От Осавы до Чехова: как развивался южно-сахалинский аэропорт

Обычно люди рассматривают подобные места только в качестве транзитной точки между городами и странами, их внимание занято хлопотами, связанными с отлетом или ожиданием рейсов.

Советский аэропорт «Тойохара» Гражданского воздушного флота СССР был образован после Второй Мировой войны в Большой Елани на месте военного японского аэродрома «Осава», который представлял собой одну железобетонную взлётно-посадочную полосу длиной 500 метров, шириной 100 метров и японское административное двухэтажное здание. Аэропорт пострадал от бомбежек советской авиации в ходе наступательной операции на юге Сахалина в 1945 году. Первым начальником аэропорта был назначен К. Полозов. В этой должности он работал до декабря 1947 года.

Интересно, что авиабаза могла в этой части острова так и не появиться. Некоторые сотрудники Дальневосточного управления авиации в Хабаровске считали, что она там вообще не нужна. По их мнению, столицу новой области нужно было расположить в Углегорске, который имел лучшие экономические и транспортные возможности.

Камикадзе восстанавливал аэропорт для СССР

Тем не менее, на разрушенном аэродроме восстановили посадочную площадку для приема прилетающих гражданских воздушных судов. В ее расчистке участвовали и пленные японцы. Один из них бывший летчик — камикадзе, которого звали Фарисади, неплохо знал русский язык и подсказывал информацию по техническим коммуникациям.

Руководство аэропорта с 20 сентября 1945 года разместилось в деревянном здании японской постройки, набрали персонал из демобилизованных авиационных специалистов: авиамехаников, мотористов, мастеров по радиосвязи, из Хабаровска прибыло два авиадиспетчера. Для них выделили двухэтажный дом по улице Ленина, сейчас на его месте стоит гостиница «Сахалин-Саппоро».

Первое время своей ремонтной базы и самолетного парка в аэропорту не было. Поэтому суда, прилетающие из других городов, проходили только предполетную подготовку. Из техники имелись лишь автобус, автомашина и мотоцикл. Для организации авиаперевозок была открыта билетная касса, созданы линейно-эксплуатационная ремонтная мастерская самолетов и служба горюче-смазочных материалов. Организовали пункт метеонаблюдения. Это было началом развития инфраструктуры аэропорта.

В октябре 1945 года на трех самолетах «ЛИ-2» начались регулярные авиаперевозки из Южно-Сахалинска в Хабаровск, Оху, Тымовское, Владивосток, Курильск, Южно-Курильск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Анадырь и др. Только в мае 1946 года здесь появляется собственный самолет. По одним данным это был «ПО-2», по другим «Як-12», который использовался для патрулирования лесов от пожаров, перевозки почты, грузов и полетов по санитарным заданиям областной больницы. На базе самолетов «Ли-2» и «Як-12» в аэропорту был создан 38-й лётный транспортный отряд дальневосточного управления гражданского воздушного флота, командиром которого назначили В.И. Лосенкова.

Именно туда, в Большую Елань в 1946 году прибыл председатель президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян для изучения новой советской территории и в том числе принятия решений по развитию гражданской авиации.

В июне 1947 года командиром 38-го авиаотряда назначили М.И. Приходовского. В январе 1948 года начальником аэропорта Большая Елань был назначен И.С. Лавров, и уже в следующем месяце аэропорт становится независимым хозяйственным субъектом.

До Москвы 28 часов

В 1954 году М.И. Приходовским была создана служба управления воздушным движением. А через два года проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы. Ее удлинили на 100 метров металлическими аэродромными плитами, которые лежали без действия на военном аэродроме в Хомутово после сокращения вооруженных сил. Это позволило самолетам «ИЛ-12» и «ИЛ-14» выполнять регулярные рейсы в Москву, Хабаровск, Владивосток. В 1958 году было построено типовое здание аэровокзала.

Первый рейс грузового «ИЛ-14» торжественно встречал первый секретарь Сахалинского областного комитета КПСС Павел Леонов, который сыграл большую роль в этой работе. Он дал указание в связи с дефицитом бетонных плит удлинить взлетно-посадочную полосу с помощью железных листов, На следующее утро после встречи грузового «ИЛ-14» Павел Артемович на пассажирском «Ил-14М» улетел в Москву, а техников, готовивших самолет, вызвали на допрос в КГБ. Оказалось, что самолет совершил аварийную посадку в Хабаровске из-за отказа двигателя — вышел из строя цилиндр. Позже экспертиза нашла виновного, им оказался уставший металл.

