Времена меняются, а женщины в России все те же — остаются надежным тылом страны. Руководство островной воздушной гавани накануне праздника организовало большой мартовский пресс-тур для журналистов и споттеров. Пока шла смена экипажей, мы побывали на борту самолетов авиакомпаний S7 Airlines и «Россия», встретились с девушкой-пилотом DHC-8 авиакомпании «Аврора», а также с теми, кто обеспечивает связь самолетов с землей и безопасность.
Ирина Рапацкая, заместитель начальника управления авиационной и транспортной безопасности, начальник подразделения транспортной безопасности, 40 лет в профессии, 32 из них работает в аэропорту «Южно-Сахалинск»
Мнение о том, что в гражданской авиации женщинам не место — ошибочно, на самом деле нас здесь много. Более того, скажу, что это самая женская профессия, так как женщины востребованы во всех подразделениях и справляются с работой не хуже, чем мужчины.
Чем занимается наша служба? Да вы и сами знаете — встречаем и провожаем самолеты, обеспечивая безопасность, вот в этом задача. Ошибка, допущенная любым сотрудником, равносильна врачебной ошибке, которая может повлечь страдания людей. С праздником, дорогие женщины!
Анна Гурьева, старший бортпроводник S7 Airlines, 3 года в профессии, живет в Новосибирске
По первой профессии я дизайнер-архитектор, проработала два года по специальности, но захотелось все-таки осуществить мечту. О профессии бортпроводника я мечтала с детства. Наверное, сыграл свою роль образ улыбчивой девушки в строгой форме. Самолеты, небо, возможность видеть разные места на земле.
Конечно, со временем поняла, что есть в этой профессии и будни, когда приходится много работать. Одна из трудностей это плавающий график: и рано утром, и поздно ночью, и в праздники выпадает работать. Вот сейчас все уже идут отдыхать, а мы едем в гостиницу выспаться после ночного рейса.
Самое важное в нашей профессии — постараться найти подход к каждому человеку, с разными характерами, с разным настроением. Если встречается конфликтный пассажир, стараемся не вступать в спор, любыми способами сделать так, чтобы остался доволен. Здесь нужно быть психологом. А если своими силами ничего сделать не получается, приходится снимать пассажира с рейса. Авиадебоширы — с этой темой мы иногда встречаемся в новостях.
Евгения Воликова, бортпроводник авиакомпании S7 Airlines, 15 лет в авиации, живет в Новосибирске
Профессию эту я выбрала исключительно по любви, к тому же в семье есть авиаторы — дядя работал командиром ТУ-14, глядя на него очень хотелось в небо. Правда, не сразу пришла к своей мечте. Сначала пошла учиться в институт культуры в городе Барнауле, а на третьем курсе пришла "на лето полетать», и так минуло 15 лет. Сейчас кажется, что в небе мне находиться комфортнее, чем на земле.
Марина Никитина, старший бортпроводник авиакомпании «Россия», работает в авиации около 15 лет, живет в Москве. Экипаж бортпроводников состоит из 12 человек, из них лишь трое мужчин
Почему наша профессия вдохновляет девушек? Потому что позволяет путешествовать. Потому что небо — это романтично. Когда идешь по летному полю и видишь большую стальную птицу — воодушевляет. Я, например, побывала практически во всех странах мира, можно на пальцах пересчитать, где я не была.
Обожаю Дальний Восток и Южно-Сахалинск в том числе. Здесь много снега, горы, красота! Какое-то время я жила во Владивостоке, закончила факультет иностранных языков Уссурийского педагогического государственного института.
О тонкостях работы могу сказать, что, заходя на борт самолета, мы — единая команда. Если и были какие-то распри, то оставляем их за бортом.
За годы моей работы все рейсы проходили благополучно, спасать никого не приходилось, надеюсь, и дальше так будет. Мы в постоянном движении, и учимся быть лучше. И конечно, всегда хорошо выглядим. Бодры, веселы, красивы, полны сил. Почему? Потому что мы стюардессы.
