Дирижеры воздушного движения: 25 лет Сахалинскому центру ОВД

25 мая 2020 г.

Мы побывали в гостях у давних партнеров аэропорта — в здании Центра, которое видят все прибывающие в островную воздушную гавань пассажиры, а точнее, в самом его сердце — командно-диспетчерском пункте (КДП)

23 мая исполняется 25 лет со дня основания Сахалинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Накануне юбилейной даты мы побывали в гостях у давних партнеров аэропорта — в здании Центра, которое видят все прибывающие в островную воздушную гавань пассажиры. А точнее, в самом его сердце — командно-диспетчерском пункте (КДП). Наш разговор — о том, как все начиналось, о зоне ответственности и профессиях длиною в жизнь.

 

В зоне контроля и ответственности

Безопасность и регулярность полётов гражданской авиации в российском небе обеспечивает ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». В небе над Дальним Востоком России на площади около 2,5 миллионов квадратных километров ответственность за обслуживание воздушного движения возложено на филиал «Аэронавигация Дальнего Востока».

                   Здание центра было построено в 2013 году

 Сахалинский центр обслуживания воздушного движения, как составная часть «Аэронавигации Дальнего Востока», осуществляет аэронавигационное обслуживание над территорией острова Сахалин, южной частью Курильской гряды, над акваториями Тихого океана, Охотского и Японского морей. Площадь района ответственности составляет около 1 миллиона кв. километров.

        Начальник центра ОВД Иван Васильевич Аверьянов

Обслуживание воздушного движения над островами предоставляют, кроме Южно-Сахалинска, 5 отделений: Оха, Ноглики, Шахтерск, Курильск на Итурупе и Менделеево на Кунашире.

Управление воздушным движением — это сложный механизм, работа которого чаще всего скрыта от глаз пассажиров. И мало кто знает, что техническим обеспечением аэронавигации и непосредственным управлением воздушным движением над островами занимаются около 320 сотрудников центра,  около 180 из них — в Южно-Сахалинске. Специалисты обеспечивают работу 70 радиотехнических объектов — радилокационных комплексов, пеленгаторов,  радиотехнических систем посадки воздушных судов, систем радионавигации, передющих и приёмных центров авиационной связи.

Система работает, как часы. Главная задача Центра — обеспечение безопасности полётов и рациональное распределение воздушного пространства, от чего зависят безопасность, комфорт пассажиров и экономическая эффективность полетов. В числе решаемых задач, уточняет Иван Аверьянов, управление воздушным движением в районах аэродромов, над островами и акваториями на высотах от поверхности до 2400 метров, при выполнении авиационных работ, обеспечение летного и диспетчерского состава аэронавигационной информацией, обучение, подготовка, повышение квалификации диспетчеров и радиоинженеров и многое другое.

 

Люди в истории центра ОВД 

Иван Васильевич Аверьянов руководит центром с момента его основания, поэтому все перемены происходили на его глазах и при его прямом участии. Теперь на вооружении специалистов – лучшие в мире приборы для безопасного сопровождения воздушных судов в небе. И, главное, на смену опытному поколению приходит молодое, задача которого – сохранить преемственность и традиции.

23 мая 1995 года свершилось знаменательное событие: вице мэром Южно-Сахалинска Михаилом Митрофановичем Слепушкиным было подписано свидетельство о государственной регистрации предприятия за номером 250, этим документом был зарегистрирован Сахалинский центр ОВД, образованный как дочернее предприятие ГП «Дальаэроконтроль» (ныне «Аэронавигация Дальнего Востока») путем выделения служб движения и базы ЭРТОС из состава аэропортов Южно-Сахалинск, Зональное, Ноглики, Шахтерск, Александровск-Сахалинский, в дальнейшем и из курильских аэропортов Менделеево (Южно-Курильск) и Буревестник (Курильск). Практика создания дочернего предприятия, отмечает начальник Сахалинского центра ОВД Иван Аверьянов, на тот момент не имела прецедента в системе Росаэронавигации.

Это событие явилось результатом долгой и упорной работы коллектива единомышленников. Поэтому, в первую очередь, хочется сказать спасибо тем, кто стоял у истоков. В создании предприятия активное участие принимали Юрий Сергеевич Сальников, Виктор Васильевич Никитин, Михаил Александрович Морозов, Александр Петрович Самарцев, Виктор Павлович Соколов, Виктор Федорович Плечиков, Геннадий Михайлович Крившенко, Валерий Борисович Монов и многие другие работники служб аэропорта. На местах выделением служб движения и ЭРТОС из состава аэропортов занимались в Ногликах – Валентин Петрович Черненко, в Зональном – Александр Радвирдович Петренко, в Шахтерске Анатолий Николаевич Кон. Позже на Курилах – в Менделеево Анатолий Григорьевич Романюк, в Буревестнике – Александр Петрович Очеретянный.  Ранее, первым предприятием по УВД на Сахалине стал Охинский центр УВД и РТО под руководством Валерия Николаевича Казакова – в то время начальника службы движения аэропорта Оха.

