Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев: «Модернизация, обновление, совершенствование – составляющие современной гражданской авиации»  

06 декабря 2020 г.

Гость пресс-центра — наш земляк, уроженец Южно-Сахалинска, ректор Московского технического университета гражданской авиации, профессор Борис Елисеев. В преддверии Международного дня гражданской авиации он поделился экспертной оценкой о кадровом обеспечении авиаотрасли, международном взаимодействии и опыте сотрудничества с Сахалинской областью.

Гость пресс-центра — наш земляк, уроженец Южно-Сахалинска, ректор Московского технического университета гражданской авиации, профессор Борис Елисеев. В преддверии Международного дня гражданской авиации он поделился экспертной оценкой о кадровом обеспечении авиаотрасли, международном взаимодействии и опыте сотрудничества с Сахалинской областью.

Борис Петрович со своими студентами, 9 мая

На протяжении многих лет МГТУ ГА остается главным поставщиком кадров для воздушных гаваней регионов. Подружившись с известным в авиационных кругах профессионалом на просторах социальной сети Facebook, мы дерзнули обратиться к нему с вопросами и практически сразу получили согласие на интервью. В 2021 году университет отметит 50-летний юбилей. Подготовка авиационных инженеров в Москве стартовала в 1948 году в филиале Киевского института инженеров гражданской авиации,  на базе которого и был создан Московский институт инженеров гражданской авиации, позже получивший статус университета.

Борис Петрович, жизнь не стоит на месте, известно, что ваш университет с каждым годом расширяет возможности в сфере подготовки кадров авиационных специалистов. Расскажите, пожалуйста, каковы сегодня основные направления и тенденции в обучении?

— Мировая авиационная отрасль является одной из наиболее технологичных и быстроразвивающихся. Экономика давно установила определенные правила: пассажирский самолет должен как можно меньше находиться на перроне аэропорта между рейсами, при этом инженерный состав должен оперативно выполнять все необходимые технологические процедуры, обеспечивая безопасность полетов. А сами самолеты и аэронавигационные системы очень динамично модернизируются и совершенствуются. Это задает определенные условия для подготовки кадров.

Абитуриенты в тренажерном зале МГТУ ГА

Авиационный инженер должен лучше пилота знать работу узлов и агрегатов самолета, уметь решить сложные задачи по техническому обслуживанию и ремонту, причем оперативно, без «методички» под рукой. Естественно, что университет должен выпускать специалистов, знакомых с современной техникой, нельзя десятилетиями обучать по одним и тем же программам, и учебникам. Образовательные стандарты и перечень программ авиационного вуза меняются и подстраиваются под рынок. Так, в связи с запросами рынка кадров, в МГТУ ГА недавно открыты направления «Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте», «Обеспечение полетов воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями», «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Потребовалась магистратура по направлению «Технология транспортных процессов», и вот – в предстоящем учебном году МГТУ ГА станет первым транспортным вузом, который начнет прием магистров по этой специальности!

Мы оперативно реагируем на запросы отрасли и на уровне субъекта федерации. Так, в 2017 году, недалеко от Ростова-на-Дону был открыт новый аэропорт «Платов», который стал главным хабом юга России. Вырос спрос на высококвалифицированных инженеров.  Сразу же в Ростовском филиале МГТУ ГА был открыт первый набор на очное обучение (заочников готовили и ранее) по программе «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».

Постоянная модернизация, обновление, совершенствование – вот составляющие современной гражданской авиации, а, следовательно, и учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров. 

— По каким направлениям принципиально необходимо международное сотрудничество?

— Наверное, ответ будет слишком прост, но в то же время амбициозен: во всех.  Полеты гражданской авиации охватывает практически весь мир, а не только территорию одного государства. Коммерческий рынок авиаперевозок обеспечивают самолеты Boeing и Airbus, которые собираются сетью предприятий из разных стран; в нашей стране выпускается Суперджет 100. Готовится к выходу в коммерческий оборот  новейший МС-21. Мировая сеть авиаперевозок работает в соответствии с нормативной практикой ИКАО.

