Строительство нового пассажирского терминала островной воздушной гавани входит в решительную стадию, впереди сложная и кропотливая работа по установке и отладке на объекте инновационного технологического оборудования — терминал строится, опираясь на самые передовые технологии. И за этой большой работой стоят, в первую очередь, люди. В гостях у пресс-центра — профессионал своего дела, заместитель генерального директора АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» Андрей Орлов.
Андрей Юрьевич Орлов работает в авиаотрасли с 2000 года, ранее курировал пуски нескольких подобных объектов, в том числе недавнее строительство нового терминала аэровокзала в Красноярске. На Сахалин он приехал осенью 2019 года.
Вертолетный пресс-тур по северу Сахалина
— Андрей Юрьевич, Вы же впервые на Сахалине? Какое впечатление произвел на Вас остров?
— Самое приятное! Хотя какой-то особой разницы с Сибирью, откуда я родом, особо не почувствовал. Природа Сахалина похожа на природу Сибири, те же сопки и леса. И, знаете, я бы не сказал, что чувствую себя здесь «на острове», то есть оторванным от материка. Однако очень меня поразила красота моря. Своими просторами, широтой береговой линии, масштабами. От окружения водой испытываешь настоящее чувство восторга и неподдельной детской радости. Для тех, кто живет на материке, море ведь — это диковинка, с детства мы ездили отдыхать с родителями на Черное море, потом ездили сами, море живет в каждом из нас. А здесь оно рядом, проехал 30 километров, и на душе праздник!
— Расскажите о своем жизненном пути, с чего начиналась Ваша карьера, почему выбрали авиационное строительство? Где именно в Сибири Вы родились?
— Я родился в Красноярске в семье педагогов, отец работал директором школы, мама преподавала химию в институте. В школе я закончил математический класс, поэтому поступить в институт особых сложностей не составляло, сдавал всего один экзамен. Закончил электромеханический факультет Аэрокосмической академии в Красноярске по специальности робототехника (сейчас это Сибирский аэрокосмический университет имени академика М.Ф.Решетнева). После первого курса два года отслужил в армии в Подмосковье, после вернулся на второй курс и доучился до конца. Уже в ту пору академия внедряла прорывные производственные технологии в образовательную и научно-инновационную деятельность через совместную работу с предприятиями, так что учебу, в отличие от традиционных вузов, мы совмещали с работой на заводе «Красмаш», основной деятельностью которого является производство ракетно-космической техники. Практически все шесть лет — и учились, и работали.
— Словом, Вы приобрели профессиональную закалку еще во время учебы. С устройством на работу проблем не возникло?
— В академии у нас была действительно качественная и серьезная подготовка к будущей деятельности, потому и защитился на «отлично». Но время было непростое, кризисное, устроиться по специальности было проблемой. Так в 1993 году я попал в налоговую полицию. Отработал до 2000 года, дослужился до звания майора.
И в этот момент меня пригласили работать в Красноярский аэропорт в компанию «Красноярские авиалинии». По 2009-й работал сначала в должности начальника отдела коммуникаций и связи, затем заместителем директора департамента. В 2004 году образовалась управляющая компания нескольких аэропортов, в их число вошел и Красноярский аэропорт, там я занимался технической частью. В 2009 году компания распалась, и опять начались поиски. Тогда меня пригласили работать в новую в ту пору компанию «Эльдорадо» директором по эксплуатации Сибирского дивизиона (а это все города от Омска до Владивостока).
— Но авиация Вас снова позвала к себе?
— Да, авиация всегда тянет и никогда до конца не отпускает. В 2014 году меня пригласили на должность руководителя строительного надзора по технологическому оборудованию нового терминала в Красноярске в компанию, которая вела строительство аэровокзала. Я попал в самое основание проекта, это была стадия котлована. А в декабре 2017 года мы успешно сдали терминал.
Если конкретнее, я занимался технологическим оборудованием и всеми технологическими процессами — это телетрапы, багажная система, вертикальный и горизонтальный транспорт, движение пассажиропотоков — все, что связано с работой по обслуживанию пассажиров и самого терминала.
— С какими сложностями приходилось сталкиваться, может быть, системными, которые неизбежны на подобных объектах?
— Начну с того, что у нас не так много подрядчиков, которые могли бы построить такой технически сложный объект, как аэровокзал. Мы все понимаем, что это не развлекательный центр, а стратегический объект, связанный с большим скоплением людей, с обеспечением, в первую очередь, современной системы безопасности.
Проектный институт был тот же самый, который занимался и проектированием нового аэровокзала Южно-Сахалинска. Сложностей было много, решения приходилось принимать как самостоятельно, так и совместно с институтом. Мы же строим так, чтобы аэровокзал был не только красив, но и удобен, технологичен. Много времени и сил уделяли технологиям багажной системы, проектировали ее с нуля. К сожалению, специалистов в этой сфере вообще в мире не так уж много, а если и есть, то это, в основном, зарубежные компании, я очень много с ними общался, чтобы применить уникальные технологии на месте.