Кристина Бурцева, бортпроводник авиакомпании «Россия», 15 лет в авиации, живет в Подольске недалеко от Москвы
Об этой профессии мечтают многие молодые люди, девушки, парни. И я не исключение, пришла в авиацию в 20-летнем возрасте, мечтая об интересной жизни, путешествиях, новых людях. Мечта осуществилась. Работая бортпроводником, мир повидала.
Особенно радует, что побывала во многих российских городах, где, если бы не профессия, вряд ли бы побывала, не увидела бы такие красивые города, как Южно-Сахалинск, да и весь Дальний Восток.
С любыми трудностями профессии можно справиться, главное — хотеть. И если в первые год-два не ушел, то, наверное, останешься в профессии навсегда.
Страха я никогда не испытывала, так как считаю, что авиация — один из безопасных видов транспорта, если считать, сколько в день происходит автомобильных аварий.
Наша профессия — это еще и радость от постоянного общения с людьми, а они у нас, в России, приветливые. Например, скоро 8 марта, и большинство мужчин-пассажиров непременно скажут слова поздравлений, чаще всего мужчины говорят: "Спасибо за то, что вы есть. Вы, женщины, прекрасны!"
Александра Брайченко, второй пилот DHC-8 авиакомпании «Аврора», прописана в Санкт-Петербурге, выросла и живет в Южно-Сахалинске, в профессии 4,5 года (2,5 тысячи часов налетов)
Я стала пилотом, потому что решила продолжить династию семьи — у меня папа пилот, дедушка штурман, прадедушка сделал три боевых вылета. Кстати, у меня есть брат, но он по профессии психолог.
Скажу просто: это профессия моей мечты, это возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми. Да и управлять большой железной птицей — это тоже очень особенно. Самолету без разницы, кто им управляет — женщина или мужчина, главное, хорошо знать теоретические основы и практически успешно проходить все экзамены.
Мой первый полет состоялся на Як-18Т в Череповце во время учебы в университете. Было ощущение, что я пришла в строительную компанию и смотрела с высоты на макеты домов. Очень захватывающе, волнительно, так я испытала первое прекрасное чувство полета. Это были практические полеты на четырехместном самолете.
А сейчас это пассажирский самолет, который я эксплуатирую. И совсем другое чувство — ответственности и сосредоточенности на своем деле.
До пандемии мы летали в среднем по 60 часов в месяц, сейчас есть ограничения — не более 25 часов, рейсы очень сократились.
Раз в полгода мы проходим тренажерную подготовку, отрабатываем все внештатные и аварийные ситуации, сдаем экзамены и получаем квалификационную отметку, на основании которой дальше допускают к полетам.
В сахалинском отряде есть три женщины-пилота, в хабаровском отряде — одна девушка.
Сложностей в этой профессии я не вижу кроме ранних рейсов (люблю поспать), работа приносит удовольствие, и важность ее понимаю очень хорошо. Аварийных ситуаций в моей практике не было.
В мужском коллективе чувствую себя прекрасно, и, кстати, очень хочу работать восьмого марта. Мы все мечтаем работать, а не отдыхать.
Дарья Малышева, инженер радионавигации, радиолокации и связи службы ЭРТОС Сахалинского центра ОВД (обслуживания воздушного движения) филиала «Аэронавигация Дальнего Востока «ФГУП» Госкорпорация по организации воздушного движения» (ОрВД), в службе работает 3,5 года
Я решила пойти учиться на эту специальность по примеру своего отца, чтобы продолжить династию. Училась в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации. Все, что происходит в авиации, мне очень интересно.
Сейчас отвечаю за передачу первичной и вторичной информации в Хабаровск и к нам на КДП. Какого рода информация? Азимут дальности пролетающих воздушных судов. Мы следим за техническим состоянием оборудования, чтобы исправно работало и корректно передавало информацию, это основная задача (вообще мое основное рабочее место находится в 4 километрах от аэропорта, а здесь бываю по определенному графику, сюда приходит информация с локатора, обрабатывается, соединяется с данными другого локатора и выводится в Хабаровск).
Коллектив потрясающий, старшие коллеги всегда помогут и поддержат, с радостью делятся опытом. Я человек неконфликтный, со всеми поддерживаю добрые отношения, основанные на взаимном уважении.
