С 25 по 27 июля 2022 года во Владивостоке, на о. Русский, прошла очередная стратегическая сессия дальневосточных перевозчиков, входящих в единую дальневосточную авиакомпанию (ДВА), и их партнеров: авиакомпании «Аврора», «Якутия», «Полярные авиалинии», «Хабаровские Авиалинии», «Камчатское авиапредприятие», «ЧукотАВИА» и «Тайга».
В рамках стратегической сессии Минвостокразвития России и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики был организован круглый стол «Авиатранспортная доступность Дальнего Востока: состояние и перспективы развития» с представителями авиакомпаний, производителями отечественной авиационной техники, федеральных и региональных органов власти и экспертами авиационного комплекса под председательством заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики А.Ю. Бобракова.
Участники круглого стола обсудили меры господдержки, направленные на производство новых отечественных воздушных судов (ВС) для пополнения парка авиакомпаний Дальнего Востока, а также развитие единой дальневосточной авиакомпании и повышение авиатранспортной доступности ДФО. Итоговые решения круглого стола будут вынесены на обсуждение в отраслевой авиационной сессии VII Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке в сентябре 2022 года.
В ходе стратегической сессии в формате трехдневной встречи участники в тесном взаимодействии делились своим видением того, что необходимо сделать в краткосрочной и долгосрочной перспективе для обеспечения транспортной доступности ДФО, определяли ключевые проблемы авиакомпаний и пути их решения.
Впервые в стратегической сессии единой дальневосточной авиакомпании приняли участие производители отечественной авиатехники: Корпорация «Иркут», Уральский завод ГА (УЗГА), Улан-Удэнский авиационный завод корпорации «Вертолеты России», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» и ОАО «322 Авиационный ремонтный завод». Авиастроители представили свои проекты, рассказали о характеристиках и планах поставок и послепродажного обслуживания современных воздушных судов.
Сухоребрик К.П., генеральный директор АО «Авиакомпания «Аврора»:
«В этом году перед нами стоит амбициозная задача по перевозке 250 тыс. человек по 36 социально значимым маршрутам. Есть положительные промежуточные итоги. За 6 месяцев текущего года мы уже перевезли 147 тыс. пассажиров. Дополнительно продано билетов на 62 тыс. человек. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на конец года и уверены, что выполним задачу. Но отмечу и ключевые проблемы: нехватка воздушных судов, инфраструктурные ограничения, связанные со слотами аэропортов, и разница в стандартах наших авиакомпаний. С каждой новой нашей встречей в таком формате укрепляется ощущение, что что мы – единый коллектив, мы – команда. Мы делаем верные шаги и движемся к одной цели – обеспечению транспортной доступности ДФО. За счет нашей синергии, объединения, в условиях санкций, мы сможем помочь в решении проблем друг друга».
Фраймович А.В., генеральный директор АО «Хабаровские Авиалинии»:
«В ходе сессии мы наметили совместные мероприятия по разработке и внедрению единых стандартов группы компаний, по расширению совместной работы по договору Код-Шер. В рамках круглого стола еще раз обозначили необходимость передачи аэропортовой деятельности «Хабаровских Авиалиний» в ведение ФКП «Аэропорты Дальнего Востока». Острый вопрос в сложившихся условиях – это, конечно же, обновление возрастного парка советских региональных самолетов. Мы наметили совместную работу в направлении Ил-114, как наиболее подходящего по техническим и коммерческим характеристикам типа воздушных судов для выполнения полетов по аэропортам и посадочным площадкам Хабаровского края и соседних регионов».
Винокуров А.С., генеральный директор АО «Авиакомпания «Якутия»:
«Участники группы единой дальневосточной авиакомпании продолжают выполнять свои задачи по повышению транспортной доступности Дальнего Востока, несмотря на новые вызовы, связанные с повышением напряженности в международных отношениях. Так, «Якутия» за первое полугодие выполнила свыше 30% от общего объема перевозок в рамках программы субсидированных перевозок по социально значимым маршрутам для жителей ДФО. Отличительной чертой нашей встречи стало участие компаний-производителей российской авиатехники».
