Минтранс разрабатывает новую концепцию господдержки региональных авиаперевозок

12 апреля 2013 г.

Минтранс разрабатывает новую концепцию господдержки региональных авиаперевозок

Минтранс приступил к разработке новой концепции господдержки региональных авиаперевозок, пишет КоммерсантЪ.

Принципиальное отличие программы от всех действующих состоит в том, что Минтранс намерен субсидировать авиакомпании, выполняющие определенную программу полетов, вне зависимости от пассажиропотока. Сейчас в рамках всех федеральных проектов (в Приволжском федеральном округе, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере) авиакомпании получают субсидии за конкретных пассажиров, которые оплачивают половину стоимости билета.

Как отмечает издание, маршрутную сеть будут формировать по новой программе сами авиакомпании, а не авиационные власти. Пункты назначения должны находиться в различных субъектах страны и на расстоянии не более 1,2 тыс. км. от узловых аэропортов (в их числе Санкт‐Петербург, Краснодар, Сочи, Пермь, Новосибирск, Сургут, Тюмень). При этом пассажиропоток на этих направлениях не должен превышать 10 тыс. человек в год. На каждом маршруте будет субсидироваться один авиаперевозчик, который должен выполнять не менее трех парных рейсов в неделю. Авиакомпании будут отбираться на конкурсной основе. Если на один маршрут претендуют несколько перевозчиков, то приоритет отдается компании с наименьшей потребностью в субсидиях, выполняющей максимально возможное число рейсов и с наибольшим количеством пассажиров. Свою готовность участвовать в программе уже выразили «Сахалинские авиатрассы», «Ангара» «Полет»«Владавиа» и «Псковавиа»

По завершении программы для дальнейшего развития будут отобраны маршруты, принесшие максимальную эффективность. Таким образом, целью проекта является обеспечение транспортной доступности пунктов в регионах, а не ценовой доступности билетов для пассажиров. К 1 июня министерство транспорта должно представить в правительство предложения по новой модели. В 2013 году в бюджете под новую программу заложены 1,6 млрд. рублей. Программа продлится с 1 августа по 30 ноября.

Собеседники издания на региональном авиарынке подчеркивают, что размер субсидий в новой программе будет определяться расстоянием и кресельной емкостью самолета. В интересах авиакомпаний предлагать наиболее востребованные или дефицитные маршруты. При этом перевозчики будут минимизировать размер своих затрат в конечной стоимости билета и учтут платежеспособность населения региона. Собеседник издания также отметил определенный экономический риск при освоении новых маршрутов. «Новая программа предполагает выплату субсидий по итогам отчетного периода, но при условии полного выполнения заявленной программы,— пояснил он.— Она включает в себя заданную частоту рейсов и расстояние перелетов»

Но несмотря на риски, участники рынка полагают, что новая модель более привлекательна, чем, например, действующая в ПФО. «Авиаторы, работающие над программой развития региональных авиаперевозок в ПФО, изначально хотели сотрудничать на условиях субсидирования маршрута, а не пассажира» — говорит собеседник издания в одной из региональных авиакомпаний. «Субсидировать пассажира невыгодно, поскольку требуется высокая загрузка каждого рейса»,— говорит источник издания. При раскатке нового маршрута даже 100% субсидирования билета перевозчику не помогло бы окупить рейс из‐за небольшого количества пассажиров».

AEX.RU