Начальник ведомственной пожарной охраны АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» Леонид Онищук: «Каждый день бросает нам вызов»

26 апреля 2017 г.

Начальник ведомственной пожарной охраны АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» Леонид Онищук: «Каждый день бросает нам вызов»

Начальник ведомственной пожарной охраны АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» Леонид Онищук: «Каждый день бросает нам вызов»

30 апреля пожарные всей страны отметят свой профессиональный праздник – День пожарной охраны. Его история берет начало в 1649 году, когда царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Согласно этому документу, в Русском государстве вводилось постоянное круглосуточное дежурство пожарных дозоров. И вот уже на протяжении четырех столетий профессия огнеборцев была и остается символом мужества, бесстрашия и отваги.

Ровно 20 лет назад в структуре аэропорта «Южно‐Сахалинск» появилось особое подразделение – ведомственная пожарная охрана. В 1997 году федеральная авиационная служба России выпустила приказ о выведении из состава ВОХР пожарной охраны и возложении на службы ПАСОП аэропортов задач по организации противопожарного обеспечения полетов воздушных судов и объектов авиапредприятий.

Ежедневно в полной боевой готовности находится весь персонал подразделения. Сегодня это 86 человек. Для сотрудников ведомственной пожарной охраны аэропорта нет праздников и выходных, они всегда на посту. И вот уже 15 лет этим высококвалифицированным коллективом руководит профессионал – Леонид Петрович Онищук. В преддверии Дня пожарной охраны РФ он рассказал о специфике работы своего подразделения.

– Леонид Петрович, добрый день! Насколько мне известно, Вы с детства грезили о профессии пожарного и сделали все, чтобы эта мечта осуществилась. Удивительные упорство и целеустремленность! А почему именно пожарный?

– Добрый день. Я родился и до 16 лет жил на Украине. С самого раннего детства я знал, что выберу по‐настоящему мужскую профессию. Еще со школы я мечтал надеть погоны на плечи. Мне хотелось быть похожим на своих братьев: старший и средний дослужились до полковников. Я решил во что бы то ни стало пойти по их стопам. В 1974 году я, будучи 16-ти летним мальчишкой, отправился на Сахалин. Мой старший брат переехал сюда и сделал мне вызов. Тогда на островах действовал пограничный режим. Я уехал к брату и устроился в пожарную часть. Этот опыт мне был необходим для того, чтобы поступить в училище. Я проработал ровно год, после чего стал студентом Иркутского пожарно‐технического училища. Учеба давалась легко! С каждой успешно сданной сессией я чувствовал, что становлюсь еще ближе к своей мечте. Правда, поначалу тяжело было привыкнуть к иркутскому климату: суровые морозы зимой и страшная духота летом. Но ничего, пережил! После получения диплома сразу меня отправили на Сахалин. Мы, кстати, с двоюродным братом сюда приехали. Мы одногодки: он майский, я сентябрьский. И сразу же пришли в управление пожарной охраны, то, что сейчас на ул. Амурской находится. Нас с ним поселили в общежитие и определили в первую пожарную часть. Затем, три года работал начальником караула второй пожарной части. Привез из родного Хмельницка сюда свою жену. Она, кстати, тоже связана с пожарной службой. Сейчас работает диспетчером в одной из южно‐сахалинских частей. До 2001 года я работал в главном управлении, получил, кстати, высшее юридическое образование. В конце 80-х меня даже судьей приглашали работать. Отказался. Всё погоны меня эти держали!

– 15 лет назад Вы пришли работать в аэропорт. Каким он был в то время?

– О том, что в аэропорт требуется начальник пожарной охраны, узнал совершенно случайно. Навел справки, позвонил Николаю Федоровичу Куликову (начальник службы поискового и аварийно‐спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) АО «Аэропорт Южно‐Сахалинска» — прим. автора) и принял это решение. И вот с начала 2002 года я здесь. В то время еще особенно остро ощущалось влияние перестройки. Что было тогда и есть сейчас – это небо и земля. В начале двухтысячных были колоссальные проблемы: катастрофически не хватало техники и людей, не было толком никакой подготовки пожарных. Такие понятия как сертификация и лицензирование – напрочь отсутствовали. Но мы все это преодолели и сейчас ведомственная пожарная охрана – одно из самых подготовленных подразделений аэропорта. Мы не испытываем недостатка в технике. Служба обеспечена спецтранспортом, в 2011 году отметили новоселье – переехали в новое здание. Здесь все, как говорится под рукой: и гаражи, и учебные аудитории, и хозяйственные помещения.

– Учебные аудитории?

