«Ростехнологии» долетели до Дальнего Востока,
поставив крест на проекте «Аэрофлота» в регионе.
В авиакомпанию, которую создают «Ростехнологии» на базе развалившегося авиаальянса AiRUnion, не войдут частные «Омскавиа» и «Сибавиатранс» Им придется решать свои проблемы самостоятельно. Зато в проект включат «Сахалинские авиатрассы» и «Дальавиа» где на прошлой неделе начался кризис. Государство уже начало защищать новую структуру от конкурентов. Первым пострадал «Аэрофлот» которого лишили возможности закрепиться на рынке Дальнего Востока.
В субботу стало известно, что в создаваемую госкорпорацией «Ростехнологии» авиакомпанию на базе не способного продолжать полеты AiRUnion (см. «Ъ» от 5 и 6 сентября) не войдут два перевозчика альянса — «Омскавиа» и «Сибавиатранс» Они на 100% принадлежат частным акционерам альянса братьям Борису и Александру Абрамовичам. «Эти две компании остались за предыдущими собственниками, сегодня вопрос о включении их в новую авиакомпанию не стоит» — сообщил гендиректор «Атлант‐Союза» Алексей Меницкий. Эта авиакомпания, принадлежащая властям Москвы, с 7 сентября будет перевозить пассажиров AiRUnion. Таким образом, на помощь правительства города могут рассчитывать только «Красэйр» «Домодедовские авиалинии» и «Самара» С 30 сентября эти компании перестанут летать под собственными позывными.
По данным «Ростехнологий» новая авиакомпания объединит, кроме участников AiRUnion, «Атлант‐Союз» ГТК «Россия»,"Владивосток‐авиа» «Кавминводыавиа» «Оренбургские авиалинии» и «Саратовские авиалинии» Их общий пассажиропоток по итогам 2007 года — 10,2 млн человек.
В AiRUnion подтвердили, что судьба пассажиров «Омскавиа» и «Сибавиатранса» не определена. «Вероятно, они будут вывозиться собственными силами этих авиакомпаний» — сказала «Ъ» представитель альянса Ольга Трапезникова.
В то же время в пятницу стало известно, что состав авиаактивов «Ростехнологий» расширился. Заместитель министра транспорта Александр Мишарин сообщил, что «Аэрофлот» отказался от консолидации «Дальавиа» и «Сахалинских авиатрасс» (САТ, обе на 100% принадлежат государству). «Мы не можем допустить, чтобы в одном регионе был монополист, мы слишком дорого за это платим» — обосновал позицию государства чиновник. В результате «Дальавиа» и САТ также получат «Ростехнологии» Первая компания в 2007 году перевезла 694 тыс. пассажиров, вторая — 190 тыс., то есть они с лихвой компенсируют потерю «Омскавиа» и «Сибавиатранса» которые вместе перевозят чуть больше 200 тыс. пассажиров в год.
В «Аэрофлоте» подтвердили «Ъ» что уже не рассматривают идею присоединения «Дальавиа» и САТ. «Государство не разрешило нам консолидировать «Владивосток‐авиа», а без этого элемента весь бизнес‐проект теряет экономический смысл» — пояснил «Ъ» замглавы «Аэрофлота» Лев Кошляков. Он добавил, что изначально Минтранс и Росимущество были согласны с планами «Аэрофлота», но в ходе переговоров и подготовки решения «чувствовались лоббистские усилия против» «После решения по AiRUnion нам окончательно стало ясно, чем руководствовались эти силы» — отметил господин Кошляков.
«Аэрофлот» планы «Ростехнологий» радовать не могут — новая структура должна быть больше крупнейшего сейчас перевозчика страны, который вместе с дочерними компаниями в 2007 году перевез 10,2 млн. Но почти все активы госкорпорации — проблемные. «Дальавиа» уже встала на путь AiRUnion. Неделю назад авиакомпания объявила о сокращении рейсов из‐за роста цен на топливо, а в субботу хабаровский аэропорт частично приостановил ее обслуживание за долги. Исключение составили рейсы в Москву и маршруты, которые не имеют альтернативы доставки пассажиров другими видами транспорта или рейсами других авиакомпаний. Руководство аэропорта утверждает, что с 1 августа «Дальавиа» начала накапливать долг, который уже достиг «критического размера» в 215 млн руб. Глава Росавиации Евгений Бачурин сообщил «Ъ» что ведомство получило информацию о проблемах «Дальавиа», но на их решение не было времени.
Теоретически исправить ситуацию могла бы адресная помощь государства, доступ к которой для «Ростехнологий» открывают «Дальавиа» «Владивосток‐авиа» и САТ. В бюджете на 2009 год заложено около 2 млрд руб. на дотирование перевозок на Дальний Восток. Формально распределение средств будет происходить на конкурсе. Однако, например, «Аэрофлоту» уже отказано в замещении AiRUnion в регионе. «В четверг вечером мы получили разрешение Росавиации на выполнение трех рейсов в неделю из Красноярска во Владивосток, но уже в пятницу утром таким же распоряжением оно было аннулировано» — сообщил «Ъ» Лев Кошляков. Он поясняет, что, выдавая слоты для рейсов авиаперевозчиков, аэропорты обязаны согласовывать их с Росавиаций. «Решения о либерализации отрасли остались на бумаге, а в реальности государство продолжает регулировать коммерческую деятельность перевозчиков» — полагает Лев Кошляков. Евгений Бачурин эти обвинения отвергает.
«Теперь государству вместо субсидирования авиаперевозок на Дальнем Востоке придется в экстренном порядке спасать местные авиакомпании» — отмечает глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что проблемы «Дальавиа» по крайней мере, на первом этапе тоже придется решать «Атлант‐Союзу»
По материалам www.aviaport.ru