Как провожают самолеты: сотрудницы южно-сахалинского аэропорта рассказали о тонкостях профессии

05 марта 2022 г.

Эти женщины стоят на посту в любую погоду, а многие и праздничный день 8 Марта проведут на аэродроме.

Эти женщины стоят на посту в любую погоду, а многие и праздничный день 8 Марта проведут на аэродроме.

На взлетно-посадочной полосе

У жителей островного региона любое дальнее путешествие начинается отсюда, из областного аэропорта в Южно-Сахалинске. При этом большинство пассажиров даже не догадываются, какие задачи выполняют его производственные службы. Накануне весеннего праздника корреспондент «Комсомолки» побывала в гостях у тех, кто обеспечивает надежный тыл и от кого зависит безопасность в небе.

Многочисленные подразделения настолько связаны между собой, что если убрать хоть одно звено, что-то начнёт рушиться, каждое имеет большой функционал. Наша мартовская история — об этом.

В зоне досмотра

Идет посадка на рейс Южно-Сахалинск — Владивосток, сегодня предполетный досмотр пассажиров обеспечивают 24 сотрудника смены. Жесткий график, дисциплина, и никаких эмоций, несмотря на праздничное настроение.

В зоне досмотра пассажиров

Всего в отделе предполетного досмотра трудятся 60 человек, в большинстве женщины. Задача — гарантировать защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

— Моя работа состоит в недопущении проноса запрещенных к перевозке предметов, веществ, а также руководство сменой, распределение сотрудников и постоянный контроль за выполнением должностных инструкций, приказов, распоряжений, — рассказывает начальник смены отдела предполетного досмотра управления авиационной и транспортной безопасности Инга Башкатова.

Начальник смены отдела предполетного досмотра управления авиационной и транспортной безопасности Инга Башкатова

В авиации Инга работает 25 лет, когда-то она изменила свою жизнь, ушла из медицины и не жалеет об этом. В те далекие времена, вспоминает собеседница, в службе работали и продавцы, и педагоги, и воспитатели, сложно было объединять коллектив, тогда состав подразделения составлял около 40 человек. Сегодня требования изменились, в службу стараются набирать сотрудников с высшим или специальным профильным образованием.

Говоря о тонкостях профессии, Инга отмечает, не секрет, что люди перед полетом испытывают волнение, не любят вмешательства в свое личное пространство, поэтому на досмотр реагируют по-разному вплоть до конфликтных ситуаций.

— Я понимаю, что негативные эмоции это часто просто защитная реакция, но знаете, сталкиваться с этим нам приходится по несколько раз в день. И чтобы ни происходило, инспектор должен улыбаться пассажиру и суметь быстро разрешить любой конфликт.

Не секрет, что перед вылетом некоторые пассажиры часто пытаются снимать стресс алкоголем, и это проблема для сотрудников. Видимо, люди таким образом психологически защищаются, отмечает Инга Башкатова.

— К сожалению, есть и категория агрессивных людей. Если в сторону женщины-инспектора направлена агрессия, наши мужчины встают на защиту. Впрочем, на любое усиление мер безопасности люди сегодня реагируют с пониманием и даже с благодарностью.

Сотрудницы службы досмотра

В зале утихает шум, и пока не открыли выход пассажиров на следующий рейс, девушки за одну минуту слетаются для общего фото, такова традиция дружного коллектива.

 

Коэффициент сцепления

Ответственный момент: самолет заходит на посадку. Чтобы она завершилась благополучно, сцепление шасси с покрытием полосы подлежит обязательному измерению. Организацией метрологического обеспечения измерительной техники аэропорта занимается инженер по метрологии Анастасия Фетисова. Ее непосредственным руководителем является директор по безопасности и качеству полетов.

Инженер по метрологии Анастасия Фетисова

— Любой аэропорт обязан измерять коэффициент сцепления исправным, откалиброванным оборудованием, — объясняет Анастасия. — У нас есть средства измерения, которые мы обязаны сдавать на поверку в государственную структуру, и есть средства измерения, которые обслуживаем сами — это блоки измерения коэффициентов сцепления с покрытием взлетно-посадочной полосы, я их калибрую сама, для этого мы имеем аккредитацию. Это очень важные приборы в нашей отрасли, потому что без измерения коэффициента сцепления мы не можем разрешить ни посадку, ни взлет самолета. Калибрую приборы и для нас, и для Курильских островов, и для наших филиалов в Охе, Ногликах, Шахтерске.

По словам Анастасии, сбой в работе чреват серьезными последствиями: если специалист не выполнил в установленные сроки калибровку тормозной тележки, результаты замеров считаются недействительными, нет подтверждения их правильности.

— Если нет замера, мы не сможем дать точную информацию для самолета. Для небольших самолетов позволителен минимальный коэффициент сцепления (например, 0,3), широкофюзеляжные самолеты требуют коэффициент сцепления гораздо выше, чтобы избежать ЧС в виде выката самолета за пределы полосы или более серьезных инцидентов. Кроме того, высокий показатель коэффициента сцепления требуется и при определённых погодных условиях.

Собеседница увлеченно говорит о приборах измерения и сложных процессах, будучи уверенной, что инженер по метрологии это прекрасная для женщины специальность. Работа требует усидчивости, терпения и качества, соглашается она, но это как раз черты характера, присущие женщинам. Анастасия Фетисова работает в аэропорту полтора года, до этого набиралась опыта в других организациях. На вопрос, какие еще специальности в аэропорту могут легко освоить девушки, она отвечает: любые, преград для женщин сегодня нет.

Под напряжением

Служба ЭСТОП (электросветотехнического обеспечения полетов) обеспечивает бесперебойное и качественное электроснабжение аэропорта. Одной из важнейших ее функций является круглосуточное поддержание работоспособности электросветосигнального оборудования аэродрома.

