Стояла белая мгла: ветеран ФСБ Владимир Цветков вспоминает о поисках разбившегося на Сахалине в 1976 году самолета Ил-14

18 декабря 2021 г.

18 декабря самолет задел крылом горный склон и разбился, из 11 человек выжили двое.

Из-за сильного снегопада обнаружить разбившийся борт сумели лишь через три дня. Поисковую группу возглавлял сахалинец, в ту пору лейтенант КГБ, ныне полковник ФСБ в отставке Владимир Цветков. Спустя 45 лет, отдавая дань памяти, мы вспомнили те трагические, накануне Нового 1977 года, дни.

18 декабря 1976 года в 16:56 по местному времени самолет Ил-14 с бортовым номером 61752 под управлением Валентина Довыденко, выполняя длительный рейс по разведке ледовой обстановки в сложных метеоусловиях, задел крылом склон горы. Разрушенный авиалайнер был найден 21 декабря на южном склоне горы Острой на высоте 910 метров - в 12,5 километрах восточнее аэропорта Южно-Сахалинск.

По данным официальных источников, самолет вылетел из Петропавловска-Камчатского и, успешно выполнив задание, был на подходе к Южно-Сахалинску. Пилотировал его экипаж из 147-го сахалинского летного отряда. На борту находились 11 человек: 6 членов экипажа (командир  Валентин Довыденко, второй пилот Юрий Алексеев, штурман Виктор Скоков, бортмеханик Виталий Потапов, бортрадист Эдуард Шелховский, пилот-инспектор лётно-штурманского отдела Дальневосточного управления гражданской авиации Станислав Шевченко) и 5 служебных пассажиров.

                     Владимир Цветков

Владимир Цветков в ту пору работал оперуполномоченным УКГБ по Сахалинской области. О случившемся он узнал 20 декабря, находясь в актовом зале управления - руководство поздравляло сотрудников с Днем чекиста.

- Меня и моего начальника срочно вызвали в обком партии и сообщили, что потерпел аварию самолет Ил-14, ледовая разведка. Где - не знают. При заходе на посадку пропал с радаров за 5-10 минут до посадки. Мы быстро собрали спасательный отряд клуба туристов, подогнали вездеход и выехали на поиски.

Была жуткая метель, вспоминает Владимир Константинович, приехали на карьер Известковый, там их встретил капитан милиции Звягинцев. Одного человека оставили охранять транспорт, остальные встали на лыжи и прошли около двух километров в гору. Но были вынуждены вернуться.

На месте крушения Ил-14, 1976 год. Фото Валентина Шинкарева (из архива Владимира Цветкова)

- Дул такой ураганный ветер, что не видно концов лыж впереди идущего лыжника. Приняли решение возобновить поиски утром, нас вернули в город. В обкоме партии всех собрали на совещание.

В это же время, по словам Цветкова, по всей южной части Сахалина шли активные поиски, в небо поднялись несколько самолетов Ил-14, летали по Тонино-Анивскому полуострову в разных направлениях, прочесывали Корсаковский район, особенно в районе Озерска. Очевидцы утверждали, что видели летящий самолет, но факты, в какую именно сторону он летел, расходились, из-за этого возникла сумятица, район поиска сильно увеличился.

Тогда, вспоминает собеседник, по тревоге подняли войсковые части, привлекли курсантов мореходного училища для обследования равнинной части, а метеостанция направила своих «девчонок-туристок». Сердце сжималось, глядя на них, вспоминает Цветков, девушки были легко одеты, на головах тонкие шапочки, их называли «менингитками», спецодежды не было.

- Декабрьский день очень короткий, поэтому члены поисковой комиссии сначала предложили от Весточки (по Охотской трассе) поставить прожекторы и пустить по отрогам сопки группы поисковиков. Согласно плану, они должны были спускаться вниз по распадкам и смотреть по сторонам. Я возразил, это было практически невозможно по причине глубокого снега и сильного ветра, ведь мы уже совершили на тот момент пробный поход. И мое возражение, к неудовольствию сотрудников милиции, было принято.

Дальше на высокопроходимой гусеничной технике спасатели разделились на несколько групп по 7-10 человек и снова отправились на поиски. Первыми по злополучной горе, почти по самым верхушкам, уточняет Цветков, должна была пройти спортрота пограничников.

- Вторыми шли мы - спасательный отряд турклуба, который мне поручили возглавить. Я, а также известный всему Сахалину спасатель Валерий Поляков, очень крепкий в свои 63 года Юрий Брагин, Сергей Сергеев и Валентин Шинкарев. Валентин сегодня возглавляет федерацию спортивного ориентирования, Сергей работает в СахГУ вахтером, Юрия Брагина и Валерия Полякова уже нет в живых.

Пограничники, продолжает рассказывать Владимир Цветков, прошли примерно на 50 метров ниже от места аварии. Бушевала метель, одни торили лыжню, другие шли следом, потом менялись. И таким образом дошли до Лесного, оттуда по рации доложили: результата нет.

- Валера Поляков шел по самому гребню, под сумасшедшим ветром, помню, камни отлетали и секли лицо. И наконец он увидел за большим снежным барханом геометрически довольно правильную фигуру. Выяснилось, это было хвостовое оперение самолета, окрашенное в яркий флуоресцентно-красный цвет. Стояла белая мгла, и различить его издалека, конечно, было бы невозможно.

