90 лет Гражданской авиации на Дальнем Востоке

В нынешнем 2020 году Гражданская авиация Дальнего Востока отмечает 90-летний юбилей. Отправной точкой знаменательной даты является открытие 9 января 1930 года первой дальневосточной регулярной пассажирской авиалинии Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Оха (о. Сахалин) - Александровск-на-Сахалине будущим Героем Советского Союза, летчиком Михаилом Водопьяновым. 

Линия Хабаровск-Сахалин была открыта досрочно (планировалась к введению она только на 1931/32 годы) и связала центр Дальневосточного края - Хабаровск с Сахалинскими рыбным и нефтяным промыслами, дала толчок к ускоренному развитию авиации в ДВК, показала мастерство первых летчиков. 

По рассказам ветеранов, летать на сахалинской линии было нелегко. На всем ее протяжении тогда не было ни одного сухопутного аэродрома. Не было радиостанций, автотранспорта, аэровокзалов, бензо- и маслозаправщиков, подогревателей и всего того, без чего немыслима работа авиации. Первые несколько лет летом летали на гидросамолетах, а зимой - надевали лыжи. Посадочными площадками для них служили реки бассейна Амура, бухты Охотского моря. 

На борту того исторического самолета находились кроме бортмеханика Н.В. Аникина и механика-моториста С.И. Нижниковского, пассажиры: начальник управления Дальневосточными воздушными линиями (ДВЛ) «Трансавиация» Всероссийского акционерного общества «Добролет» А.С. Ривадин, секретарь Дальневосточного крайсовета Осоавиахима А.Г. Захаров, специальный корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда» К. Волынский.

Водопьянов М.В. 

Через восемь дней, 16 января 1930 года, первый перелет по маршруту Хабаровск - Нижне-Тамбовское - Мариинск - Николаевск - Оха - Александровск-на-Сахалине (устье р. Александровки, самолет садился на лыжи) - завершился. 

9 января стало официальным Днем рождения Гражданской авиации на Дальнем Востоке. Это уже потом советские авиаторы проложат авиатрассы на Камчатку и Чукотку, в Приморье и Приамурье, в Якутию и на Охотское побережье. Но эта была первой! Ведь тогда, в 1930 году, открыли не только первую пассажирскую авиалинию в ДВК (Хабаровск-Сахалин), но и стали выполнять регулярные почтово-пассажирские рейсы по расписанию. 


Сахалинская авиатрасса сыграла в развитии Дальневосточной авиации большую роль. Она была школой жизни. Летать по ней было невероятно трудно, поэтому не случайно ее прозвали «Трассой героев». 


 

 

10 января 2020 г.