаровск — Шахтерск — Хабаровск авиакомпаний «Аврора» (воздушные суда Dash 8 Q200, Dash 8 Q400) и «Хабаровские авиалинии» (Ан-24, Ан-26). Чтобы удержать тарифы на определенном уровне, конечно, необходима поддержка государства, и мы очень надеемся, что авиакомпании ее получат.

Перед вылетом в Южно-Сахалинск группе удалось встретиться и с мэром Охи Сергеем Гусевым, тем более, что времени было достаточно  вылет самолета из самого северного аэропорта задерживался по причине густого тумана.

— Радует, что руководители авиакомпаний и аэропорта, как профессиональные авиаторы, болеют за исход дела, — поделился мыслями Сергей Гусев. - Наш аэропорт - дорога жизни в полном смысле этого слова. Железнодорожного сообщения с югом острова у Охи нет, автомобильная дорога, от которой мы зависим, не заасфальтирована, зима очень сложная - выходит, мы оторваны от областного центра! Поэтому, будет жить аэропорт, будет жить и город.

Пассажирская нагрузка на авиационный транспорт, по словам мэра Гусева, происходит в большей степени в летнее время, когда люди едут в отпуска. Нынешним летом по маршруту «Южно-Сахалинск  Оха» и назад было выделено 8 рейсов, сейчас в субботу выполняется 2 рейса, и все они переполнены, «билетов не достать». В летний период на маршруте «Оха  Хабаровск» летали самолеты Ан-24 авиакомпании «Хабаровские авиалинии», и билеты также были проданы за 2-3 недели вперед, уточняет мэр.

— И это значит, — резюмирует Сергей Гусев,  нам крайне необходима эта новая взлетная полоса, чтобы была постоянная связь с большой землей и островной столицей.

Малые аэропорты севера вошли в состав АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» несколько лет назад, и постепенно все запланированное в стратегии начинает  воплощаться в жизнь. Сейчас в области действуют 6 аэропортов и несколько посадочных площадок.

— Сегодня мы увидели, что инфраструктура северных аэропортов постепенно приводится в порядок,  рассказал в интервью журналистам директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский. — Как развивается аэропорт «Южно-Сахалинск»  жители, которые прилетают и улетают из этой воздушной гавани, видят сами, наша команда продолжает модернизацию аэродромной инфраструктуры. В 2020 году отметим новоселье в новом здании аэровокзала.

Если говорить о развитии авиации внутри региона в целом, то в планах  организовать посадочную площадку на острове Парамушире, это самый север Курильской гряды. Правительством области поставлена задача по строительству такой же взлетно-посадочной площадки на острове Шикотан. Площадки будут предназначены для воздушных судов небольшой вместительности и дальности полета, поэтому Парамушир свяжем по воздуху с Петропавловск-Камчатским, а Шикотан с Итурупом и Южно-Сахалинском. Острова станут доступнее, добираться до них будет легче. Наша задача сделать все возможное, чтобы в последующие 50 лет сахалинцы и курильчане могли летать на любых маршрутах, которые может осуществить современная гражданская авиация.

Итогом пресс-тура стали сотни фотографий и видеоматериалов, которые уже растеклись по СМИ и соцсетям. Некоторые участники увидели остров с высоты впервые.

— Впервые пролетев на вертолете над своим родным островом, я увидела его совершенно с другой стороны. Да, все говорят о прекрасной природе Сахалина, но увидеть всю ее величественность можно только с высоты полета! Самое яркое впечатление оставил полуостров Шмидта. Его необычайные, извилистые очертания заставили меня усомниться в реальности происходящего. Не верилось, что такая красота живет рядом с тобой, в том месте, где ты родился и живешь. Эмоции и от первого полета на вертолете, и от сахалинской природы невозможно описать словами, просто через край,  делится впечатлениями журналист Татьяна Евсюкова.

— Вид с высоты и эмоции были потрясающими настолько, что до сих пор впечатления не отпускают, очень круто!  - говорит авиаспоттер Василий Шумков.  Мы понимаем, что самые красивые места очень труднодоступны, поэтому хочется сказать огромное спасибо организаторам за возможность полюбоваться родным островом и получить положительные эмоции, обрести новые знакомства с интересными людьми!

Командир воздушного судна Алексей Подоляк искренне порадовался за ребят, что с помощью «Авиашельфа» им удалось по-новому взглянуть на остров. Командиром воздушного судна он работает уже 35 лет, приходилось принимать участие во многих спасательных операциях, высаживаться на самых северных мысах, на его памяти и Нефтегорское землетрясение.

На встрече с журналистами Никита Полонский ответил на вопросы, которые касались планов по развитию островной авиации.

— Увидев сегодня красоту родного края с высоты птичьего полета и прожитых здесь лет, уверен, мы все вдохновились на творческие планы и дальнейшие победы, — подвел итог мероприятия директор главной островной воздушной гавани и отметил, что коллектив аэропорта, сохраняя лучшие традиции, строит амбициозные планы и верит в лучшее будущее Сахалина.

Елена Герцен 

Фото: Василий Шумков, Дмитрий Сергеев, Дмитрий Тиханов

Пресс-центр благодарит генерального директора авиакомпании «Авиашельф» Виктора Сергеевича Аксютина, Анастасию Шеберстову и Наталью Жукову за организацию вертолетного тура.