Гость пресс – центра аэропорта «Южно-Сахалинск» рассказал об особенностях соблюдения безопасности в авиационной сфере.
Уже больше 20 лет аэропорт «Южно-Сахалинск» сотрудничает с Научно-учебным центром «Авиационная безопасность и новая техника» (НУЦ «АБИНТЕХ»). Стабильно один-два раза в год преподаватели центра проводят обучение для сотрудников службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Южно-Сахалинск». Профессиональное обучение представляет собой теоретические и практические занятия по авиационной и транспортной безопасности, где главной задачей является изучение и получение общих сведений о терроризме и актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, методах борьбы с терроризмом, а также о состоянии авиационной и транспортной безопасности в гражданской авиации.
Мы побеседовали об итогах обучения с заместителем директора НУЦ «АБИНТЕХ» Андреем Нечунаевым.
Андрей Викторович пришел в авиацию 17 лет назад из армии, где по службе занимался минированием и разминированием, прошел Афганистан и Чечню и не понаслышке знает, что такое терроризм, и как террористы манипулируют обычными людьми.
Имея образование психолога и опыт преподавания на кафедре «Миновзрывное дело», после увольнения из армии, начал работать в аэропорту «Шереметьево», где получил специальный допуск к самостоятельной работе и плотно занялся преподавательской деятельностью в Учебном Центре по направлению «Идентификация взрывчатых веществ и взрывных устройств».
– Андрей Викторович, расскажите, для чего необходимо обучение «Авиационная безопасность» для инспекторов по досмотру?
– Участившиеся случаи террора в мире, разрастание террористических группировок заставляют нас искать новые методы и подходы в борьбе с этим страшным врагом. С 2007 года на территории РФ действует федеральный закон о транспортной безопасности, которым авиационная безопасность была выделена в отдельный самостоятельный сегмент транспортного комплекса государства. До 2007 года безопасность в аэропортах обеспечивалась авиакомпаниями.
Обучение, которое мы проводим в аэропорту, нацелено на прекращение актов незаконного вмешательства (захват и угон воздушного судна, закладка взрывного устройства в самолете или пассажирском терминале).
В данный момент обучили группу недавно трудоустроенных сотрудников службы авиационной безопасности. Первичное обучение представляет собой 80-часовую программу с теоретической и практической базой. Регламент программы соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и международной организации гражданской авиации ИКАО.
– Расскажите, какие особенности выявления опасных предметов вы разбираете со слушателями курса?
– В программе обучения, в особенности на первичном курсе, мы подробно даем расклад по возможному содержимому багажа и разбираем практическую часть на разных примерах. Все слушатели могут наблюдать на общей картинке монитора, дублирующейся с компьютера преподавателя, комментировать, задавать вопросы, совместно проходить и закреплять свои теоретические знания. Эти занятия в первую очередь предназначены для проработки навыков выявления и идентифицирования опасных веществ и предметов.
– Получается, основная задача инспектора службы авиационной безопасности – идентифицировать опасный багаж? В ходе практического обучения инспекторов учат распознавать опасные предметы и вещества?
– Когда инспектор САБ приходит на свое рабочее место, у него самая главная задача – не допустить опасные предметы и взрывчатые вещества, тем самым обеспечив безопасность пассажиров, как в терминале, так и на борту воздушного судна. Соблюдение безопасности - современный стиль жизни!
В ходе обучения сотрудникам даются практические навыки идентифицирования. Например, металлические предметы на экране рентгенно-телевизионного интроскопа имеют синий цвет, предметы из органики – жёлтый. Мы учим идентифицировать нюансы: сыр – тоже органика. Взрывчатые вещества имеют отличительные черты. Есть методы различения – как из предметов синего цвета распознать нож, гранату, оружие, а из жёлтого – взрывчатое устройство. Обязательным условием практических занятий является проведение их на рабочих местах инспекторов на той аппаратуре, что имеется в аэропорту. Рентгенно-телевизионные интроскопы, установленные в здании аэровокзала, очень надежные и соответствуют международным требованиям.
