Пресс-центр АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в своем проекте «Мы работаем, чтобы вы летали» продолжает знакомить читателей с людьми, которые посвятили жизнь или недавно начали карьеру в авиации, но влюблены в нее всем сердцем.
По мнению генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Андрея Крутцова, авиация не терпит случайных людей. Именно преданность и верность делу, дисциплина и ответственность, взаимовыручка и поддержка в коллективе создают настоящую авиасемью, на которой и держится стабильная работа предприятия.
Новый материал посвящен молодым, но уже опытным сотрудникам координационно-диспетчерского центра аэропорта «Южно-Сахалинск», работу которых не видят пассажиры, но очень ценят сотрудники всей воздушной гавани. В КДЦА трудится 16 человек, и с двумя из них мы знакомим вас сегодня.
Кичуткин Валерий: «Мне всегда везло с наставниками»
Кичуткин Валерий – начальник смены координационно-диспетчерского центра аэропорта «Южно-Сахалинск».
В координационно-диспетчерский центр аэропорта Валерий пришел в 2019 году на должность диспетчера, а начальником смены стал в прошлом сентябре. Но, как это бывает в жизни, чтобы найти «ту самую» профессию, молодой человек прошел длинный путь.
«После школы я окончил колледж бизнеса и информатики, получил специальность «техник-программист» и пошел в армию. В аэропорт я пришел, как говорится «по объявлению». Вернулся из армии, где отслужил два года, увидел по телевизору рекламу бегущей строкой и откликнулся на вакансию пожарного-спасателя.
Почему сделал такой выбор? Меня привлекал масштаб предприятия. Аэропорт казался каким-то совсем необычным местом, подобных ему в нашем городе, по моему мнению, больше нет. Ну и, конечно, вся сопутствующая романтика: самолеты, небо, полеты», – рассказывает о своем выборе наш герой.
Валерий трудится в аэропорту «Южно-Сахалинск» уже 18 лет. Свой путь в воздушной гавани начал в ноябре 2004 года с должности пожарного-спасателя службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. Со временем молодой человек получил допуск для работы диспетчером в СПАСОП. В апреле 2007 года перешел на работу в службу авиационной безопасности на должность инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов, где проработал больше 11 лет.
«У меня были очень хорошие наставники. В службе ПАСОП это – Николай Федорович Куликов и Леонид Петрович Онищук. Именно они советовали мне развиваться и двигаться дальше. Я прислушался, прошел повышение квалификации и стал диспетчером в пожарной части. Сначала заменял временно отсутствующих сотрудников, затем стал работать самостоятельно. Хотелось расти дальше, познакомился с Рапацкой Ириной Алексеевной, она тогда руководила группой перронного контроля в службе авиационной безопасности. Прошел собеседование и перешел на службу к ней. Три месяца проходил обучение, под кураторством Сидорина Александра Павловича. Он меня всему обучил, я получил допуск и стал работать «в полях», на перроне», – рассказывает Валерий Кичуткин о своем авиационном пути.
В 2015 году Валерий окончил Ульяновское авиационное училище по направлению «безопасность технологических процессов и производств на авиапредприятиях и аэропортах». Все четверо успешно заняли свои места в авиации Сахалинской области.
«Когда я шел работать в координационно-диспетчерский центр с перрона, я думал, что я знаю о работе аэропорта все. Когда начал работать в КДЦА, я понял, что я не знаю о работе аэропорта совершенно ничего. Моим наставником стал Гладков Юрий Егорович. Он научил меня всему, что я умею. Кладезь ума и просто отличный человек, большое ему спасибо.
Может, прозвучит громко, но, на мой взгляд, КДЦА для аэропорта – как дирижер для оркестра. Именно так я бы охарактеризовал наше подразделение. Мы взаимодействуем буквально со всеми производственными оперативными службами аэропорта».
Когда самолет касается взлетно-посадочной полосы и уходит на стоянку для воздушных судов, авиадиспетчеры Сахалинского центра ОВД передают его диспетчерам КДЦА. Сотрудники координационно-диспетчерского центра аэропорта обеспечивают подачу трапов, контролируют высадку пассажиров, своевременность всех процессов обслуживания, проверяют наличие представителей всех задействованных служб на своих местах. Затем происходит заправка и уборка воздушного судна, загрузка питания и багажа. Каждая служба докладывает диспетчерам, что борт готов, только после этого сотрудники КДЦА дают команду для загрузки пассажиров. Все работы ведутся согласно технологическим графикам. Как только самолет ушел со стоянки на «полосу», он снова передается авиадиспетчерам.
«Ночью мы готовим информацию по прилетам (утром в Южно-Сахалинск стабильно прилетают рейсы из Москвы, Владивостока, Новосибирска). По вечерам, приходя на смену, готовим информацию и формируем график для диспетчеров, которые заступают на следующий день. Если есть незапланированные ранее рейсы, то делаем рассылки по службам, чтобы те подтвердили готовность к обслуживанию. После этого объявляем заказчику, что мы готовы принять и обслужить его борт и заносим информацию по этому рейсу в специальную программу. Работы всегда хватает», – делится молодой человек.
