Кто был первым лётчиком Приамурья? К 90-летию Гражданской авиации на Дальнем Востоке

01 февраля 2020 г.

В морозный (минус 36 градусов) четверг 9 января 1930 года лётчик Михаил Водопьянов на самолете «Юнкерс Ф-13» (F-13) общества «Добролёт» с бортовым номером СССР-127 начал прокладывать воздушную трассу по маршруту Хабаровск - Сахалин протяжённостью 1130 километров.

В морозный (минус 36 градусов) четверг  9 января 1930 года лётчик Михаил Водопьянов на самолете «Юнкерс Ф-13» (F-13) общества «Добролёт» с бортовым номером СССР-127 начал прокладывать воздушную трассу по маршруту Хабаровск - Сахалин протяжённостью 1130 километров.

Трасса героев

На борту того исторического самолёта находились кроме бортмеханика Н.В. Аникина и механика-моториста С.И. Нижниковского пассажиры: начальник управления Дальневосточными воздушными линиями (ДВЛ) «Трансавиация» Всероссийского акционерного общества «Добролёт» А.С. Ривадин, секретарь Дальневосточного крайсовета Осоавиахима А.Г. Захаров, специальный корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда»  К. Волынский.

Через восемь дней, 16 января 1930 года, первый перелёт по маршруту Хабаровск - Нижне-Тамбовское - Мариинск - Николаевск - Оха - Александровск-на-Сахалине (устье р. Александровки, самолёт садился на лыжи)  завершился.

9 января стало официальным днём рождения Гражданской авиации на Дальнем Востоке. Это уже потом советские авиаторы проложат авиатрассы на Камчатку и Чукотку, в Приморье и Приамурье, в Якутию и на Охотское побережье. Но эта была первой! Ведь тогда, в 1930 году, открыли не только первую пассажирскую авиалинию в ДВК (Хабаровск - Сахалин), но и стали выполнять регулярные почтово-пассажирские рейсы по расписанию.

Сахалинская авиатрасса сыграла в развитии дальневосточной авиации большую роль. Она была школой жизни. Летать по ней было невероятно трудно, поэтому не случайно её прозвали «Трассой героев».

Первым лётчиком Дальневосточного края, согласно советской историографии, считается Михаил Водопьянов (1899-1980), будущий Герой Советского Союза - спасатель челюскинцев (1934). Но неужели до Водопьянова здесь никто не летал?

Михаил Водопьянов

Воздушную трассу в 1929 году вместе с Михаилом Водопьяновым разрабатывали сегодня забытые морские лётчики Василий Копридов (1895-?) и Карл Ренкас (1897-1932). Именно эти пилоты состояли в штате управления Дальневосточных воздушных линий до приезда Водопьянова.

Но одиночные, демонстрационные полёты на востоке страны совершали ведь ещё до революции 1917 года...

Сначала это были воздушные шары.

От шара до махолёта

Странствующий аэронавт Иван Борисович Овербек - по афише  Жан (1870-1906), москвич, решил поехать на Дальний Восток, где прыжки с парашютом были ещё в диковину. Его дальневосточные гастроли начались в Хабаровске 29 июня 1906 года.

Жан Овербек

Как рассказал краевед Анатолий Жуков, поднялся Жан Овербек на воздушном шаре-монгольфьере (тепловой аэростат с оболочкой, наполняемой подогретым воздухом) из городского сада, расположенного на берегу Амура.

Выступление аэронавта восхищало, бесстрашие и презрение к опасности изумляли.

Через пять дней состоялся второй полёт,  затем Овербек отправился на пароходе вверх по Амуру в приграничный с Китаем город Благовещенск. А 29 сентября 1906 года газета «Харбинский вестник» сообщила, что накануне в лечебнице доктора Фельдмана от тифа скончался отважный Жан Овербек.

Вторым поднялся на воздушном шаре в городском саду Хабаровска 15 августа 1907 года воздухоплаватель Густав Фридрихович Глеклер (?-1920). Его судьба трагична: поручик вооруженных сил юга России был расстрелян большевиками 23 ноября 1920 года в Симферополе...

Между тем, в Хабаровске в январе 1910 года появилось специальное распоряжение за подписью Приамурского генерал-губернатора П.Ф. Унтербергера. Он предписал местным властям «на случай полёта или спуска на землю воздушных шаров обязать население без разрешения воздухоплавателей не подходить к ним ближе чем на 50 шагов; не курить и не разводить костров ближе чем на 100 шагов от шаров; если шару грозит опасность от огня, огонь угасить и предупредить криками воздухоплавателей; оказать воздухоплавателям помощь при уборке шаров и доставить их и имущество на ближайшую почтовую или железнодорожную станцию».

Тем временем московский любитель-механик В.М. Смуров, прибыв на восток, спроектировал и построил весной 1912 года нечто вроде вертолёта и назвал его «орнитоптером» (махолёт Смурова). К сожалению, не удалось найти фотографий или чертежей этого уникального аппарата. Известно лишь, что предварительные испытания, проведённые самим Смуровым на берегу Сунгари в Харбине, дали положительные результаты - аппарат поднимался на 4 сажени (8,5 м) от земли, совершал в воздухе повороты и т.п.

Самолёт над Хабаровском

Одним из первых русских авиаторов, авиамехаников и популяризаторов авиадела на Дальнем Востоке стал Яков Иванович Седов-Серов (1878-1964). Весной 1911 года из Севастополя с аэропланом «Фарман-4» он отправился на Дальний Восток (Харбин, Владивосток, Благовещенск, Чита, Иркутск, Томск, Новониколаевск, Омск, Петропавловск) для пропаганды достижений авиации.

Запланированные полёты в Хабаровске не состоялись по причине отсутствия подходящей площадки (ипподрома). В Иркутске местным отделением Всероссийского аэроклуба 4 августа 1911 года ему был выдан первый в Сибири диплом авиатора.

Вот и выходит, что Седов-Серов считается первым лётчиком Владивостока, а у нас, увы, эта честь принадлежит Александру Александровичу Кузьминскому (1881-1930).

Александр Кузьминский

Согласно карточке из картотеки краеведа Анатолия Жукова, Александр Кузьминский родился в Харькове, был  племянником Софьи Андреевны - жены Льва Николаевича Толстого. Учился летать в авиашколе Блерио во Франции. Диплом пилота-авиатора получил 19 сентября 1910 года. Первые полёты Кузьминского на родине были неудачны.

Но в 1912 году он совершил путешествие со своим аэропланом на Дальний Восток, показывая полёты населению Харбина, Мукдена, Пекина, затем летал в Камбодже, Индонезии, в 1913-м - в Персии.

В 1914 году Александр Кузьминский работал лётчиком-испытателем на авиазаводе Щетинина в Петербурге. С началом войны добровольно пошёл на фронт, но потерпел аварию и вернулся на завод. После революции работал консультантом в Главвоздухфлоте...

Так вот, 23 августа 1912 года он впервые совершил полёт на самолёте над Хабаровском!

Взлетел Александр Кузьминский на аэроплане «Блерио» (Blériot XI) с площадки на территории нынешнего стадиона «Динамо» в 5 часов вечера, сделал три круга, летал 12 минут. И именно ему принадлежит честь быть первым лётчиком Хабаровска!

Константин ПРОНЯКИН (г. Хабаровск)