Важно отметить, что Сахалинский центр ОВД создавался не на пустом месте. Ранее службы движения и ЭРТОС были в составе Сахалинского объединенного авиаотряда. Во главе служб движения в разное время были Виктор Андреевич Бекетов, Александр Николаевич Мышегреб, Владимир Петрович Чахно, Виктор Иванович Катеба. Службу ЭРТОС рекордно длительное время возглавляли Юрий Сергеевич Сальников и Александр Петрович Самарцев. Благодаря ветеранам авиаотрасли, мы с каждым годом становимся все более сплоченной командой.

От всей души поздравляю коллектив с нашим славным юбилеем! Мы, как никто другой, знаем, что авиация – сложный механизм, состоящий из работы многих подразделений и организаций. Если выходит из строя хоть одно звено – возрастают риски и опасность для всей системы. Поэтому коллегам желаю слаженности в работе, взаимопонимания, постоянного профессионального роста и новых свершений. Благополучия вам и вашим семьям и, конечно, здоровья, что особенно важно в это время! – поздравил коллег Иван Аверьянов.

                                              За пультом диспетчер КДП Виктор Павлович Соколов 

                                            Техническая учеба

                                          Владимир Федорович Гореленко

                                           Электромеханик ПРЦ Александр Львович Фокин

                                               Валерий Борисович Монов

 

Профессия на всю жизнь: молодая смена

Коллектив здесь надежный и располагает к общению. Примечательно, что все сотрудники, с кем мы успели поговорить, являются представителями династии авиаторов. По словам коллег, и это нас очень удивило, за прошедшие годы собралось около тридцати династий – это гордость и достояние предприятия, да и всей островной воздушной гавани.

Руководитель полетов Сергей Стельмачёнок родом из семьи авиаторов, работает в отрасли с 2002 года, в службе движения с 2008 года. Начинал на севере, в Ногликах, в Южно-Сахалинск перевелся в 2013 году.

— Задачи Сахалинского центра ОВД — обеспечивать безопасность полетов в нашем воздушном пространстве. Если говорить простым языком, то с помощью нехитрых приемов — связи, наблюдения, радиолокации и навигации — мы и осуществляем основную работу. Сложно сказать, чья мера ответственности выше — работаем единой командой, в совокупности. Я всегда говорю, что полет начинается на земле, и ответственность (а речь идет не только о службе движения, но о работе всей структуры, включая технические службы, службу перевозок, экипажи), — везде одинаково высокая. Ведь если грамотно технически не подготовить к полету воздушное судно, то и полет может не состояться.

                                                     Руководитель полетов Сергей Анатольевич Стельмачёнок

Безусловно, диспетчеры находятся, как говорится, на острие атаки. Ведь на мониторе мы видим не один самолёт, а всю воздушную обстановку, сложившуюся на данный момент, и влияем на её развитие, обеспечивая выполнение наших целей. Каждый диспетчер — профессионал своего дела, и это не громкие слова. Он обязан уметь принимать решение быстро, грамотно, своевременно. И иметь как минимум два варианта этого решения на случай непредвиденных обстоятельств, просчитывать на несколько ходов вперед, образно говоря лететь на 20-30 километров впереди самолёта. 

На рабочем месте всегда находится руководитель полетов, который координирует работу всей смены и непосредственно оказывает помощь диспетчеру на том месте, где складывается наиболее сложная обстановка. И отрадно, что рядом всегда чувствуешь надежное плечо своих коллег. Им я хочу пожелать, в первую очередь, здоровья. Если сотрудник здоров, то он бодр, весел и крепок духом, спокойно выполняет свои функции. И, конечно, всем желаю семейного тепла, потому что от климата в доме зависит и качество работы — поздравил коллег Сергей Стельмачёнок.

Заместитель начальника Сахалинского центра ОВД, начальник службы ЭРТОС Станислав Довыденко работает здесь уже 23-й год. Его отец был командиром воздушного судна, жили в авиагородке, и в определенный момент он понял, что не пойти по стопам отца уже не может, пошел по пути радиотехнического развития, начав путь с техника. Это профессия на всю жизнь, уверен наш собеседник.

Заместитель начальника Сахалинского центра ОВД, начальник службы ЭРТОС Станислав Валентинович Довыденко

Одна из первоочередных задач службы ЭРТОС – техническая эксплуатация средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, это аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства в части предоставления им информации от средств наблюдения, средств радионавигации и посадки, обеспечение авиационной электросвязью экипажей воздушных судов и органов обслуживания воздушного движения.

