12 июля свой профессиональный праздник отмечает служба авиационной безопасности России. Основанное в 1973 году подразделение в этом году встречает Юбилей – 50 лет со дня создания.
В АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» служба авиационной безопасности (САБ) была создана в 1994 году и за свои неполные 30 лет претерпела большие изменения. В связи с реформами предприятия и усложнением задач со временем подразделение преобразовалось в Управление авиационной и транспортной безопасности, которое сегодня возглавляет Рапацкая Ирина Алексеевна.
Управление авиационной и транспортной безопасности – самое крупное и одно из самых важных подразделений предприятия. На сегодняшний день штат подразделения – 180 человек. Сотрудники Управления – настоящие профессионалы своего дела, для которых чувство ответственности и долга является приоритетным качеством. Обеспечивая защиту жизни и здоровья пассажиров аэропорта, а также персонала гражданской авиации, многие из них заслуженно имеют награды областного и федерального уровня.
В структуру Управления авиационной и транспортной безопасности АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» входят четыре подразделения: отдел предполетного досмотра, отдел перронного контроля и досмотра, отдел охраны и бюро пропусков.
Ключевыми задачами подразделения являются досмотр воздушных судов, пассажиров, членов экипажей, ручной клади и багажа, груза, почты, бортовых запасов и охрана жизненно важных объектов аэропорта, обеспечение пропускного режима, обеспечение особых мер безопасности при чрезвычайных обстоятельствах.
Персонал службы регулярно проходит повышение квалификации. Ежегодное обучение сотрудников – одно из приоритетных направлений кадровой политики предприятия. Более 20 лет АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» сотрудничает с одним из лучших научно‐учебных центров России – НУЦ «АБИНТЕХ» (г. Москва). С 2017 года сотрудники подразделения проходят повышение квалификации у преподавателей этого учебного центра.
Благодаря современной технической оснащенности и высококвалифицированным специалистам, подразделение эффективно выполняет работу по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и обеспечивает защиту жизни и здоровья пассажиров, а также экипажей воздушных судов. Деятельность управления сегодня соответствует всем требованиям по обеспечению безопасности в международном аэропорту.
Согласно результатам работы за первую половину 2023 года, сотрудниками авиационной и транспортной безопасности было досмотрено 248332 пассажира. Пресечено 74 попытки проноса в воздушные судна опасных предметов и веществ (138 – за первое полугодие 2022 года). Обнаружено и изъято: 9 ед. оружия всех видов, 32 боеприпаса всех видов, 59 кг. легковоспламеняющихся жидкостей. Статистика подтверждает сокращение нарушений по всем параметрам в сравнении с предыдущими годами.
Накануне 50-летия службы авиационной безопасности сотрудники подразделений рассказали пресс-центру о преданности своей работе, обязанностях и отношениях в коллективе.
Отдел охраны
Штат отдела охраны – 40 человек. Персонал подразделения делится на две категории: диспетчеры занимаются видеонаблюдением, а инспекторы охраняют воздушные суда и стационарные посты (объекты ГСМ, стоянки воздушных судов). Опытные сотрудники внимательно следят за всем, что происходит на аэродроме. Любое движение не остается незамеченным: любые перемещения сотрудников и техники, случайные животные на аэродроме, нарушители, которые проникают на территорию, но это, по словам сотрудников, крайне редкие случаи. В работе отделу охраны помогает современная система видеонаблюдения, которая насчитывает около 270 камер по всей территории воздушной гавани.
Александр Чернов, начальник караула отдела охраны
Работаю здесь с 2016 года. Что главное в нашей работе? Для диспетчеров самое главное – усидчивость и внимательность. Работа у нас монотонная и достаточно напряженная, к ней нужно быть хорошо подготовленным. Объектов видеонаблюдения очень много, смотреть надо везде, видеть все. Работу свою люблю, потому что она важна и нужна. Охрана воздушных судов в наше неспокойное время – это очень ответственная задача.
Евгений Сбродов, начальник караула отдела охраны
В конце 2018-го года пришел в отдел охраны водителем, постепенно стал начальником караула. Наша работа не то чтобы сложная, но однозначно ответственная. Основные задачи: контроль и руководство над подчиненными. Ставлю задачи, помогаю. Могу подменить любого сотрудника смены: и водителя, и диспетчера. Атмосфера в службе располагает к работе. Есть взаимопонимание и уважение. Многие сотрудники были знакомы еще до аэропорта: только у меня среди коллег четверо сослуживцев. Люди работают взрослые, с большим опытом, поэтому работа у нас слаженная.