КДЦА, Валерий первый слева
В ситуациях непогоды и массовых подвижек в расписании, когда рейсы задерживаются, аэропорт переходит в усиленный режим работы. Валерий признается, что задержки в расписании – это не сложно, а интересно. «Конечно, лучше, когда аэропорт работает в штатном режиме. Так оно и должно быть. Но есть разные обстоятельства: непогода, метели, когда рейсы сдвигаются, копятся. Это как непростая задача, которую нужно успешно решить. Одновременно обслужить несколько бортов и скоординировать работу всех служб так, чтобы все рейсы были выполнены».
Самая главная функция КДЦА состоит в том, чтобы аэропорт работал в штатном режиме и все рейсы выполнялись регулярно, улетали и прилетали по расписанию. Для этого диспетчеры не только руководят действиями оперативных служб, но и выполняют ряд других задач. Например, именно начальник смены КДЦА отвечает за состояние взлетно-посадочной полосы. Регулярно начальник смены производит объезд и осмотр ВПП с мастером аэродромной службы. Аэродромная служба и КДЦА обмениваются информацией: начальник смены рассказывает об особенностях метеоусловий, полученных от метеослужбы, а мастер аэродромной службы докладывает, какая техника и сколько людей готовы к работе. После чего составляется план работы на ночь.
«Когда я работал на перроне, смотрел на работу служб и даже не задумывался, почему все работает четко, как механизм часов. Одни пришли вовремя, вторые, третьи. Почему бортпитание к самолету подогнали именно сейчас? А почему вчера к самолету подъехал один трап, а сегодня два? Все это – задача диспетчеров КДЦА. Вовремя и «регулярно» выпустить рейс и наладить все процессы».
В процессе разговора Валерий поделился давним увлечением. Вот уже 8 лет молодой человек занимается сборкой моделей самолетов. Началось все с подарка друга на день рождения. Один за другим, собралась целая коллекция, которая сейчас украшает потолок детской комнаты в доме Валерия.
Средний сын Валерия в свои девять лет проявляет особый интерес в авиации. Грандиозные планы мальчика на покорение неба Сахалина регулярно меняются, разбег профессий: от диспетчера до пилота и обратно. Возможно, если интерес с возрастом не угаснет, сын продолжит дело Валерия и вступит в ряды авиаторов.
По мнению Валерия, диспетчером может стать только стрессоустойчивый, внимательный и грамотный человек. Явным преимуществом для людей этой профессии являются многозадачность и коммуникабельность. А также наш герой советует будущим диспетчерам с юных лет развивать память, этот навык в профессии диспетчера придется как нельзя кстати.
«У нас в КДЦА прекрасная атмосфера. Очень слаженный коллектив, в котором развиты взаимоподдержка, понимание и нет места конфликтам. Если начальник смены видит, что диспетчер сильно загружен, например, в ситуации с задержками, он всегда придет на помощь и подхватит. Мы все готовы друг другу помочь. Во многом эти отношения выстроены благодаря нашему руководителю – Сахно Марку Юрьевичу, который уважает и ценит свой коллектив. И это взаимно, я считаю, что с таким грамотным руководителем нам крупно повезло», – рассказывает Валерий.
«Как изменился аэропорт «Южно-Сахалинск» за 18 лет? Сильно. Как минимум, изменились условия работы. И у пожарной части есть большое здание со всеми удобствами, и у группы перронного контроля свои помещения. Сотрудникам КДЦА одно время приходилось ютиться в кабинете и работать по видеокамерами, ведь окна помещения выходили не на перрон, а на привокзальную площадь. А сейчас у нас своя комфортная и просторная «вышка». В аэропорту в последние годы постоянно ведется строительство, модернизация мест стоянок. В этом году в эксплуатацию ведут новый аэровокзал, в следующем – новую взлетно-посадочную полосу. У нас есть все для успешного развития. Теперь хотелось бы, чтобы снова открыли границы, а количество пассажиров увеличивалось. Перспективы у аэропорта большие».
Елена Никифорова, специалист группы расписания и координации слотов координационно-диспетчерского центра аэропорта, трудится в службе с 2020 года.
В аэропорт Елена пришла в 2005 году. В медсанчасти авиакомпании «Аврора» (тогда еще «Сахалинские авиатрассы») работала ее тетя, она и стала той ниточкой, которая связала Елену с авиацией. Так, 18 лет назад наша героиня устроилась в воздушную гавань и начала работать дежурной в справочном бюро аэропорта. В ее обязанности входила работа с пассажирами.
Долгие годы, а именно 15 лет, наша героиня была одним из голосов аэропорта, который хорошо знаком часто летающим пассажирам. «Объявляется посадка на рейс…», «Произвел посадку самолет авиакомпании…» и другие подобные фразы навсегда останутся в памяти Елены.
Елена Никифорова за работой в справочном бюро
В 2015 году Елена стала старшей дежурной и к обязанностям добавилась административная работа. Но уже через 5 лет начальник КДЦА «Южно-Сахалинск» пригласил Елену присоединиться к команде КДЦА.