С генеральным секретарем ИКАО и ректором в Шеньчжене Фан Лю

В этой отрасли просто невозможно обучать авиаспециалистов по исключительно национальным нормам. Поэтому только тесная международная кооперация может обеспечить качественную подготовку кадров для авиации. МГТУ ГА входит в разные международные ассоциации, тесно взаимодействует со многими аэрокосмическими, техническими университетами мира. Я неоднократно встречался с Генеральным секретарем ИКАО доктором Фан Лю, под руководством которой осуществляется новая международная программа «Новое поколение авиаторов». МГТУ ГА внесен в реестр ИКАО, что делает его диплом «конвертируемым» в большинстве стран мира. Мы работаем на международном рынке кадров, сегодня ограничиваться работой только на внутренние потребности одной страны просто невозможно и, если хотите, нерентабельно. Стоит ли говорить, что у нас обучается более 500 иностранных граждан из почти 40 стран мира!

Поделитесь опытом подготовки специалистов именно для аэропортовых инфраструктур?

— Разумеется, мы не можем готовить только инженеров по эксплуатации воздушных судов или диспетчеров, и не готовить специалистов для аэропортовых инфраструктур. На протяжении многих лет МГТУ ГА остается главным поставщиком кадров не только для аэропортов Московского авиаузла, но и для воздушных гаваней других регионов.

Кстати, выпускники бакалавры направления «Технология транспортных процессов» как раз и занимаются разработкой и внедрением, а также осуществлением всех технологий работы аэропортовых комплексов. Как только появился спрос на более высокий уровень подготовки, МГТУ ГА среагировал моментально, и с 1 сентября 2021 года, как я уже рассказал, начнет подготовку технологов-магистров.

Нам хорошо известно, какие системы обеспечивают всю бесперебойную работу аэродромно-аэропортового комплекса. Это сложные, продвинутые цифровые информационные системы, для работы с которыми требуется специализированное обучение. МГТУ ГА выпускает программистов, которым не требуется переучивание для работы с подобными системами. Ведь мы сотрудничаем с их разработчиком, международной компанией SITA, которая обеспечила в стенах МГТУ ГА целый класс, оборудованный этими самыми системами, и предоставила соответствующий программный продукт.

Б.П. Елисеев (в центре) в день празднования Дня Победы. 

Что можно сказать о развитии сегодня авиаперевозок на Дальнем Востоке?

—Дальний Восток с его просторами и расстояниями «обречен» на развитие воздушного транспорта, эффективной системы перевозок пассажиров, багажа, грузов. К слову, этот регион я знаю очень хорошо. Родился и вырос на Сахалине, учился во Владивостоке, работал в Хабаровске.

Как член коллегии Федерального агентства воздушного транспорта и член Общественного совета Росавиации, обладаю необходимой информацией для принятия оперативных управленческих решений. Например, 11 декабря 2020 года состоится заседание Общественного совета с повесткой «О мерах по развитию и сохранению воздушных перевозок внутри России в условиях пандемии (инфраструктура, воздушные суда, кадры, взаимодействие с региональными и местными органами власти). Доступность авиатранспорта населению, проживающему в местных населенных пунктах и отдаленных районах страны». Очень злободневный вопрос, который находится в центре внимания авиационного сообщества.

Известно, что на Сахалине приняты решения о модернизации действующей аэродромной сети. В рабочее состояние должны привести объекты в Александровске-Сахалинском и Зональном. На очереди Северо-Курильск. На очереди взлетно-посадочные площадки в Смирных, Поронайске и на Шикотане.

Что это для рынка кадров? Новый вызов, новые возможности. Ведь в планах авиационного руководства страны и области развить рынок авиаперевозок Дальнего Востока до небывалых масштабов. Для этого требуются высококвалифицированные авиаинженеры, технологи, программисты, специалисты по информационной безопасности, и, конечно, авиадиспетчеры.

Студенты на учебном аэродроме МГТУ ГА

— Приближается Международный день гражданской авиации, и это всегда повод вспомнить знаковые события. Интересно узнать, какой год вам особенно запомнился?

— Каждый год насыщен событиями, и выделить какой-то один не представляется возможным. Стоит отметить 2017 год, в том году российская гражданская авиация преодолела рубеж в 100 млн перевезенных пассажиров, в воздух впервые поднялся МС-21, также 2017 год признан самым безопасным в истории коммерческой гражданской авиации.