Отдел предполетного досмотра
В отделе предполетного досмотра трудится около 60 человек. У большинства из них длительный трудовой стаж, который достигает не один десяток лет. Работа, по словам сотрудников отдела, интересная и очень ответственная. Встретить, досмотреть пассажиров, их ручную кладь и проводить в «стерильную» зону – главные обязанности персонала отдела. Многие пассажиры волнуются перед вылетом, поэтому инспекторы по досмотру стараются внимательно относиться к каждому из них. Ведь от качественной работы инспекторов в том числе зависит безопасность пассажиров в полете.
Галина Витязева, инспектор предполетного досмотра
В службе авиационной безопасности я работаю 25 лет. Всего в гражданской авиации – 40. До нашего аэропорта, служила в аэропорту Иркутска. Работала бортпроводником, в отделе перевозок, в координационно-диспетчерском центре аэропорта. И уже 25 лет занимаюсь досмотром. Работа с пассажирами мне дается легко и с удовольствием. Практически с любым пассажиром могу найти контакт.
Конечно, за время моей работы в аэропорту изменилось многое. В период, когда я пришла, еще даже не досматривали багаж. А сейчас, новые требования, методы работы, новое оборудование.
Я, правда, очень люблю то, чем занимаюсь. Моя мама тоже долгие годы работала в гражданской авиации, поэтому о работе в аэропорту я мечтала с самого детства. В преддверии праздника хочу пожелать нашей службе и аэропорту развития. Искренне хочется, чтобы в новом аэровокзале были созданы все условия для работы и качественного досмотра наших пассажиров.
Наталья Протасова, инспектор предполетного досмотра
Работаю инспектором уже 19 лет. Мне кажется, главное в нашей работе – это внимание, бдительность и коммуникабельность. Мы постоянно проходим обучение, повышаем квалификацию, сдаем зачеты. Обучение помогает нашим сотрудникам совершенствоваться в профессии и не стоять на месте. На мой взгляд, служба безопасности нашего аэропорта работает на достаточно высоком уровне. Мы не раз обнаруживали и изымали у пассажиров предметы, которые недопустимы к провозу, а ведь они их перевезли к нам из крупных городов. То есть в тех аэропортах не досмотрели.
Я всегда мечтала работать в аэропорту. У меня здесь работал и папа, и брат. Я очень люблю самолеты и в свое время мечтала стать бортпроводником, но не сложилось. Очень ценю свой коллектив и по-настоящему люблю свою профессию. В преддверии нашего праздника желаю всем крепкого здоровья, карьерного роста, благополучия и чистого неба над головой. Для нас это самое главное.
Сергей Бондаренко, инспектор предполетного досмотра
Я работаю в пункте досмотра груза и почты нашего аэропорта уже почти 19 лет. До этого много лет служил в военной авиации. В мои обязанности входит досмотр груза, почты и выявление веществ, запрещенных к перевозке. Могу сказать, что я люблю свою работу. Меня не смущает ни огромный объем, ни напряженность работы. Я ведь родился в то время, когда считалось, что чем больше работы, тем лучше получается. Если дел нет, то время тянется медленно. Работы хватает всегда. Сам «горячий» сезон – время путины. Очень много икры с Сахалина отправляется на продажу на материк. А вообще грузоперевозки – это нескончаемый поток, скучать не приходится.
Самое важное в моей работе – это терпение и доброжелательное отношение к грузоотправителям. Ситуации ведь бывают разные, приходится и грузы вскрывать, но со всеми находим общий язык. Жалоб на нас нет.
Всем коллегам и руководству, конечно, желаю хорошего отношения друг к другу, процветания и спокойной работы.
Бюро пропусков
Бюро пропусков – неотъемлемая часть воздушной гавани, без которой не обходится ни один режимный объект. Современные интроскопы помогают инспекторам досмотреть каждого, кто по тем или иным делам посещает объекты воздушной гавани. В бюро пропусков проходит досмотр транспортных средств, которые провозят грузы и почту, бортовые запасы, доставляемые на самолет. Также, именно здесь досматривают всю специальную технику, обслуживающую воздушные суда и сам аэродром. Сегодня штат отдела составляют 24 человека.
Наталья Хамлова, инспектор бюро пропусков
В службе авиационной безопасности и в этой должности я работаю 12 лет, до аэропорта работала в авиакомпании «Аврора». В бюро пропусков мы осуществляем контроль всех, кто проходит на территорию аэропорта: выписываем пропуска, сверяем документы. Работа достаточно серьезная: люди порой хотят пройти просто так, без разрешающих документов, но так как у нас режимный объект, объясняем, что это невозможно. Работа с людьми вообще имеет свои особенности. Необходимо быть доброжелательными и искать к людям подход. Но работаем практически без конфликтов. В моей работе мне как раз нравится коммуникация с людьми. Кроме того, очень много звонков, работа с информацией.