— За последние четверть века появились новые объекты, современное оборудование, которое позволяет работать ещё более надежно. Мы продолжаем развиваться, есть планы по реализации федеральных целевых программ и планы нашего предприятия. Мы постоянно обновляем средства наблюдения, навигации и средства связи, средства посадки воздушных судов. За последние годы появились новые комплексы автоматизации воздушного движения, которые расширяют возможности при управлении воздушным движением, позволяют прогнозировать конфликтные ситуации в полете и своевременно принимать меры по их предотвращению. В нашей службе на данный момент круглосуточно трудятся 159 инженерно-технических работников, в том числе на северных аэродромах и Курильских островах. 

25 лет — это веха, — подводит итог Станислав Довыденко, — и хочется сказать огромное спасибо нашим наставникам, которые направили нас на путь истинный. Желаю коллективу процветания. У нас есть знаменитая поговорка «Вижу, слышу, управляю» — так вот, желаю, чтобы у нас всегда была связь, и без брака. Счастья и удачи моим коллегам!

 

От земли до неба: диспетчерский пункт

Непосредственно воздушным движением управляют диспетчеры. Здесь, на вершине башни, где собирается вся информация о полетных планах и маршрутах воздушных судов, они несут круглосуточное дежурство. 

Курс, скорость, высота воздушного судна — эта информация отображается на мониторах современных автоматизированных систем управления воздушным движением. Диспетчер выполняет одну из самых важных функций - контроля. Для обеспечения безопасных интервалов между воздушными судами в воздухе и на земле он согласовывает маршруты прибытия и вылета, определяет очерёдность захода на посадку, взаимодействует с диспетчерами смежных секторов.

Все воздушное пространство поделено на секторы и зоны ответственности: вышка, подход, РЦ (районный центр — управляет на больших высотах и воздушных трассах). Ответственность  колоссальная. Получая большой объем визуальной и звуковой информации, диспетчер производит мгновенный анализ и принимает необходимое решение. А если капризная островная погода преподносит сюрпризы, нагрузка на диспетчера возрастает многократно. 

— В процессе управления воздушным движением мы имеем четкое представление о местоположении всех воздушных судов, находящихся в зоне нашей ответственности, — рассказывает Сергей Стельмачёнок, — помимо управления воздушным движением, одной из важнейших задач диспетчера является оповещение аварийных и поисково-спасательных служб о воздушных судах, чьим экипажам необходима помощь. В этом случае наша задача — оперативный обмен информацией с Региональным центром поиска и спасания, все должно быть точно, слаженно, только так можно обеспечить безопасность полетов. Можем успокоить, современные самолеты надежны и безопасны, но мы всегда готовы прийти на помощь экипажам и пассажирам.

 

На волне перемен

— Все 25 лет развития Сахалинского центра ОВД шла и продолжается активная работа по замене оборудования. Сначала сотрудничали с зарубежными партнерами, в нашем случае с фирмой ARINC, затем произошло развитие до необходимого уровня и отечественных изготовителей и поставщиков. За четверть века практически весь комплекс радиотехнического оборудования был заменен на современную аппаратуру. Во-первых, это комплекс средств автоматизации УВД КСА «Альфа», который постоянно модернизируется, и сегодня мы имеем уже его третью модификацию — «Альфа-3», это системы автоматического зависимого наблюдения АЗН-В СОНАР и НС-1 — локальные контрольно-корректирующие станции А-2000 в Южно-Сахалинске, Курильске, Менделеево, Охе и Ногликах.  Такой насыщенности ЛККС вряд ли вы где-то еще найдете, — вспоминает начальник центра ОВД Иван Аверьянов.

Словом, сегодня здесь эксплуатируется сложное оборудование последнего поколения. Из года в год интенсивность воздушного движения над просторами дальневосточного региона растет, и то ли еще будет.

На островах перемены будут продолжаться постоянно, это объясняется ростом, развитием, трансформацией и выстраиванием логистики авиационного сообщения Дальнего Востока. И аэропорт Южно-Сахалинска может стать важным элементом глобального транспортного узла.

Кроме того, с завершением строительства нового аэровокзального комплекса и перрона главные воздушные ворота Сахалинской области смогут существенно повысить качество и увеличить объемы перевозок. И требования к компетенции служб Сахалинского центра ОВД, а также всех служб аэропорта будут всегда высоки.

Коллектив Сахалинского центра ОВД в преддверии 25-летнего юбилея

Немаловажным фактором в привлечении кадров и успешной работе является забота о сотрудниках. Таким количеством социальных программ едва ли может похвастаться любое другое предприятие.

Большим событием для Сахалинского центра ОВД — стало строительство и переезд в 2013 году в новое здание КДП, это значительно улучшило условия и культуру труда, и, как следствие, повысило эффективность работы. Здесь есть комнаты психологической разгрузки, приема пищи, свой спортзал, диспетчерские тренажеры, системы дистанционного обучения, класс английского языка, ну и, конечно, современные рабочие места диспетчеров УВД и работников службы ЭРТОС. Главное, что у коллектива есть обоюдное желание решать самые сложные задачи. А руководство предприятия, сохраняя традиции, строит новые планы и с уверенностью смотрит в будущее.

Елена Герцен