В 2008 году впервые поднялся в воздух первый самолет, произведенный в постсоветской России – Superjet 100. В текущем 2020-м в Свердловской области локализовано производство самолета L-410. Чем не событие? Ведь в России полным ходом идет сборка маломестных самолетов, которые являются единственным транспортом, способным добраться во многие труднодоступные населенные пункты Сибири и Дальнего Востока!

В авиации ни один год не похож на предыдущий. В этой сложной и динамичной отрасли каждый день несет что-то новое. Для университета это тоже был знаменательный год. На днях подведены итоги экспертного голосования в рамках VIII этапа Всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России». Эксперты сделали вывод, что по результатам экспертизы в число программ-лидеров вошли следующие программы, реализуемые в Московском государственном техническом университете гражданской авиации: 23.03.01 — технология транспортных процессов; 25.03.01 — техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей; 25.03.02 — техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов; 25.03.03 — аэронавигация; 25.04.01 — техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей; 25.05.03 — техническая эксплуатация транспортного радиооборудования.

А эксперты были весьма авторитетные. Компания «Аккредитация в образовании» занимается информационным сопровождением данного проекта с 2010 года и реализует его совместно с Гильдией экспертов в сфере профессионального образования и Национальным центром профессионально-общественной аккредитации.

 В 2021 на университет ждет еще одно большое событие — 50- летний юбилей. Справедливости ради отмечу, что де-факто подготовка авиационных инженеров в столице стартовала в 1948 году. Именно тогда был образован филиал Киевского института инженеров гражданской авиации, на базе которого был создан Московский институт инженеров гражданской авиации, позже получивший статус университета.

— Как складывается сотрудничество университета с Сахалинской областью?

— Мы тесно сотрудничаем с авиационными предприятиями Сахалинской области в сфере дополнительного профессионального образования. В структуре МГТУ ГА есть Авиационно-учебный центр, сертифицированный Росавиацией, услугами которого пользуются авиапредприятия стран и СНГ.

В конце 2019 года и начале 2020-го обучение прошел практически весь командно-руководящий состав КП «Аэропорты курильских островов». Причем мы пошли навстречу курильчанам и отправили на острова бригаду лучших преподавателей, включив в нее двух профессоров, докторов технических наук. Обучался у нас на курсах в Москве и командно-руководящий состав аэропорта «Южно-Сахалинск», авиакомпаний «Аврора», «Авиашельф» и других. Есть и студенты-сахалинцы, приехавшие в столицу Москву и поступившие в наш вуз.

Что можно сделать для малой Родины? Несколько лет назад я предлагал сахалинским чиновникам ежегодно отдавать несколько бюджетных мест в счет квоты целевого набора. Предложение так и осталось без ответа, а жаль! Помню только одного губернатора, с которым можно было по-деловому решать вопросы. Это мой старый товарищ Игорь Фархутдинов. Нынешних руководителей области, к сожалению, я не знаю лично, но по материалам прессы могу судить, что островная гражданская авиация находится в сфере интересов современных управленцев.

На Сахалине крайний раз был в 1996 году, когда служил в администрации Президента Российской Федерации. Планировал приехать в 2020-м, но увы, пандемия поставила заслон. Впрочем, мы работаем в дистанционном режиме и открыты для сотрудничества.

Как ведущий вуз гражданской авиации России в области подготовки инженерного состава, МГТУ ГА всегда готов к запросам рынка кадров. Всем авиапредприятиям области потребуются специалисты для технической эксплуатации летательных аппаратов, авиадиспетчеры, технологи, программисты – добро пожаловать в МГТУ ГА!

Необходимо повышение квалификации сотрудников? Двери нашего Института повышения квалификации и аттестации кадров всегда открыты для новых слушателей. Кстати, повышение квалификации возможно и на местах, такая практика у нас тоже отработана. В наших пяти колледжах-филиалах готовим курсантов по программам среднего профессионального образования.

— Борис Петрович, от всей души благодарим за сотрудничество! Ваши пожелания авиаторам?

— Поздравляю с Международным днем гражданской авиации! Желаю дорогим землякам, в особенности коллегам-авиаторам, мирного неба над головой, а также стойкости, храбрости и оптимизма перед лицом любых угроз и сложностей. Даже если это безликий коронавирус!

Фото из архива МГТУ ГА 

Под редакцией Елены Герцен