Сидя в пассажирском кресле самолета, мы хорошо понимаем, что главные люди в такие моменты - пилоты и бортпроводники. Чем больше доверия к экипажу, тем меньше у нас страха и волнений. Накануне Международного дня гражданской авиации, который отмечают сегодня, журналисты побывали на борту самолета DHC-8 Q400 авиакомпании «Аврора» и встретились с боевым летным коллективом, посвятившим свою жизнь работе в небе.
География полетов по Дальнему Востоку становится шире, а значит, приток новых сил в авиакомпанию неизбежен. Не секрет, что страна испытывает кризис квалифицированных кадров в авиатранспортной отрасли, как, впрочем, и во многих других отраслях. Поэтому важно, просят сами авиаторы, больше говорить о престиже летных профессий.
Пресс-тур для журналистов и споттеров по случаю праздника организовали сотрудники пресс-служб главной островной воздушной гавани и авиакомпании «Аврора». Гостей на аэродроме встречали бортпроводники Кристина Лебедева, София Пишевец, Марина Пожарницкая и Алексей Чагин. Рассказал о себе, сидя за штурвалом, и командир корабля Денис Цуканов.
Кристине Лебедевой всего 20 лет, в небе она работает третий год, закончила школу бортпроводников и была принята в авиакомпанию. Родилась и живет на Камчатке, но некоторое время жила в Южно-Курильске, поэтому считает себя сахалинкой и «северной девушкой».
- Главное в нашей профессии - это быть психологически и эмоционально устойчивыми, проще говоря, у каждого бортпроводника должен быть внутренний стержень. Пассажиры приходят с разным настроением, и нужно к каждому найти подход. Кто-то сел в самолет, пережив неприятности, а есть люди, которые просто боятся летать. Наша профессия включает множество других - мы и медики, и психологи, и спасатели одновременно, а иногда и няни. Важно, когда выкладываешься изо всех сил, а после чувствуешь от пассажиров отдачу. Главное, улыбаться. И в любой ситуации быть на высоте, - говорит Кристина.
Софии Пишевец 30 лет, в профессию она тоже пришла недавно. По образованию переводчик с восточных языков, несколько лет работала педагогом, но «пройдя сквозь годы» поняла, насколько сильно ее тянет в небо. Сейчас, поделилась мечтами София, она ждет открытия авиалиний в Китай - хотелось бы общаться не только с россиянами, но и с китайскими пассажирами.
Алексей Чагин работает в профессии 7 лет. С детства мечтал быть летчиком, но обстоятельства сложились иначе. Работал в аэропорту водителем, затем в службе авиационной безопасности, пока не попал в службу бортпроводников.
- В детстве мечтал быть пилотом, и когда выдался случай приблизиться к этой мечте, оказался в составе бортпроводников, - рассказывает Алексей. - Что мне запомнилось за годы работы? Бывали случаи, когда людям становилось плохо во время полета, нужна была срочная помощь, и, к счастью, на борту из числа пассажиров находились медики. Самое позитивное - это когда к тебе подходят дети и с уважением, с радостью в глазах смотрят так, как не посмотрит ни один взрослый. Такие истории подпитывают положительными эмоциями.
Из 60 человек в отделении - 13 это мужчины-бортпроводники. По словам Алексея, стереотип о том, что обслуживать пассажиров могут только девушки, сформировался в советские времена. Сейчас, объясняет он, понятие «стюардесса» далеко ушло, есть только слово «бортпроводник», и не имеет значения мужчина это или женщина.
На вопрос, как долго он собирается летать, собеседник ответил, что бортпроводникам можно работать до пенсионного возраста, но есть возможность уйти на пенсию уже после 10 лет полетов. Средняя статистика показывает, что именно через 10 лет работы они начинают искать другое место работы.
- Однако многие мои коллеги, которые давно налетали себе пенсию, все равно продолжают работать, потому что нравится. Не скажу, что зарплата у нас очень высокая, но уж точно достойная, - рассказал Алексей Чагин.
Марина Пожарницкая живет в Южно-Сахалинске. В профессии уже 9 лет, сейчас ей 33 года. Девушка поделилась своим ощущением праздника, вспомнив мечты детства.
