Аэропорт помнит своих героев. К 75-летию Великой Победы

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне на всех предприятиях страны вспоминают и чествуют ветеранов. Для островной воздушной гавани это юбилей особенный. Так исторически сложилось, что аэропорт «Южно-Сахалинск» является ровесником Победы, его история началась в 1945 году, когда на военном японском аэродроме приземлились летчики, открывшие трассу Хабаровск — Южно-Сахалинск. А ветераны аэропорта — это те труженики, кто, скинув шинели в 1940-1950-х, приехали поднимать Сахалин. Вечная им память и слава. 

Мы с горечью отмечаем, как редеют ряды фронтовиков. В конце 2000-х, по архивным данным, в аэропорту «Южно-Сахалинск» было 90 ветеранов войны и трудового фронта, работавших в разных службах, в 2020 — лишь трое.  В этот особенный год хочется вспомнить всех или многих и передать низкий поклон их потомкам. Коллеги-ветераны навсегда останутся для нас образцом боевого и трудового мужества.

Виктор Максимович Иволга — бывший летчик-истребитель, диспетчер, руководитель полетов и инструктор тренажера самолета «Ил-14»

В. М. Иволга родился в 1923 году в селе Приморском Неклиновского района Ростовской области. В 1942-м после окончания Сталинградской школы пилотов был направлен на фронт в качестве летчика-истребителя. Лейтенант, служил командиром корабля и командиром звена истребительной авиации 79-го гвардейского авиаполка 6-й авиадивизии 8-й воздушной армии, 4-й Украинский фронт. До 1945 года участвовал в боях в составе 1-го, 2-го, 4-го Украинских и Сталинградского фронтов. Лично сбил 8 самолетов, уничтожил 16 автомобилей в глубоком тылу немцев. С 1946 по 1948 год - летчик и командир 95-го транспортного авиаполка. 

Награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, Красного Знамени (дважды).  Медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», юбилейными медалями.

Наградной лист гвардии младшего лейтенанта В. М. Иволги, архив Минобороны

В гражданской авиации Виктор Максимович работал с 1954 по 1985 годы. Начинал свою трудовую деятельность диспетчером службы движения аэропорта. С января 1967 по 1985 год был инструктором на тренажере в Сахалинском объединенном авиаотряде. В 1985 г. ушел на заслуженный отдых. 

Николай Иванович Куренной, бесстрашный военный летчик, в  послевоенные годы работал в аэропорту руководителем полетов в службе движения

Н. И. Куренной родился в 1918 году в селе Дмитровка Кировоградской области (Украина). В начале войны был призван в ряды красной Армии из авиашколы ГВФ. Принимал участие в боях в составе авиации дальнего действия, участвовал в бомбардировке Берлина. Награжден двумя орденами «Отечественной войны», «Красного Знамени» (дважды), «Красной Звезды» (дважды), медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина» (01.05.1945 года), «За победу над Германией» и юбилейными.

По данным архивов Минобороны (цитата из наградных документов): «В Отечественную войну совершил 126 ночных и 15 дневных боевых вылетов. После последнего представления к награждению и награждения совершил 41 ночной боевой вылет…

Общий налет: днем 300 часов, ночью — 426 часов. Техника пилотирования отличная. Требовательный командир к себе и подчиненным… При бомбардировании 2.10.44 г. порта Мемель прямым попаданием бомб был создан огромный взрыв, наблюдавшийся другими экипажами при подходе к цели. Предположительно попадание произошло в боесклад. Бомбардируя военно-промышленный объект противника Тильзит 14.10.44 г. попаданием бомб созданы 2 больших очага пожара, также произвел удачную подсветку целей, которая во многом способствовала успеху бомбардирования наших экипажей. Такие примеры в боевой работе ст. лейтенанта Куренного многочисленны».

Из представления Н. И. Куренного к награде Орден «Красного Знамени»

По данным источника «Бессмертный полк», в годы войны Николай Куренной познакомился со своей будущей женой Маргаритой, в 1942-м она была призвана в ряды Красной Армии в должности капитана медслужбы после досрочного окончания Молотовского (Пермского) мединститута, — в тот же авиаполк, где служил Николай. Последний боевой вылет по разгрому фашистов  он совершил 1 мая 1945 года. Победу семья встретила в Германии, там у них родился сын Вячеслав.

После увольнения в запас, в 1949-м, семья приехала в Южно-Сахалинск, работал в островном аэропорту. Представитель династии, в аэропорту позднее работал его сын Куренной Вячеслав Николаевич (командир АН-2).

Николай Леонтьевич Быстряков, работал радиооператором 1-го класса

Н. Л. Быстряков родился в 1927 году в селе Думнево Бабушкинского района Вологодской области. В 1943-м был призван на фронт рядовым бойцом, радистом-пеленгаторщиком (Белорусский фронт).  В августе 1945-го был направлен на Дальний Восток в составе 10-й Воздушной армии в роту связи, где освобождал Сахалин и Курилы вплоть до 3 сентября 1945-го. За боевые заслуги награжден орденами «Отечественной  войны» и «Красного Знамени», медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией» и юбилейными. До 1993 года работал в Сахалинском объединенном авиаотряде электромехаником, радиооператором 1-го класса, пока не ушел на заслуженный отдых.