А дальше спасатели зашли за бугор и увидели разломанный самолет с отлетевшими друг от друга на расстояние 50 метров двигателями.

На первых минутах никого не нашли, погибших уже занесло снегом. Вдруг услышали слабый стон, - какой же радостью было увидеть в хвостовой части фюзеляжа, где багажное отделение, живых пассажиров.

- Это были орнитолог СахНИИ Виктор Воронов и биолог, сын первого секретаря Анивского райкома Анатолий Басарукин. Люди были изможденными, одеты в пальто пилотов, чтобы не замерзнуть. Впоследствии выяснилось, что у Воронова была внутримозговая гематома, у Басарукина обморожены руки.

Мы приняли решение (рации не было, какой там!) и с Сергеевым быстро спустились к карьеру, остальных оставили оказывать помощь, - рассказывает Цветков. - Я отзвонился дежурному по управлению, и через 20 минут на площадку карьера сел вертолет Ми-8. Так мы отправились на место аварии, попетляли немного в поисках, до тех пор, пока не увидели фигуру человека в ярко-оранжевой куртке, он махал нам руками. Это был наш Юрий Георгиевич Брагин, такой куртки больше ни у кого не было.

Поисковая операция для Цветкова и команды была завершена. Загрузили уцелевших пассажиров в вертолет, сами спустились своим ходом. На место авиакатастрофы сразу прибыла следственная группа.

- На следующий день мы с генералом ездили в сторону Весточки и смотрели оттуда в бинокль - место падения было уже хорошо видно. Глядели на многочисленные «черные точки» - работающих там людей. Затем шло следствие, опросы и разбирательства, я уже в этом не участвовал.

Расследование причин катастрофы на месте аварии. Из архива Владимира Цветкова

Что стало причиной аварии? На борту самолета в составе экипажа был проверяющий пилот-инструктор хабаровского авиаобъединения. Когда летели над озерами Тунайча и Изменчивое, по словам Владимира Цветкова, он попросил у командира корабля дать ему возможность посадить самолет.

- Мне это рассказывали ребята, кто в живых остался. Не зная хорошо географической обстановки (что отдельные вершины у нас достигают высоты тысяча метров), он влетел в облако и увидел стремительно надвигающуюся гору, потянул на себя штурвал и дал полный газ. Чтобы этот форсаж сработал и самолет взлетел вверх, нужно примерно 17 секунд (так нам объяснили). Но - не сработал.

Вот как описывает источник avia.pro хронологию события: первый удар о склон горы состоялся правой плоскостью, в итоге правая ОЧК (отъемная часть крыла - прим. ред.) с обрывом силовой установки отделилась. Удар о склон фюзеляжа был скользящим. При движении в дальнейшем левая ОЧК разрушилась, оторвались левые двигатели: по 23 шпангоут отделился хвост фюзеляжа, и он развернулся на 180 градусов в отношении к линии полета. Выявленные причины авиакатастрофы: ошибка экипажа. По словам очевидцев, корпус самолета разломился примерно посередине, передняя половина полностью разрушилась, а хвостовая часть оказалась практически невредимой. Это и спасло двух пассажиров.

В качестве благодарности за спасательную операцию команде Цветкова вручили легендарные радиоприемники «Спидола» и благодарственные грамоты за подписью самого Павла Леонова.

И еще один факт из истории катастрофы. В кармане одежды у командира упавшего Ил-14 лежал пистолет (летчики были вооружены), но в результате динамического удара карман разорвался, пистолет выпал и пропал - до лета того трагического года. А нашел его, когда собирал в тех местах бруснику, знаменитый сахалинский лыжник, неоднократный победитель и призер соревнований по лыжным гонкам Александр Майдуров. Найденное оружие он сдал в органы милиции.

Владимир Константинович напомнил, что на борту был оператор Центрального телевидения на Сахалине Юрий Кудрин, он должен был увидеть красоту островов и отснять материал о работе авиаторов. Юрий Кудрин погиб. Погибли и два ученых-гидролога, выполнявших задание Сахгидромета.

- А после Кудрина аккредитованным оператором Центрального телевидения на Сахалине стал Валентин Шинкарев. Они дружили.

Живые воспоминания - самая большая ценность истории. Нужно сказать, информация о катастрофах тех лет в открытых источниках разнится. И деталей мы не узнаем, наверное, уже никогда. Зато мы знаем точно: острова и авиация неразделимы. И сейчас, а тем более в минувшие годы, трудовые будни пилотов граничили с героизмом.

Какое задание выполнял экипаж Ил-14? За несколько часов облетели Курильскую гряду, над территориями, где стояли маяки и жили семьи маячников, где в самых дебрях спрятались воинские части. Ученые собирали информацию, авиаторы кому-то сбрасывали почту, и, возможно, подарки к Новому году… «Они нам сами об этом рассказывали», - завершает Владимир Цветков историю, ставшую одной из черных страниц советской авиации.

Открытие мемориала на старом кладбище г. Южно-Сахалинска, 16 августа 2021 года

В этом году в Южно-Сахалинске силами аэропорта и авиапредприятий открыли обновленный мемориал памяти летчиков и экипажей, ушедших в свой последний полёт. Там же похоронены и члены экипажа Валентина Довыденко.

 

Автор: Елена Герцен, "Комсомольская правда на Сахалине"

В материале использованы фотографии из архива Владимира Цветкова, Елены Герцен, Михаила Родина