Закончила исторический факультет СахГУ, три года работала в школе, но однажды подруга позвала ее в бортпроводники. Прошла кастинг, отучилась в учебном центре в Артеме, и теперь счастлива: она все-таки покорила небо.
- Вообще мечта эта овладела мною еще в детсадовском возрасте, я смотрела в небо и кричала: «Самолет-самолет, забери меня в полет!». Наконец, поняла, что это любовь. И не смогла поступить иначе.
Говоря о трудностях, Марина вспоминает такое явление в авиации, как турбелентность, она бывает умеренной, а иногда и очень сильной, отбирает силы. Зато слова благодарных пассажиров эти силы возвращают, рождая добрые эмоции. Приятно и что часто летающие дальневосточники помнят бортпроводниц в лицо и приветствуют по имени и отчеству. Самое важное в этой профессии - дарить людям доброту и заботу, уверена Марина.
Командиру воздушного судна Денису Цуканову 37 лет. Родился в Сахалинской области, закончил в Санкт-Петербурге академию гражданской авиации и вернулся на Сахалин, работал в авиакомпании «Сахалинские авиатрассы». В институте он начинал летать на АН-24, а вообще свой первый полет совершил еще в выпускных классах школы на аэродроме ДОСААФ Старорусское, когда ходил в аэроклуб. И это было открытие, вспоминает Денис.
Сейчас, после 7 лет работы, за его плечами более 7 тысяч часов налетов на самых разных типах судов.
- Маршруты - это вся наша сеть, начиная от Петропавловска-Камчатского, полеты по Курильским островам, в Хабаровск, Владивосток, в Якутск, Новосибирск, Красноярск и в другие города. График работы - по нормативам рабочего времени. Планирование на рейсы осуществляется путем выдерживания всех требований работы и отдыха сотрудников.
На вопрос, как бороться с постоянным стрессом, командир экипажа дипломатично отвечает, что плохое настроение на работу приносить нельзя. А если чувствуешь, что полет тебе не по силам сегодня, имеешь право отказаться.
- В моей истории пока такого не было, - признается Денис Цуканов и рассказывает, как проще всего избавиться от стресса. Он любит сахалинскую природу и часто выезжает из города, берет с собой детей, им тоже нравится путешествовать (в семье Цукановых трое детей в возрасте 2, 4 и 8 лет).
Главными качествами пилота и мужчины он называет дисциплину, пунктуальность, исполнительность и ответственность.
- Бывает, когда на борту больше ста пассажиров, ты еще острее чувствуешь, что несешь персональную ответственность за каждого из них. Ошибки недопустимы.
С ощущениями романтики у молодых авиаторов тоже все в порядке. Одно дело, когда видишь красоту в горизонтальной плоскости, и другое, когда летишь. Потрясающие картины открываются особенно при хороших метеоусловиях, когда атмосфера чистая.
- Сейчас, в век технологий, легко увидеть фотографии, сделанные с помощью дрона. Но эти виды и ощущения не сравнить с тем, что видит пилот. Смотреть на острова сверху можно бесконечно, - поделился впечатлениями командир воздушного судна и поздравил коллег с праздником. Девушки, зарядив нас настроением, ушли готовиться в полету по расписанию.
«Аврора» является крупнейшим авиаперевозчиком на Дальнем Востоке. По информации авиакомпании, парк ее воздушных судов насчитывает 20 самолетов: девять среднемагистральных Airbus А319, восемь DHC-8 и три внутрирегиональных самолета DHC-6.
В ноябре «Аврора» сообщала, что открывает новый отбор кандидатов на первоначальную подготовку бортпроводников. Срок обучения - 3 месяца на базе авиационного учебного центра в Артеме Приморского края.
К слову, в этот день мы побывали и в гостях у представителя авиакомпания «Авиашельф» под маркой «Тайга», которая также осуществляет пассажирские перевозки. Какие бы праздники ни отмечали авиаторы, они относится ко всем службам и ведомствам, имеющим отношение к авиации в целом. Благодаря этим людям, самолеты и вертолеты поднимаются в небо и выполняются задачи, которые на наших островах может выполнить только малая авиация.
Автор Елена Герцен, KP.RU
Фотографии: Елена Герцен и Юрий Ким