Ветераны аэропорта Николай Леонтьевич Быстряков (в центре), рядом Александр Петрович Камышев и Александр Никифорович Санцаков, 80-е годы

Из сохранившихся воспоминаний Н. Л. Быстрякова: «О победе я узнал в Минске. Все кричали, слушая радио, стреляли, а один оратор заявил, что в честь Победы мы заложили саркофаг, где будут лежать секретные документы для будущих поколений, который будет вскрыт в 2045 году. Где-то в Белоруссии…. А знаете, как пленные немцы реагировали на нашу победу? Они тоже плакали, кричали «Гитлер капут!» В день Победы подошел ко мне один из них и попросил хлеба. А я сам щуплый, ноги в обмотках, голодный. Ну, дал ему кусок хлеба, какой был. За что неожиданно получил в подарок часы. И такое бывает!».

А. П. Камышев родился в 1926 г. в деревне Вичевщина Вожгальского района Кировской области. Призван Александровск-Сахалинским ГВК в 1943-м, сержант-связист. В 1945-м в составе стрелкового корпуса 2-го Дальневосточного фронта участвовал в освобождении южной части Сахалина. Награжден Орденом «Отечественной войны» 2-й степени, медалью «За победу над Японией» и юбилейными. Работал в авиаотряде бортрадистом.

А. Н. Санцаков родился в 1920 году. На фронт ушел лишь в 1945-м. Младший сержант, техник 88-й авиадивизии. Участник боев за освобождение Южного Сахалина. Награжден Орденом «Отечественной войны» 2-й степени, медалью «За победу над Японией» и юбилейными.  С 1946 года жил в Южно-Сахалинске, трудился в аэропорту в службе организации перевозок.

                                                            

Радиооператор Нина Ивановна Грищенко и бортрадист Ольга Ивановна Захарюженко, 80-е годы

О. И. Захарюженко родилась в 1923 году в Новозыбковске Орловской области. Была призвана на фронт Буденновским РВК Ставропольского края. Старший сержант, радиооператор 127-го отдельного батальона связи 11 стрелкового корпуса (4-й Украинский фронт). Награждена Орденом «Отечественной войны» 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», юбилейными медалями, «Знак  Почета». В Южно-Сахалинск приехала в 1958 году, летала бортрадистом в авиаотряде, а когда списали с летной работы, работала в наземных службах.

Наградной лист радиотелеграфиста 127-го отдельного батальона связи О. И. Захарюженко, архив Минобороны

Из воспоминаний бывшего зам. генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» по безопасности полетов и качеству А. И. Кулигина: «Про туман есть авиационная байка от человека-легенды гражданской авиации, заслуженного бортрадиста Ольги Ивановны Захарюженко. Уникальная сотрудница, ей не хватило часов триста, чтобы побить мировой рекорд «женщина в воздухе как член экипажа». Так вот, летят они на ИЛ-14 в районе Кунашира, заходят на посадку в аэропорт Менделеево, погода плохая, долго крутятся вокруг. И вдруг Ольга Ивановна по СПУ (самолетное переговорное устройство) удивленно сообщает: «Уж сколько летаю, но в первый раз вижу на Курилах железную дорогу». Оказалось, что крутятся они над Немуро или где-то в том районе. Эту историю все пилоты рассказывают».

Н. И. Грищенко родилась в 1920 году в Москве, ушла на фронт в 1942-м, служила радистом в Главном управлении военно-восстановительных работ железных дорог. Награждена медалью «За победу над Германией» и юбилейными медалями. В южно-сахалинском аэропорту работала радиооператором связи, имеет многочисленные ведомственные награды.

Ветераны Тимофей Иванович Дробышев и Дмитрий Герасимович Климко

Т. И. Дробышев родился в 1926 году в  селе Пильно Старобардинского района Алтайского края. Во время Великой Отечественной служил механиком-водителем легендарного «Т-34», сержант. В конце войны воевал на 2-м Дальневосточном фронте. Награжден Орденом «Отечественной войны» 2-й степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За победу над Японией», медалью Жукова, юбилейными медалями Вооруженных сил СССР и ведомственными наградами. В Южно-Сахалинск приехал 1945 году. Работал в аэропорту водителем.

Д. Г.  Климко родился в 1926 году в селе Отрадном Архангельского района Краснодарского края. Был призван на фронт в 1943-м. Ефрейтор, стрелок 113-й ОСБр. Участник боев за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. Награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейными медалями. Работал в объединенном авиаотряде.

Павел Степанович Кораблев, работал инструктором-контролером

П. С. Кораблев родился в 1925 году в селе Сухая Березовка Бобровского района Воронежской области. На фронт был призван в  1942 году. Сержант, помощник командира взвода 175-й стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта. За годы службы получил два ранения и контузию. Награжден орденами Славы 3-й степени, «Отечественной войны» 1-й и 2-й степеней, медалями «За победу над Германией», «За взятие Кёнигсберга», медалью Жукова, юбилейными и ведомственными медалями.

