Нефтяные компании начали выполнять требования Дмитрия Медведева, назвавшего на прошлой неделе «безобразной» ситуацию с ценами на авиакеросин. 20 октября о снижении стоимости керосина на 9% сообщил ЛУКОЙЛ, в пятницу — «Газпром нефть» другие нефтяники вскоре могут последовать их примеру. Эксперты считают, что от снижения перевозчики выиграют немного, но авиакомпании говорят, что готовы понизить цены на билеты.
ЛУКОЙЛ сообщил, что снижает цены на авиакеросин на 9% (около 2 тыс. руб. за тонну). В компании поясняют, что решение было принято в пятницу и обусловлено изменением цен на нефть на мировых рынках (в начале сентября ее стоимость превышала $100 за баррель, сейчас — около $70). О снижении отпускных цен на керосин на 5% (около 1,5 тыс. руб. за тонну) сообщила группа «Альянс» — владелец Хабаровского НПЗ. В пятницу об аналогичном решении объявила «Газпром нефть» снизившая цену на 12% также по причине изменившейся конъюнктуры рынка. В «Роснефти» ТНК‐ВР и «Сургутнефтегазе» вчера отказались обсуждать снижение цен, но источники в компаниях говорят, что такая возможность рассматривается.
По данным ИЦ «Кортес» стоимость керосина в оптовом сегменте снижается с августа. На НПЗ ЛУКОЙЛа в Нижнем Новгороде она упала на 12,96%, до 24,62 тыс. руб. за тонну, у «Газпром нефти» на Омском НПЗ — на 10,3%, у «Роснефти» на самарских заводах — на 14,85%. Правда, в аэропортах цены падали не так быстро: на московском авиаузле с августа она снизилась на 8%.
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев пригрозил нефтяникам возбуждением дел, если цены не изменятся. Президент поручил держать под контролем ситуацию генпрокурору Юрию Чайке. «Не все зависит от поставщиков, но их вклад в стоимость билетов является решающим» — сказал он.
Авиакомпании уверяют, что готовы снизить цены, если керосин подешевеет. Снизить цены в случае реализации мер по поддержке авиации и снижении цен на топливо вчера пообещала гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова. «Конечно, если цены на топливо снизятся, эта составляющая в стоимости билета уменьшится, — говорит пресс‐секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг.- Но затраты с ростом цены на керосин росли весь год, и билеты также будут дешеветь поэтапно»
По оценке гендиректора агентства Infomost Бориса Рыбака, топливные расходы составляют от 30% до 60% цены билета в зависимости от типа самолета. «Авиакомпании понизят некоторые свои тарифы на 5–6%» — оценивает он. В то же время, по словам господина Рыбака, от нынешнего снижения цены на керосин находящиеся в остром кризисе авиакомпании почти ничего не выиграют. «Если бы керосин пошел вниз так же, как упала нефть, — в два раза, можно было бы о чем‐то говорить» — продолжает эксперт. По мнению директора по развитию и маркетингу ИЦ «Кортес» Павла Строкова, такого в ближайшее время не будет. «Нефтяники рассчитывают, что нефть все же начнет дорожать, и торопиться опускать цены на керосин не будут» — полагает господин Строков. Если цена на нефть не изменится, по мнению эксперта, цена на керосин к декабрю упадет еще примерно на 10%, не более.
По материалам www.aviaport.ru