За 12 лет моей работы в работе службы авиационной безопасности многое поменялось. Контроль стал намного серьезнее, повышается уровень безопасности, а это то, ради чего мы работаем.
Своим дорогим коллегам, конечно, хочется пожелать процветания, роста в профессии и перспектив.
Евгений Алдаков, инспектор бюро пропусков
Работаю в бюро пропусков с июня 2011 года. Пришел по рекомендации и вот уже 12 лет с удовольствием здесь работаю. Моя работа заключается в досмотре грузополучателей, которые проходят на территорию и работников организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории аэропорта. Контролируем попытки проноса и выноса запрещенных предметов, взрывчатых веществ, боеприпасов, оружия и прочего. Подобные случаи бывали, например, с проносом оружия. Но люди честно его сдавали нам на хранение и по убытию забирали. В целом, это редкость и ежедневная работа проходит спокойно. Мне с самого начала, когда я устроился, понравились и работа, и наш дружный коллектив. Конечно, часть его за это время поменялась, потому что не все выдерживают нагрузку, регулярное обучение, но с теми, кто работает давно мы в отличных отношениях.
Если говорить о пожеланиях, хотелось бы нового просторного контрольно-пропускного пункта, со всеми удобствами для сотрудников. А своим дорогим коллегам желаю здоровья, везения и такой же доброй атмосферы в коллективе.
Отдел перронного контроля и досмотра
Значение деятельности отдела перронного контроля и досмотра трудно переоценить. Персонал отдела занимается досмотром пассажиров, персонала и экипажей на входе в здание аэровокзала, следит за порядком в багажном терминале, осуществляет патрулирование территории аэродрома, занимается проверкой пропусков и т. д. Но основной фронт работы сотрудников отдела – это досмотр воздушных судов. Сотрудники первыми поднимаются на борт прибывшего или отправляющегося авиалайнера, осматривают кабину экипажа, салон, багажные и грузовые отсеки.
Дмитрий Комаров, инспектор отдела перронного контроля и досмотра
Мы осуществляем предполетный досмотр воздушного судна, контроль загрузки питания, багажа, груза и почты, контроль пассажиров, заходящих и выходящих из воздушного судна. Досмотру воздушных судов нас учат в процессе работы. Регулярно сотрудники отдела проходят обучение и сертификацию по программе «Досмотр воздушных судов. Перронный контроль».
В аэропорту «Южно-Сахалинск» я работаю с 2010 года. Приятно работать с самолетами. Но помимо любования мы обязаны хорошо знать строение и устройство всех типов воздушных судов, которые к нам летают. Знать, где какие люки находятся, как самолет оборудован. Ведь когда досматриваешь прилетевший самолет, нужно быть уверенным, что все на своем месте, ничего лишнего в нем нет.
Главное в работе, по мнению Дмитрия, – иметь здоровую нервную систему и быть терпимыми к пассажирам, ведь сотрудники отдела – одни из первых лиц воздушной гавани, которые встречаются пассажиров по прилете.
Виктор Терещенко, инспектор отдела перронного контроля и досмотра
В аэропорт «Южно-Сахалинск» я пришел 2 года назад из другой сферы деятельности. Авиация меня привлекала с детства: любил и самолеты, и полеты на них. Я видел себя в авиации с юных лет, но пришел к этому недавно. Профессия очень нравится, а именно работа с пассажирами и все обязанности по обеспечению безопасности пассажиров. Интересна совместная работа с экипажами воздушных судов: вместе мы досматриваем самолеты во время их стоянки в нашем аэропорту.
Всю техническую сторону работы изучил уже на месте. Например, со многими типами самолетов, летающих на остров, я не был знаком. Но любую новую информацию я встречаю с удовольствием. Мне повезло заниматься тем, что мне очень нравится.
Для работы инспектором, на мой взгляд, нужно быть энергичным, внимательным человеком и обладать способностью общения с разными людьми. Ведь с нарушителями сталкиваемся постоянно, но до конфликта практически никогда не доходит.
Коллектив аэропорта – это сплав профессионалов, для которых любовь к выбранному делу является объединяющей.
По словам генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Андрея Крутцова, работа подразделения авиационной и транспортной безопасности требует бдительности, постоянного внимания и высокой ответственности. Огромное значение имеет взаимовыручка и поддержка в коллективе. Столетняя история отечественной гражданской авиации показала незыблемость традиций и правил, которые передаются из поколения в поколение.
Фото Михаила Родина