Отдельное подразделение, в котором сейчас трудится Елена, – группа расписания и координации слотов (ГРиКС) КДЦА, появилось в аэропорту «Южно-Сахалинск» всего 3 года назад. Перемены назревали давно, но только в 2020 году было решено выделить эту деятельность в отдельное звено и создать его на базе координационно-диспетчерского центра аэропорта.
ГРиКС КДЦА согласует расписание и слоты напрямую с авиакомпаниями и операторами аэропорта. (В гражданской авиации слотом называется промежуток времени, который аэропорт выделяет воздушному судну для осуществления взлета или посадки). Для того чтобы точно определить время вылета рейса из аэропорта, подразделение Елены проводит огромную работу по согласованию данных с авиакомпаниями, операторами аэропорта, берет в расчет пропускную способность аэропорта. Только после полного согласования рейс занимает свое место в расписании.
«Я очень люблю свою работу, мне все здесь интересно! Но если работа в справочном бюро требовала больше эмоциональных сил из-за постоянного общения с людьми, то здесь работа хоть и кажется спокойнее, но, тем не менее, очень ответственная. Здесь нужно решать задачи, как все так согласовать, чтобы «пазл» сошелся и рейс четко встал в расписание», – делится Елена.
Группа расписания и координации слотов, в том числе, курирует и оказывает поддержку с информационным обеспечением коллегам в аэропортах-филиалах АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» («Оха», «Ноглики», «Шахтерск»).
Елена, по мнению многочисленных коллег, очень добрый, открытый и позитивный человек, который находится «на своем месте». «Я люблю работать, тем более работать в таком месте. Я пришла в аэропорт и сразу стала счастливее. Мне нравилось здесь абсолютно все. За 18 лет на моих глазах аэропорт стал уютнее, комфортнее как для пассажиров, так и для сотрудников.
В памяти Елены еще свежи воспоминания об аэропорте «нулевых». Интернет еще не вошел в нашу жизнь настолько прочно, чтобы каждый пассажир мог отследить свой рейс на мониторе компьютера, смартфонов не было, а федеральными авиационными правилами в те годы еще не предусматривалось расселение пассажиров по гостиницам в случае задержки рейса. И весь «удар» в дни метелей и циклонов справочное бюро аэропорта «Южно-Сахалинск» принимало на себя. Предоставить информацию, подсказать, помочь, если надо – успокоить.
Тогда, в начале двухтысячных, метели на юге острова были суровее, а переживать их было сложнее. Несокрушимый снег, ветер, обледеневшая полоса, невозможность летать в принципе. Люди семьями, с многочисленным багажом, по нескольку дней буквально жили в аэропорту. И как все изменилось теперь. Есть что вспомнить, делится Елена и радуется, как все в воздушной гавани изменилось с тех пор. Метель, задержано много рейсов – аэровокзал пустой. Все это результат слаженной работы сотрудников АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» и авиакомпаний, к которому предприятия шли долгие годы.
Одним из любимых моментов работы Елена называет возможность наблюдать и фиксировать камерой рассветы и закаты. Локация аэропорта «Южно-Сахалинск» для этого подходит идеально: с одной стороны открывается вид на «Горный воздух», с другой – на Западно-Сахалинские горы. Интереснее этого, разве что, посещение самого аэродрома. Удивительный факт - до начала работы в координационно-диспетчерском центре, наша героиня ни разу не была на перроне за исключением того, когда была сама пассажиром. Благодаря работе в КДЦА, Елена получила возможность изучить процессы наземного обслуживания воздушных судов при подготовке к полетам. Это позволило глубже понять взаимосвязь служб аэропорта и авиакомпаний, которые вместе трудятся на благо пассажиров.
Елена Никифорова третья слева
На сегодняшний день Елена заканчивает обучение в Хабаровском филиале Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации по направлению «Организация перевозок и управление на транспорте». Профильное образование помогло не только более детально изучить сферу деятельности, но и крепко-накрепко связало нашу героиню с любимым аэропортом, без которого жизнь уже и не представляется.
Двух сотрудников координационно-диспетчерского центра аэропорта «Южно-Сахалинск», героев нашего интервью, связывает не только извилистый авиационный путь к работе в КДЦА, но и искренняя, неизменная любовь к своему делу. Таких людей в воздушной гавани областной столицы немало, и мы по праву можем этим гордиться.
Марк Сахно, начальник КДЦА, о своей службе и подчиненных:
Значимость работы нашего Центра трудно переоценить. В наш век высоких скоростей обмена данными важную роль играет способность получать и обрабатывать информацию. В нашем случае регулярность отправления рейсов напрямую зависит от слаженности работы всех операторов аэропорта, от того, как своевременно каждый на своем месте качественно выполнит свою работу. В КДЦА работают профессионалы, способные направить усилия многих людей в созидательное русло авиационной деятельности, результатом которой станет полёт пассажира. За годы совместной работы в Центре подобрался и профессионально вырос коллектив единомышленников, отчетливо понимающих цели и задачи при работе с информацией и коллегами, способов их решения, что делает работу успешной и значимой.
В статье использованы фото Кирилла Ясько