Не могу сказать, что это очень сложная, а тем более скучная профессия, как некоторые считают. Времени хватает и на другие увлечения, например, люблю вязание, интеллектуальные игры, в свободное время предпочитаю читать.
Екатерина Пахтусова, диспетчер ДП «Вышка первый класс» (Сахалинского центра ОВД), серьезно занимается горнолыжным спортом, 10 лет в профессии
Профессия диспетчера подразумевает постоянную учебу независимо от стажа работы. Сейчас мы находимся в учебном классе. Здесь диспетчер моделирует разные ситуации, которые могут произойти, и принимает решения, как себя вести согласно федеральным правилам — основного документа, где прописаны нюансы, которые нужно знать, как в армии устав. Ситуация может быть одна, но выходы из нее абсолютно разные в зависимости от обстоятельств, времени, метеоусловий, каких-то ограничений в воздушном пространстве. В этом классе можно отрепетировать то, что у тебя плохо получается, не обязательно аварийные ситуации.
Екатерина Пахтусова
У нас на аэродроме находится два диспетчерских пункта, каждый отвечает за определенные этапы полета. К примеру, ДП «Вышка» отвечает за руление, запуск, взлет, посадку — самые ответственные этапы полета. Дальше руководит «Круг», согласовывая дальнейший набор на горизонтальный полет (идет смена переустановки давления и разные нюансы). Переменный профиль полета (время полета, когда воздушные суда — кто-то снижается, кто-то пересекает, кто-то кого-то догоняет, а мы обеспечиваем безопасные интервалы, обеспечиваем согласование, координирование).
Работаем с перерывами. Два часа в полной концентрации, затем можем немного расслабиться, чтобы снова сесть за рабочее место в такой же полной концентрации. Конечно, в работе используем авиационный язык (это конкретные команды, оперативная информация для принятия самолета на взлет или посадку), язык этот обычным людям понять трудно.
Свою работу очень люблю, можно сказать, отдыхаю здесь от рутины. Очень многое зависит от того, с каким настроением ты приходишь на рабочее место.
Трудности профессии? Чтобы работать в авиации, женщина должна обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, быстрое реагирование на смену обстоятельств, отменным здоровьем, быть готовой проходить постоянные врачебные комиссии. Заниматься спортом!
Анастасия Денисова, диспетчер диспетчерского пункта «Вышка» (Сахалинского центра ОВД), один год в профессии
Авиацию я выбрала, когда еще училась в школе, сначала закончила авиационный кадетский корпус имени Покрышкина в Новосибирске, мы там прыгали с парашютом, летали на самолетах. И решила поступить в Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, успешно его закончила.
Анастасия Денисова
Очень довольна этой работой. В авиации главное — быть ответственной, постоянно учиться, следить за своим здоровьем, и все получится. Я буду стараться.
Галина Руммо, инженер по эксплуатации аэродрома, единственная женщина в коллективе, состоящем из 27 человек
Мы занимаемся тем, о чем обычно мало говорят — подготовкой летного поля к эксплуатации, то есть отвечаем за то, чтобы наши пассажиры вовремя прибывали в пункт назначения. Метели и непогода — это наши заботы, занимаемся очисткой аэродрома и подготовкой к полетам. Спасибо нашим ребятам водителям!
Галина Руммо, фото Михаила Родина
Пользуясь случаем, хочу обратить внимание журналистов на то, что в самый разгар циклона взлетно-посадочная полоса как правило всегда готова к приему воздушных судов, это наша работа. А достаточно часто сбой в графике происходит только по той причине, что в этот момент существует боковой ветер или плохая видимость, но при этом аэропорт не закрыт, как пишут многие журналисты в новостях, и нашим водителям спецтранспорта бывает обидно такое слышать, ведь они сутками работают на авиаочистке. Это дело чести для аэродромной службы.
Сегодня, например, погодка хорошая, сахалинская. Только что "Россия» пришла. Без опозданий.
Как мне работается в мужском коллективе? Замечательно. Мужчины всегда готовы подставить свое крепкое плечо.