Трояновский Т.Б., генеральный директор АО «ЧукотАВИА»:
«У нас, как первых коммерческих эксплуатантов самолетов Ил-114-300, «Байкал» и вертолетов Ми-171А3(А2), появился уникальный шанс, который до этого был только у авиакомпании «Аэрофлот», добиться ВС с нужными нам характеристиками и комплектацией, реальными гарантиями по обеспечению их исправности, а не так, как было – берите, что получилось. Собственная автономная авиакомпания региона - это хорошо, но семь авиакомпаний в рамках единой дальневосточной авиакомпании, работающих по принципу «один за всех и все за одного», – это намного лучше».
Худенко З.И., генеральный директор АО «Авиакомпания «Авиашельф» (авиакомпания «Тайга»):
«Необходимо особо отметить факт участия в стратегической сессии отечественных производителей авиатехники, подробно рассказавших о характеристиках и планах поставок и послепродажного обслуживания современных воздушных судов. Искренне надеемся, что они будут реализованы. Кроме этого, участие в сессии авиакомпаний-смежников, формирующих цепочку создания ценности для пассажира, эффективно способствует решению отраслевых задач. Очевидно, что участие в следующих сессиях руководителей аэропортов, органов управления воздушным движением и метеообеспечения поможет выработать совместные шаги по решению давно назревших проблем, связанных с обеспечением пассажирских перевозок на Дальнем Востоке».
Храбров А.В., генеральный директор АО «Камчатское авиационное предприятие»:
«Это очень важная встреча, которая в полной мере открыла перед нами все возможности и перспективы динамично развивающегося российского рынка авиатехники, а также позволяет нам максимально продуктивно планировать свою работу на будущее. Так, например, во время сессии мы с директором «322 Авиационного ремонтного завода» договорились о взаимовыгодном сотрудничестве. В дальнейшем мы планируем производить ремонт парка наших воздушных судов в Приморье. Это гораздо ближе и удобнее, чем гнать самолеты в Европейскую часть страны. С коллегами по единой дальневосточной авиакомпании мы обсудили все проблемы, поделились имеющимся позитивным опытом, наметили общие задачи, к решению которых мы будем двигаться. Сессия выдалась очень продуктивная, она станет надежным оплотом дальнейшего развития авиации на Дальнем Востоке».
Винокуров С.В., генеральный директор АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии»:
«На стратегической сессии впервые состоялся конструктивный и содержательный диалог между авиапредприятиями Дальнего Востока и представителями авиационной промышленности. Радует, что авиапром услышал наши предложения по доработке технических обликов ВС, которые должны заменить нашу устаревшую советскую авиатехнику. Мы надеемся на успешную реализацию таких проектов, как ТВРС-44 «Ладога», «Байкал» (ЛМС-901), Ил-114-300, новый импортозамещенный Sukhoi Superjet, Ми-171А2 и Ми-171А3. Также очень рассчитываем на предоставление мер господдержки, которые позволят нашим авиакомпаниям приобретать и успешно эксплуатировать воздушные суда отечественного производства. Было приятно услышать, что задачи, поставленные перед единой дальневосточной авиакомпанией, выполняются, что за 6 месяцев этого года все авиапредприятия, входящие в группу, показали хорошие результаты по производственным и экономическим показателям. Это, в свою очередь, положительно влияет на важный показатель всей нашей работы – обеспечение транспортной доступности населения Дальнего Востока».
В 2021 году по поручению Президента РФ В.В. Путина на базе АО «Авиакомпания «Аврора» создана единая дальневосточная авиакомпания с интеграцией региональных авиакомпаний – «Хабаровские авиалинии», «Якутия», «Полярные авиалинии», «Камчатское авиапредприятие», «ЧукотАВИА», принадлежащих соответствующим субъектам ДФО. «Аврора» совместно с авиакомпаниями-партнерами выполняет регулярные рейсы по 58 маршрутам и связывает 36 населенных пунктов. Маршрутная сеть охватывает 10 субъектов ДФО.