Прежде чем допустить слушателя до проверки практических знаний и экзамена необходимо удостовериться в его знании нормативной базы, что является основополагающим критерием в работе инспектора службы авиационной безопасности, в соответствии с которой составляется его должностная инструкция. Свои должностные обязанности инспектор обязан знать и исполнять. Знание и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, бдительность и внимательность автоматически обеспечивают безопасность, как самого инспектора, так и пассажиров.
А вот халатное отношение к своим обязанностям – это преступление, что, как правило, может привести к уголовному расследованию.
– А как распознать террориста?
– Понимаете, это очень неоднозначный вопрос. Террорист, который находится в местах боевых действий, имеет свои характеристики: как правило, это психически неуравновешенный человек. В мирной среде террористы выглядят обычными людьми.
Возможно, помните, когда в России началась борьба с терроризмом, в начале 2000-х, существовало определение «лицо кавказкой национальности»? Сейчас оно сошло на нет, так как, во-первых, это нарушение этнического профайлинга, что запрещено нормами и требованиями ООН. Во-вторых, среди террористов очень много европейцев, азиатов и других.
– Расскажите поподробнее, что имеется ввиду под «профайлингом».
– Профайлинг – это понятие, обозначающее совокупность психологических методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения. Впервые термин «профайлинг» был введен нашими коллегами-израильтянами. Надо подчеркнуть, израильтяне имеют один из самых профессионально выработанных опытов в мире в борьбе с терроризмом. Зная, как работает профайлинг, применяя его принцип действия на практике, террориста легко считать и распознать.
Например, если вспомнить трагические события 2011 года в аэропорту «Домодедово», по записям видеосъемки было определено, что террорист на всем пути своего следования пил воду. Это один из признаков наркотического опьянения - все террористы-мужчины, как правило, находятся под воздействием наркотических средств. А вот среди женщин, наоборот – никто не употреблял наркотики, что подтверждалось лабораторно-клиническими исследованиями.
Всегда можно определить смертника по специальным вопросам.
Тут важно другое: приоритетнее определить террориста на этапе подготовки преступления, а не тогда, когда он уже будет на пути следования к цели с взрывным устройством. И это уже задача других людей из оперативной группы, которая занимается непосредственно разработкой преступников.
– Что же инспектор службы авиационной безопасности должен предпринять в случае, если он поймет, что перед ним террорист?
– По большому счету инспектор не имеет полномочий на многое, не имеет оружия. И в случае обнаружения преступника, все, что обязан сделать инспектор - это остановить его, не допустить в зону скопления людей, в пассажирский терминал и на борт воздушного судна. Даже порою, ценой собственной жизни. Как ни трагично это осознавать, - да, инспектора рискуют своей жизнью.
Проанализировав записи камер видеонаблюдений на железнодорожном вокзале г. Волгограда в 2014 году, когда произошел взрыв при прохождении террористом рамки металлоискателя, стало ясно, что устройство было приведено в действие в момент, когда работник досмотра указал жестом руки остановиться: действие вызвало последовавшую реакцию смертника – он нажал на кнопку. Это говорит о том, что террорист был в стрессовом состоянии.
Инспектор досмотра всегда находится в траншее на первом рубеже.
– По каким принципам террористы выстраивают свои действия, планируя взрывы?
– Террористы всегда ищут слабые места, чтобы нас «ударить». Они прекрасно могут быть осведомлены и знают, как работает наша техника, изучают нашу тактику действий и работу. Смертники – это так называемый «расходный материал». Это те люди, кто для организаторов преступных террористических группировок не представляют никакой ценности. И если на пути следования смертника встречается препятствие, он приведёт взрывное устройство в действие там, где будет остановлен. Это тактика террористов: взорвать хоть что-то. При этом никакие разговоры со смертником не помогут – они сжатые как пружина, неадекватные. Малейшая тревога для них – призыв к действию взорвать.
– Андрей Викторович, где по-вашему мнению, находится слабое место в нашем обществе, почему многих молодых людей, как девушек, так и мужчин вербуют в террористические группировки, и они так легко попадаются на этот крючок? Какую роль в этом играет мусульманство, ислам?