Здесь, в передвижной электролаборатории, работает единственная женщина-инженер узла электротехнического обеспечения полетов Татьяна Арбузова (работает в аэропорту 11 лет).

Инженер узла ЭСТОП Татьяна Арбузова в передвижной электролаборатории "Русич"

— Если коротко, то мы выполняем профилактические осмотры, техническое обслуживание и испытания для предотвращения рисков повреждения. Занимаюсь также принятием зачетов у сотрудников всех подразделений по электробезопасности, — рассказывает Татьяна. — Никто не задумывается, когда щелкает выключателем светильника, какая беспрерывная работа за этим стоит. Сбоев на аэродроме быть не должно, для бесперебойной работы электроустановок в аэропорту установлены дизельные электростанции, мы надежно защищены.

Техник по планированию и учету Валентина Ефимова работает в службе ЭСТОП уже 11 лет, занимается учетом, делопроизводством, распределением электроэнергии по всем подразделениям и операторам аэродрома.

Техник по планированию и учету службы ЭСТОП Валентина Ефимова

Всего в службе работают 35 человек, из них две женщины, которые ласково называют своих коллег-мужчин «тридцать три богатыря».

Тепло, вода и чистота

 Самое теплое место — котельная. Служба теплотехнического и санитарно-технического обеспечения работает как часы, снабжая водой инфраструктуру аэропорта, здания, сооружения и складские помещения. Под их контролем все санузлы, вентиляция и кондиционирование воздуха, а также уборка аэровокзала и территории.

Инженер СТО Маргарита Маттерн работает здесь полгода, но уже на хорошем счету у руководства. Ее задача аккумулировать всю информацию, готовить расчеты и взаимодействовать с другими службами. Нравится сплоченность коллектива, отмечает Маргарита, прекрасные наставники и ощущение содружества, можно обратиться к любому специалисту и не получишь отказа.

Инженер СТО Маргарита Маттерн в котельной аэропорта

 Чтобы понятен был объем работы подразделения (в штате 21 человек), стоит привести несколько цифр: длина сетей холодного водоснабжения аэропорта составляет 3 км 285 м, сети отопления и горячего водоснабжения также более 3 км.

Служба оказывает услуги и сторонним организациям, расположенным в административных зданиях и в хозяйственной зоне аэропорта, в частности, авиакомпании «Аврора», центру обслуживания воздушного движения, топливно-обеспечивающей компании, компании «Аэропорт Сервис» и другим.

К слову, сотрудники смело пьют воду из-под крана и утверждают, что в аэропорту она самая чистая в городе.

Предъявите пропуск

Инспектор бюро пропусков Светлана Спирина

 Инспектор бюро пропусков Светлана Спирина работает в аэропорту уже 20 лет, до этого 20 лет трудилась на железной дороге.

— Люблю свою  работу и надеюсь подольше ее не бросать, хотя, как ветерану труда, уже можно уходить на пенсию, но отдыхать-то еще не время. Вы спрашиваете о сложностях работы, а я их не вижу. Главное, всегда быть начеку. Бывает, кто-то без настроения придет, но с пониманием к этому отношусь. Если ты к человеку с добром, то и он к тебе, — улыбается Светлана. — Всем женщинам желаю мира на земле, здоровья, и чтобы близкие люди вас никогда не огорчали!

В бюро пропусков посменно работают 24 сотрудника, из них 8 женщин, мужчины — в большинстве приученные к порядку бывшие военные, сложился дружный профессиональный коллектив.

В пользу пассажира

Начальник правового управления АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Татьяна Самсонова работает здесь 16 лет. Управление обеспечивает  правовое сопровождение деятельности предприятия, договорную, претензионную и судебную работу, взаимодействует с контролирующими органами по вопросам выполнения  требований законодательства. Вся работа юридического подразделения призвана минимизировать любые риски и стоять на страже интересов воздушной гавани и пассажиров.

Начальник правового управления Татьяна Самсонова

— Моим принципом было и остается защита интересов  родного предприятия, миссией которого является обеспечение бесперебойного транспортного авиасообщения острова Сахалин с материковой частью страны, — говорит Татьяна.

В системе российского права воздушное  право, являясь отдельной узкой отраслью, сочетает в себе разные правовые источники гражданского, административного, экологического, градостроительного,  и поэтому для защиты интересов Общества приходится постоянно обучаться и профессионально совершенствоваться.

— Поскольку аэропорт является бюджетным источником для Сахалинской области, одним из крупнейших на острове налогоплательщиком, естественно, мы являемся организацией пристального контроля со стороны всех органов контроля и надзора, органов исполнительной власти. С началом большого строительства у правового управления прибавилось опыта работы с подрядчиками, причем, не всегда добросовестными.

Что касается жалоб пассажиров, то ни одной жалобы до суда не доходило. Все конфликты, по словам Татьяны Самсоновой, Общество  решает в пользу пассажира. Это принцип предприятия.

— Могу сегодня смело сказать, я счастлива тем, что работаю именно в авиации, и как юрист могу сама себе позавидовать. Всем женщинам желаю найти свое призвание, быть, здоровыми, счастливыми, успешными. И пусть тепло этого весеннего праздника согревает нас весь год! — обратилась к своим землячкам Татьяна.

Остается добавить, что в разных службах на предприятиях островной воздушной гавани, включая филиалы, трудятся около тысячи человек, почти каждый из них крепко связал свою жизнь с авиацией.

...Завершается еще один рабочий день, аэропорт зажигает огни, и всегда ждет свои любимые самолеты.

 

Репортаж и фото Елены Герцен, Комсомольская правда-Сахалин

В тексте использованы фотографии сообщества споттеров Sakhalin Open Sky