Задачу подготовить план развития Северного морского пути на период до 2035 года поставил перед Правительством РФ глава государства Владимир Путин. Документ был разработан и согласован по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. Работа по подготовке плана была осуществлена под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. О проведённой работе было доложено главе государства.
Цель создания данного стратегического документа направлена на обеспечение надёжной и безопасной перевозки грузов по Северному морскому пути для людей, живущих в районах Крайнего Севера, создание условий для реализации инвестиционных проектов в российской Арктике.
Не менее важно развитие Северного морского пути в условиях санкционного давления. Эта арктическая транспортная артерия может использоваться в качестве альтернативы для доставки российской продукции в дружественные страны и транспортировки необходимых товаров оттуда в Россию.
«Для того чтобы Северный морской путь действительно стал новым мировым транспортным коридором, чтобы движение по нему было экономически целесообразным и безопасным, предстоит сделать очень многое. Надо построить новые ледоколы, спасательные и вспомогательные суда, создать терминалы для реализуемых крупных инвестиционных проектов. Вся эта масштабная работа разделена по отдельным разделам. Каждое направление расписано по годам с соответствующими источниками финансирования. Всё это собирает картину развития Северного морского пути в единое целое. Прописаны плановые показатели, они согласованы с министерством финансов и ведомствами, которые за выделенные направления отвечают», – отметил Юрий Трутнев.
План включает в себя более 150 мероприятий. Они структурированы в пять ключевых разделов: грузовая база, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность судоходства по Севморпути, а также управление и развитие судоходства по СМП. Общий объем финансирования плана оценивается в 1 790,5 млрд рублей.
Раздел «Грузовая база» включает осуществление мониторинга ключевых инвестиционных проектов, обеспечивающих грузовую базу Севморпути. Предусматривается в срок до 1 октября 2022 г. заключение взаимообязывающих соглашений между Минвостокразвития России, Госкорпорацией «Росатом» и грузоотправителями в части ежегодного обеспечения грузопотока по Севморпути. Кроме того, разделом предусматриваются мероприятия по развитию Севморпути как национальной транспортной артерии для доставки грузов из западной части страны в восточную и в обратном направлении, в том числе грузов северного завоза.
Разделом «Транспортная инфраструктура» предусмотрено обеспечение перевозок в акватории Севморпути сопутствующей транспортной инфраструктурой, в первую очередь, портовой и железнодорожной. Так, сейчас идёт строительство терминалов «Утренний», «Бухта Север», «Енисей», развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, создание западного и восточного портов-хабов для транзитной линии с российским оператором. Для создания транспортных коридоров, обеспечивающих ввоз/вывоз грузов в направлении морских портов, предусматривается создание Северного широтного хода, ж/д ветки Лавна – Выходной и формирование технико-экономического обоснования для проекта СШХ-2. Отдельное внимание уделено мероприятиям по дноуглублению в акватории Севморпути на лимитирующих речных и морских участках.
Раздел «Грузовой и ледокольный флот» содержит планы по строительству 5 серийных атомных ледоколов проекта 22220, головного ледокола проекта «Лидер», а также дополнительных 4 ледоколов с битопливной энергетической установкой. Предусматривается строительство грузового флота арктического класса для вывоза продукции проектов освоения месторождений в Арктике, флота снабжения для грузов северного завоза, а также контейнеровозов для транзитной контейнерной линии.
Раздел «Безопасность судоходства по Севморпути» предусматривает создание арктической спутниковой группировки мониторинга гидрометеорологической обстановки и радиолокационного наблюдения (создание и обновление группировки в составе четырёх аппаратов «Арктика-М», 2-х «Кондор-ФКА» и одного «Обзор-Р»). Запланировано строительство 46 судов аварийно-спасательного флота, многофункционального спасательного судна класса Arc 5, строительство 4-х комплексных аварийно-спасательных центров для размещения подразделений МЧС России в п. Сабетте, пгт. Диксоне, п. Тикси и г. Певеке и их оснащение необходимым оборудованием и средствами спасения, в том числе 13 вертолетами в арктической исполнении.
Раздел «Управление и развитие судоходства по Севморпути» направлен на обеспечение информационными и цифровыми услугами в арктических акваториях, в том числе создание и развитие единой платформы цифровых сервисов, а также развитию международного сотрудничества в целях развития судоходства по Севморпути.
Отметим, что ранее Правительство России приняло решение создать главное управление Северного морского пути. Это поможет централизовать полномочия по управлению движением судов в акватории Северного морского пути и повысить безопасность судоходства на этом важнейшем направлении. Главное управление Северного морского пути будет создано в формате федерального государственного бюджетного учреждения. Учредителем новой структуры станет госкорпорация «Росатом».
По информации Правительства Сахалинской области
Фото "Военное обозрение"