– Ислам в сравнении с православием молодая религия: образовалась она в 6 веке от рождества Христова. И если обратиться к истокам ее возникновения, можно увидеть, что в исламе присутствовали признаки язычества. Концепция ислама – ячейка общества, семья. Воспитание закладывается с семьи, а язык, духовность, искусство объединяют людей. В 17 веке появился ваххабизм, пророком которого провозгласил себя Муххамед ибн Абд аль-Ваххаб. Хотя в классическом мусульманстве после Мухаммеда (Могамед) пророков нет, только последователи. Тогда же и было объявлено, что все классические мусульмане неправильные и началось уничтожение всего достояния. Очень много создавалось и изобреталось в тот период: известные ныне значительные достижения в алгебре, географии, астрономии, медицине, поэзии. Все уничтожалось ваххабитами. Эта группировка стала ядром движения, которое позднее привела к расколу мусульманской общины на две основные части – суннитов и шиитов, что оказало огромное влияние на судьбу мусульманского мира. Но семья всегда была и есть главным составляющим общества: уважение и чинопочитание матери и отца. А любовь – это уважение, как отвечал Мухаммед (Могамед). Что в исламе, что в православии, женщина всегда считалась «берегиней» очага, мужчина всегда был опорой. Ислам четко выстаивает линию взаимоотношений: сначала семья, затем культурные связи, общество, наука. В современном мире это сейчас искажено и не работает. В нашей действительности, с приходом нанотехнологий и скоростным развитием человеческой цивилизации исчезает духовность. Ислам на сегодняшний день сильнее тем, что он поддерживает духовность в семьях. Должна быть наполненность душевная. И это не обязательно о религии и вере. Даже атеисту не мешает заполнять себя духовно. Поэтому и вовлекаются к радикально настроенным мусульманам те, у кого нет этой наполненности, ищут ее в исламе, не отличая классический ислам от радикального. Радикально настроенные мусульмане считают неверными всех, кто не исповедует ислам. Хотя пророк Мухаммед (Могамед) не запрещал существование и вероисповедания других религий и даже позволял молиться православным верующим в мечетях.
– Очень важно понимать истоки возникновения и взаимосвязи, имеющие такие глубокие исторические корни. Ваши слушатели курса по авиационной безопасности - какие они должны быть, что самое важное в качествах инспектора службы авиационной безопасности?
– Самое основное и главное качество – это умение не реагировать на негатив людей. Негатива очень много. Не зря считается, что самая тяжелая работа – это работа с людьми. И уходя с работы, необходимо оставлять все самое плохое на рабочем месте, не унося домой. Быть стрессоустойчивым. Уметь себя вести в конфликтной ситуации так, чтобы это не повлекло раздуванию конфликтной ситуации: здесь может сыграть главную роль все что угодно – не только техника, но и слово, взгляд, жест, поза. В нашей дисциплине это называется клиентоориентированием. Важно отключать полностью свой эмоциональный аппарат.
– Этому можно научиться? Ведь мы все люди и эмоции это наше все.
– Конечно, можно. Необходимо понять, что человек, пытающийся вас задеть колкостями, своим негативом, в первую очередь утешает свое «эго». В большинстве своем это достаточно несчастные люди, не получившие в своей жизни того, чего хотели. Поэтому постоянно находятся в негативе. Каждый из нас в силах выбрать свой путь: быть мухой или пчелой – сидеть на варенье или в мусоре. Легче понимать, что вектор пассажира – быстро пройти досмотр, у инспектора выполнить свои должностные обязанности без эмоций. А вот в пересечении этих векторов, как правило, и может возникнуть конфликт. Но когда ты понимаешь природу конфликта, легче его разобрать и избежать.
– Очень радует, что такой объем интересной и правильной подачи информации дается нашим сотрудникам службы авиационной безопасности. Как результаты обучения?
– Все слушатели успешно прошли курс, подтвердили квалификацию. Планка профессионализма наших инспекторов соответствует требованиям, как законодательству РФ, так и международным требованиям. Материал достаточно объёмный, наполненный. Теперь будем встречаться в феврале, с группой следующих сотрудников для подтверждения профессиональной подготовки.
По итогам 2019 года 140 сотрудников службы авиационной безопасности успешно завершили программу подготовки по обеспечению авиационной безопасности с привлечением преподавателей НУЦ «АБИНТЕХ» г. Москва.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в 2019 году прошли аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности с получением свидетельств 94 сотрудник.