Полет самолета «Ил-12» из областного центра до столицы составлял тогда около 28 часов с 10 промежуточными посадками. Плюс 15 часов кратковременной стоянки самолета для дозаправки в аэропортах посадки, технического обслуживания и смены эстафетных экипажей. Общее время в пути составляло 43 часа. А мы сейчас жалуемся, что тратим в полете без пересадок 8-9 часов. Все познается в сравнении.

В 1954 году на острове побывал первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза, председатель советского правительства Н. Хрущев после чего сахалинцы лишились многих льгот и началось массовое расформирование воинских авиачастей. Благодаря последнему обстоятельству гражданская авиация области получила пополнение. Ветераны вспоминают, что условия для работы в аэропорту тогда были не очень хорошие. Из старых авиационных деревянных ящиков сколачивали сарайчики, приспособленные для обогрева, ведь практически вся деятельность персонала проходила на открытом всем ветрам воздухе.

Аэропорт переезжает

В 1960 году Сахалинский обком КПСС и руководство Сахалинского облисполкома обратились в Совет Министров СССР с предложением о строительстве в Южно-Сахалинске нового аэродрома. В следующем году началось строительство железобетонной взлетно-посадочной полосы аэродрома Хомутово длиной 2200 метров и шириной 45 метров.

20 февраля 1964 года из Хабаровска в Южно-Сахалинск на новую взлетно-посадочную полосу совершил технический рейс самолет «Ан-10» на 110 пассажиров. Время в пути составило 1 час 10 минут, что в два раза быстрее, чем на «Ил-14». Ветеран аэропорта Сталий Коняшов вспоминал, что отличием «Ан-10» были два собственных встроенных трапа, которые выпускались спереди по левому борту. Пассажиры сами несли свои чемоданы и другую поклажу, как ручную кладь, на первый этаж багажного отделения самолета, а затем прямо из него не выходя из воздушного судна, по трапу поднимались на второй этаж в пассажирский салон.

В это время аэропорт оснащался новыми средствами самолетовождения и радиотехническим оборудованием, системами автоматического управления захода на посадку в любую погоду. Начали применяться новые образцы навигационной техники — курсовые системы с магнитными, гироскопическими и астрономическими датчиками, измерители углов сноса, путевые измерители скорости, бортовые радиолокаторы.

В 1964 году в Хомутово построили здание аэровокзала, гостиницу, столовую, рулежные дорожки, стоянку самолетов и централизованную заправку топливом самолётов с турбореактивными двигателями. А также железобетонную взлетно-посадочную полосу длиной 1852 метра и шириной 45 метров, пригодную для приема и выпуска новых воздушных судов. Полеты стали выполняться на двух аэродромах — Большая Елань и Хомутово. Поток пассажиров сильно вырос.

Начались регулярные прямые полеты «ИЛ-18» на маршруте Южно-Сахалинск — Москва. Сотню пассажиров за 14-15 часов доставляли в столицу. Газотурбинный самолет развивал скорость до 650 километров в час.

1 января 1965 года аэропорт в Большой Елани прекратил свое существование. Но начальник аэропорта Н.М. Гурарий продолжил работать в этом качестве уже в Хомутово.

— Он был участником Великой Отечественной войны. Летал пилотом самолётов «У-2», «По-2» и «Ан-2» в тыл врага. Вывез из партизанских отрядов на «Большую землю» большое количество детей, раненых бойцов и командиров. Награжден боевыми орденами и медалями СССР. Пользовался большим уважением в коллективе, — вспоминает ветеран аэропорта Сталий Коняшов.

В октябре 1967 года женский экипаж во главе с Героем социалистического труда Любовью Улановой на самолете «ИЛ-18 Д» совершил беспосадочный перелет из Симферополя в Южно-Сахалинск. Расстояние в 7680 километров преодолели за 12 часов и 12 минут. Посвятив свой полет 50-летию Великого Октября, советские летчицы установили мировой рекорд дальности.

Любовь Михайловна была легендарной женщиной. Во время Великой Отечественной вывозила раненных в тыл, доставляла золото с приисков и, хотя не участвовала в воздушных боях, награждена медалью «За Победу над Германией». В мирное время она стала первой в мире представительницей прекрасного пола летавшей на турбовинтовых самолетах. На ее счету также мировой рекорд высоты полета.