 В Южно-Сахалинске приехал в 1957 году. Работал в аэропорту инструктором-контролером.

Из документа о награждении П. С. Кораблева Орденом Славы III степени. «В боях с 18 по 23 октября 1944 года при прорыве вражеской обороны… отразил три контратаки немцев с большими для них потерями, одним из первых ворвался в траншею…»

Любовь Ивановна Чернова, участник трудового фронта, живет в Южно-Сахалинске

Л. И. Чернова родилась в 1928 году в селе Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области. С 1941 по 1945 годы работала на совхозных полях. Награждена многочисленными медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», юбилейными медалями и ведомственными наградами.

В аэропорту отработала 40 лет (с 1958 по 1998 год) кассиром, диспетчером по загрузке, администратором, диспетчером по транзиту службы организации пассажирских перевозок.

 Нина Григорьевна Атрощенко, участник трудового фронта, живет в Южно-Сахалинске

Н. Г. Атрощенко родилась в 1930 году в селе Петрилово Брасовского района Брянской области. В 1941-1945 годах работала в колхозе на полях и фермах, на конезаводе. В аэропорту трудилась уборщицей производственных помещений в агентстве воздушных сообщений.

Василий Трофимович Билык, ветеран войны, работал стрелком-пожарным в отделе ВОХР, живет в Южно-Сахалинске

В.Т. Билык родился в 1926 году в селе Устивица Великобагачанского района Полтавской области (Украина). В начале войны пережил оккупацию, в 1942-1943 находился в концлагере. После освобождения был призван в армию и направлен в Ленинград в зенитно-артиллерийскую бригаду прожекторного полка. В его составе окончил войну и был направлен на Сахалин. До Сахалина Василий и его сослуживцы добрались в мае 1947 года, когда ужасы войны эту землю миновали, демобилизовался в 50-м году. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», орденом Отечественной войны II степени, медалью «Доблесть и отвага», ведомственными и юбилейными медалями.

Василий Билык (слева) с товарищем, военная фотография

В 1978 году пришел работать в аэропорт в отдел военизированной охраны стрелком-пожарным. Охранял самолеты, склады с бензином, наблюдал, чтобы никто незаконно не проник на аэродром. Работал до выхода на пенсию (в середине 90-х).

Из воспоминаний В. Т. Билыка о годах оккупации на Украине: «Таких, как я пацанов, немцы каждый день приезжали на машине и забирали с собой, то 10, то 5 человек. Увозили в Миргород, это в двадцати километрах от моего села. Поместили нас в казармы на территории, обтянутой колючей проволокой, каждый день вывозили работать на железнодорожную станцию, мы там расширяли линию, потом восстанавливали мосты таскали бревна. Обращались с нами очень жестко, кто плохо работал, подходили и били палкой. Кормили еле-еле, спасало, что матери за несколько километров из деревень приходили, еду нам тайком через проволоку передавали. Однажды мы услышали выстрелы, и пока немцы были заняты своими разборками, удалось бежать… Домой, конечно. А там тоже страшно, два полицая в деревне было. Но прятаться долго не пришлось, вскоре наши войска заступили». 

 

Встреча ветеранов в аэропорту, 2002 год. В первом ряду (нижний, слева направо) В. М. Коваленко, А. С. Андрианова, Н. Ф. Дьякова, Е. Ф. Кускова, Н. И. Грищенко, Г. А. Таращук, И. В. Мыреев, В. М. Иволга, К. З. Щекутьев, Н. Е. Юрчаков, не установлен, А. Е. Яшкова. Во втором ряду:  не установлен, П. С. Кораблев, А. П. Яцына, К. Д. Лаптев, Д. Т. Башкирев, Л. Ф. Ковалева, Л. И. Морозов, В. С. Мошинец, Т. И. Дробышев, А. В. Колдина, Н. Г. Атрощенко, З. З. Гуринова, А. А. Афанасьева. В верхнем ряду: не установлен, А. П. Камышев, В. Т. Билык, Л. И. Золотухин, А. Н. Санцаков, О. Г. Хользунов. 

Невероятные судьбы наших ветеранов сложно рассказать одним абзацем. В 1945-м люди переживали величайший духовный подъем, ведь впереди была целая жизнь, о которой написано немало книг. Но и этого недостаточно. 75 лет прошло после Второй мировой. Мы по крупице собираем и храним их истории, ветераны у нас любимые и особо почитаемые люди. Мы ищем и находим предметы или снимки из их семейных альбомов, из альбомов их детей и внуков. Пусть ветераны живут в нашей памяти вечно, перекликаясь и переплетаясь с настоящей жизнью авиации Сахалина и Курил. Эстафета памяти никогда не прервется. С наступающим Днем Победы!

Елена Герцен, главный редактор информационно-аналитического журнала «Сахалин P.S.»

Фото Елены Герцен, Кирилла Ясько

Материал подготовлен по данным музея АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» и архива Минобороны (podvignaroda.ru)

08 мая 2020 г.