На некоторые промахи, которые были допущены и исправлены, с чем приходилось сталкиваться в прошлом проекте, здесь я однозначно обращаю внимание и не допускаю этого. Например, что касается телетрапов, у нас в Сибири температура колеблется от плюс 30 до минус 53, поэтому некоторые гидравлические шланги просто не выдерживали таких температур, приходилось менять их на наши, отечественные. В багажной системе подшипники заменяли где-то на более серьезные, с усиленными обоймами. Где-то пришлось заменять двигатели. Это тот бесценный опыт, который, как говорят, и есть наше главное богатство.
— После того, как сдали в эксплуатацию терминал, Ваша работа там продолжилась?
— Да, еще два года я занимался организацией службы эксплуатации, работал в должности руководителя службы эксплуатации, начальником аэровокзального комплекса. Это живой организм, который требует постоянного обслуживания, контроля, своевременного ремонта, и так далее.
— Какие инновации Вам представляются важными в нашем проекте терминала? Что вообще должно быть обязательно в современном аэропорту?
— Прежде всего, на аэровокзале должна быть доступная и комфортная среда для пассажиров. А это хорошо читаемая навигация, технологическое оборудование, стойки регистрации. Учтено должно быть все до мелочей, человеку должно быть приятно подойти и поговорить с красивой девушкой-агентом, которая быстро вас зарегистрирует и выдаст посадочный талон. Важным является отсутствие в здании аэровокзала очередей, скорейшее прохождение по терминалу. Комфортная среда – это, когда в холодное время года в здании тепло, а в жаркое — прохладно.
Многие пассажиры приезжают в аэропорт «впритык» под самый вылет самолета, и когда пассажир не понимает, куда ему бежать, он начинает паниковать и может просто опоздать на борт, это к слову о доступной навигации.
— При сдаче объекта, от каких факторов зависит запуск всех механизмов?
— Главный фактор — это всегда люди, профессионалы своего дела. Это один из важных этапов в работе, и когда окончательно собрана команда специалистов, планировать и уверенно двигаться по четкому графику становится легче.
Первый этаж нового пассажирского терминала
— Вам нравится новый объект — аэровокзальный комплекс аэропорта «Южно-Сахалинск»?
— Мне очень нравится этот проект, я досконально изучил всю документацию, он схож с Красноярским аэропортом, хотя и немного поменьше. Но просторный, светлый, удобный, оставляет самое приятное впечатление.
— В ноябре на встрече с журналистами Вы рассказали о многих «умных штуках», которые будут применены при строительстве. Но какая самая, на Ваш взгляд, главная, которая облегчит жизнь пассажиров?
— В этом случае сложно отделить главное от второстепенного, настолько все взаимосвязано. В новом здании многие процессы заменит автоматика. Говоря о пропускной способности, отмечу, что аэровокзал запроектирован таким образом, что мы можем обслужить до 5 млн. пассажиров в год. Даже в самых критичных случаях, например, при наложении нескольких рейсов из-за погодных условий, пассажирам будет комфортно находиться в здании аэровокзала. Технология «Умный дом» затронет все инженерные системы здания аэровокзала.
Что еще из интересного? Система парковки воздушного судна к телетрапам (ПТТ), которая позволит безошибочно приводить ВС к месту стоянки, шесть телетрапов по два у каждой галереи, облегчит жизнь сахалинских пассажиров, прилетевших из жарких стран, людям не придется на ходу одеваться в пуховики, можно спокойно перейти из самолета в терминал.
Внедрение инноваций в новый терминал
— Насколько сложны эти процессы в управлении?
— На самом деле, все не так уж сложно, управление ПТТ осуществляется при помощи джойстика. Выбираем программу, например, «Боинг-777», включаем эту программу на телетрапе, и телетрап по запрограммированной траектории автоматически доходит до двери самолета, далее оператор «черепашьим ходом» подходит к двери ВС, опускает капюшон… Ну, и так далее по схеме.
Инновационной мы постараемся сделать всю систему, начиная с безопасности, с системой умного контроля доступа, современными линиями досмотров багажа и пассажиров, и заканчивая регистрацией и обслуживанием. Очень много внимания уделяется навигации и движению пассажиропотоков, чтобы было удобно проходить на вылет и прилет. И, конечно, важно, что площади позволяют пассажирам комфортно ожидать своего рейса.
Мы прилагаем все усилия, чтобы наш терминал был инновационным, технологичным как для пассажиров, так и для обслуживающего персонала. Могу вас заверить, все лучшее взято от других аэропортов, в том числе, от московского авиационного узла. Многие решения, которые применяются там, теперь будут доступны сахалинским пассажирам.
— Какой проект в вашем послужном списке самый любимый?
— Думаю, самый любимый проект еще впереди. А если всерьез, то все проекты по-своему любимы. Имея за плечами опыт сдачи в эксплуатацию подобных объектов, могу сказать, что каждый из них радует как еще одно новорожденное дитя. Вместе нам предстоит пережить это долгожданное радостное событие