Гуси, лебеди и цапли: орнитологическая служба аэропорта «Южно‐Сахалинск» рассказала о пернатых помехах в 2016 году

13 января 2017 г.

Гуси, лебеди и цапли: орнитологическая служба аэропорта «Южно‐Сахалинск» рассказала о пернатых помехах в 2016 году

Гуси, лебеди и цапли: орнитологическая служба аэропорта «Южно‐Сахалинск» рассказала о пернатых помехах в 2016 году

Район аэропорта Южно‐Сахалинска — чрезвычайно птицеопасный. К такому выводу пришли биологи, которые в прошлом году провели комплексное эколого‐орнитологическое обследование приаэродромной территории воздушной гавани в Хомутово. Именно здесь в небе над аэропортом Южно‐Сахалинск пролегает главный путь сезонных миграций и регулярный суточных перемещений для 191 вида птиц. Если лесных пернатых привлекает флористическое разнообразие приаэродромной территории, пестреющие тут и там актинидии, аралии, венерины башмачки и элеутерококки, то чаек и ворон тянет более приземленный корм — они летают через аэропорт на свалку и очистные.

— Лётные экипажи, диспетчеры службы движения и авиационный персонал по орнитологическому обеспечению безопасности полётов аэропорта наблюдали в зоне ответственности аэродрома массовые перелёты птиц, которые создали более 30 тысяч рисков столкновения воздушных судов с птицами, — подчеркнули в орнитологической службе обеспечения безопасности аэропорта Южно‐Сахалинск.

Видовая принадлежность пернатых любителей полетать над взлетно‐посадочной полосой в 2016 году была довольно разнообразна. Чаще всего небо над главной воздушной гаванью Сахалина разрезали лебеди‐кликуны, гуси (гуменники и белолобые), утки (шилохвости, кряквы, чирки‐свистунки, свиязи, широконосики, морские чернети), серые цапли, чайки (бургомистры, восточносибирские, тихоокеанские, чернохвостые, сизые и озерные), большеклювые и восточные чёрные вороны.

Риск для самолетов создают и вороны, которые в ежедневном режиме курсируют через аэропорт на свою круглогодичную кормушку — свалку и очистные сооружения. Орнитологическая служба подчеркивает: в сутки фиксируют перелеты 5 тысяч особей. Перекусить пернатые летают дважды в день. Высокий риск столкнуться с вороной или чайкой у воздушного судна существует на восходе и закате. Поэтому орнитологическая служба аэропорта советует проявлять особую бдительность пилотам, когда те выводят самолет на глиссаду. В службе безопасности аэропорта подчеркивают: уменьшить риски столкновения с птицами возможно, если перенести полигон ТБО за 15 километров от контрольной точки аэродрома.

Привлекает птиц в приаэродромной части аэропорта Южно‐Сахалинск флористические богатства — огромное количество растений, озер, болот, разнотравных лугов. Добавляют ароматной изюминки очистные и свалка. Эти биотопы, по словам специалистов, стали стабильной кормовой базой для множества пернатых.

Риск столкновения самолетов с птицами в 2016 году стимулировала и весенняя охота. Мужчины с ружьями, отмечают в орнитологической службе, вызывали активные и плохо предсказуемые перемещения лебедей, гусей, уток, чаек и куликов. Спасаясь от охотников, птицы зачастую пересекали курсы взлётов и посадок самолетов.

По наблюдениям биологов, существуют сезонные пики в миграциях определенных видов пернатых. В начале июля на свалку через аэропорт летали с залива Мордвинова чайки, которым не удалось загнездиться. В конце второго летнего месяца началась миграция арктических видов куликов. В этот же период значительно возросло количество кочующих серых цапель. К началу августа врановые птенцы расправили крылья и стали летать над аэродромом в поисках корма. К середине августа на крыло встали птенцы тихоокеанских и чернохвостых чаек. Кочующие группы чаек пополнились множеством «первогодков» Скопления чаек и ворон возникали возле устий нерестовых рек, расположенных на побережьях заливов Анива и Мордвинова.

На старте сентября завершилась миграция арктических куликов. Начались послегнездовые перемещения тихоокеанских и чернохвостых чаек. Значительно увеличилось количество кочующих серых цапель. Наблюдался массовый вылет птенцов и отлёт белопоясничных стрижей. С середины сентября орнитологи следили за внушительной миграцией речных уток, шилохвостей и свиязей, гнездившихся на севере. В конце сентября начались перелёты гусей — белолобых и гуменников. На исходе октября завершилась миграция лебедей, морских уток и оливковых дроздов.

— До 24 октября в зоне ответственности аэропорта за ООБП наблюдались кочёвки дневных хищных птиц — канюков и черных коршунов, белохвостых и белоплечих орланов. С середины октября чернохвостые и тихоокеанские чайки в скоплениях на побережье постепенно были замещены восточносибирскими чайкам и бургомистрами. В середине ноября закончились перемещения большинства мигрирующих видов. Кочевки ворон курсом на SSW продолжались до 25 ноября, — подчеркивают в орнитологической службе обеспечения безопасности аэропорта Южно‐Сахалинска.

По правилам стрелять в птиц над аэропортом из оружия нельзя. На страже воздушной чистоты в аэропорту Южно‐Сахалинска разнообразное оборудование: стационарные и передвижные биоакустические установки, электронные пропановые громпушки, а также прибор «Bird Gard» Super Pro. Птиц также распугивают ракетами красного, желтого и зеленого цвета. Это позволяет минимизировать риски столкновения птиц с самолетами.

Орнитологическая служба безопасности аэропорта прогнозирует в 2017 году сложную, с точки зрения птичьей миграции, обстановку. Особенно напряженными станут весна, середина лета и осень.

Наплыв армии пернатых на аэропорт аэродромные службы ожидают с 15 марта до 5 июня и с 15 августа по 15 ноября 2017 года. Птичья активность над взлетно‐посадочной полосой сезонно начинается в мае, когда после оттаивания почвы на ВВП появляются дождевые черви. Основными охотниками за ползающей «дичью» традиционно становятся чайки и вороны. Впрочем, покормиться на взлетке весной можно еще полёвками, лягушками и сочными жуками.

Дарья Агиенко, ИА Sakh.com