Авиация спецприменения

Руководство авиаотряда при финансировании аэропорта переоборудовало самолеты «Ил-14 М» для создания звена рыборазведчиков и наблюдателей за ледовой обстановкой. Работы проходили в Минске на авиационном ремонтном заводе. С разрешения генерального конструктора С.Ильюшина на каждый самолет установили три дополнительные топливные баки на 2700 литров, радиолокатор, электронный автопилот и оборудование для аварийного сброса топлива. Благодаря появлению новой модификации самолета «Ил-14Р» (разведчик), способного находиться в воздухе 9 часов, рыбная промышленность области дополнительно добывала в год более семи процентов сельди. В денежном выражении это составляло десятки миллионов советских рублей. А более точные данные температуры поверхностного слоя воды позволили увеличить срок навигации и дополнительно проводить до сотни судов, и экономить до 250 суток плавания. Кроме того, такие авиаразведчики выводили морские корабли из ледового плена и в любую погоду приходили на помощь терпящим бедствие.

Появилось новое поколение лайнеров. В 1970-м здесь стали обслуживать самолеты с газотурбинными двигателями «АН-24». Но в Хабаровске летевшим с острова до столицы или обратно пассажирам приходилось пересаживаться на «ИЛ-62», который не мог садиться в Южно-Сахалинске из-за короткой взлетно-посадочной полосы. Поэтому нужно было вновь модернизировать инфраструктуру аэропорта, чтобы принимать московские беспосадочные рейсы.

В период реконструкции ВПП самолеты «Ан-24» и «Ан-26» летали на аэродром «Хомутово», а «ИЛ-18» и «Ан-12» в «Сокол» до завершения строительства 500 м участка ВПП на аэродроме «Хомутово». Оба аэродрома работали круглосуточно. Персонал для обслуживания авиационной техники, пассажиров, управления воздушным движением, сотрудники транспортной милиции и другие необходимые специалисты выезжали в аэропорт Южно-Сахалинск (Сокол) ежедневно из областного центра на служебном автобусе.

5 мая 1985 года в аэропорт Южно-Сахалинск на аэродром «Сокол» был выполнен первый пассажирский полет самолета «Ту-154», сокративший время перелета в Москву до 7-9 часов. Через два года после увеличения взлетно-посадочной полосы на 500 метров состоялся первый рейс «ИЛ-62». Восемь тысяч километров он преодолел за 8 часов.

Авиация уходит в штопор и вновь взмывает вверх

Спад в авиации начался в начале 90-х. Чтобы сохранить кадры, было принято решение разделить авиаотряд на аэропорт и авиакомпании. Несмотря на серьезные проблемы, которые испытала вся страна, в те же годы открылись международные линии. В 1990 году впервые установлено воздушное сообщение Южно-Сахалинска с Японией (Хакодате, Саппоро), Южной Кореей (Сеул, Пусан), Китаем (Харбин), США (Анкоридж), Вьетнамом (Хошимин). Осуществлялись технические посадки воздушных судов, выполняющие транзитные рейсы из Японии, США, Канады и других стран. В 1990 году объем международных перевозок составил более 2500 пассажиров в год, а в 1999 году было перевезено более 37500 человек. Поддержало работу аэропорта и сахалинской авиации развитие шельфовых проектов.

С 2010 наш аэропорт начали прилетать различные авиакомпании на отечественных самолетах «Як», «АН», «Ту», «Ил», а также воздушных судах иностранных производителей «Боинг», «Аэрбас», «FALCON», «GULFSTREAM» и различных вертолетах. Осенью этого же года впервые в аэропорту областного центра произвел посадку тяжелый транспортный самолет «АН-124-100» «Руслан».

В 2019 году аэропорту по итогам конкурса «Великие имена России» присвоено имя Антона Чехова. Шутят, что теперь там работают только знатоки творчества Антона Павловича, а пассажирам нужно перед полетом штудировать его труды. Иначе даже с билетом не улетишь. Сегодня наш аэропорт является базовым для Единой Дальневосточной компании. Новая история аэропорта создается прямо сейчас на наших глазах. Строятся современный аэровокзальный комплекс, который в перспективе сможет принимать до 5 миллионов пассажиров в год, а также взлетно-посадочная полоса.

А совсем недалеко от Хомутово там, где сейчас часть территории старого аэропорта занимает автошкола «ДОСААФ» — учебные автомобили гоняют по бывшей взлетной полосе, а здание уже советского аэровокзала, построенного в 1958 году, разваливается без присмотра после нескольких пожаров и попытки организовать колбасный цех. Такая вот ирония судьбы. От летающих самолетов до неудавшегося колбасного производства. Может быть, лучше там стоит сделать музей сахалинской авиации для посещения туристов? Чтобы сохранить память о прошлом, в администрации нынешнего аэропорта в Хомутово выделена комната для тематической экспозиции. Скоро откроется благоустроенный сквер «Авиаторов». Возможно, потом возьмутся и за старый аэровокзал в Большой Елани. По крайней мере, хочется на это надеяться.

Автор: Даниил Панкстьянов, Sakh.Online

04 декабря 2022 г.