– Да! Проведение теоретических и практических занятий личного состава – одна из наших ключевых профессиональных задач. За 20 лет у нас произошло всего одно серьезное авиапроисшествие. Но это не означает, что мы должны расслабиться! Как раз наоборот. Специфика нашей работы несколько иная, чем у пожарных, работающих в населенных пунктах. Я сам по приходу в аэропорт пережил, скажем так, профессиональную перезагрузку. Детально изучил строение и особенности каждого вида самолета. И вот уже 15 лет я каждый день постигаю что‐то новое. Нужно постоянно себя настраивать на то, что ты знаешь еще недостаточно. Занятия у нас проходят регулярно. В первую очередь, это пожарно‐строевая подготовка. Бойцы нашего подразделения должны молниеносно среагировать на любую, даже малейшую, нештатную ситуацию. Им дается 15 (!) секунд на все про все: от экипировки до посадки в машину. Такая сноровка – это годы напряженных тренировок. Кроме того, отрабатываем все этапы реагирования: поступление сигнала, сборы, выезд, работа на полосе…

– Леонид Петрович, Вы говорили об особой специфике работы пожарных именно в аэропорту. Расскажите подробнее, в чем она заключается?

– Согласно нормативам, в случае чрезвычайной ситуации мы должны быть в конце торца взлетнопосадочной полосы (а ее протяженность, напомним, 3400 метров) спустя 180 секунд после получения вызова. За эти три минуты (!) пожарные должны собраться, прибыть на место и начать ликвидацию возгорания. Но потушить воздушное судно – задача не из легких. Самолет может еще находиться в движении – мы обязаны будем работать прямо на ходу. А если это крупный лайнер – там может быть и 20 и 30 тонн топлива! Потому машины у нас отличаются от городских автоцистерн. Наши больше, вместительнее. Если в городских емкость – 6–7 тонн, то у нас и 12–13 тонн.

– Как часто проводятся практические занятия?

– В месяц три раза минимум. На свежем воздухе, т.е. взлетно‐посадочной полосе с обязательным применением дыхательного аппарата и в задымленном помещении. В ходе этих, скажем так, учений, проверяется физическая подготовка каждого нашего сотрудника, его умение работать в команде, принимать решение в критических ситуациях. Эти тренировки важны, в первую очередь, для психологической подготовки людей. Согласитесь, с непривычки очень сложно заставить себя войти в задымленное помещение, даже несмотря на то, что этот пожар условен. В замкнутом помещении (дымокамере) мы при помощи специальной установки создаем искусственный, абсолютно безвредный для организма, дым. Раньше, например, для этих целей мы жгли опилки. Но там не просто зашел и сидишь. Вовсе нет. В дымокамере отрабатываем навыки передвижения по задымленным помещениям, лабиринтам. Причем, каждый раз меняем траектории движения, планировку проходов. Это делаем для того, чтобы люди не теряли сноровки и всегда находились в тонусе.

– Леонид Петрович, сколько ежедневно человек выходят в пожарный дозор?

– С 07.00 утра и до 19.00 часов на боевом посту постоянно дежурят 16 человек, ночью – 12. Таким образом, контроль за обстановкой на территории всего аэропорта ведем круглосуточно.

– Вы строгий руководитель?

– Я справедливый. Люблю дисциплину, не терплю расхлябанности и недобросовестного отношения к работе. К подбору коллектива отношусь тщательно, случайных людей у нас нет. Основные критерии отбора: крепкое здоровье и отсутствие вредных привычек. Остальному – научим. Бывает, парень приходят, месяц‐два отработает и понимает, эта работа не для него. С такими людьми прощаемся. Но, даже не смотря на это, текучки кадров у нас практически нет. Хорошие условия труда, стабильное финансовое положение предприятия – вот что ценят наши сотрудники. А мы, в свою очередь, ценим их. У меня в подчинении немало профессионалов, которые отдаются любимому делу целиком…

– Наверное, как и их руководитель. У вас есть хобби? Чем занимаетесь в свободное время?

– Мое хобби, как бы банально это не звучало, – моя работа. Я не увлекаюсь ни охотой, ни рыбалкой. Все время провожу здесь, среди своего коллектива. В отпуск хожу, как и все — раз в год. Люблю отдыхать в санаториях юга страны: Минеральные воды, Кисловодск, Железноводск.

– Леонид Петрович, что бы Вы пожелали своим коллегам в День пожарной охраны?

– Оптимизма, веры в себя, спокойных дежурств, безаварийных ситуаций, гармонии в семьях и простого человеческого счастья!