Международный сектор аэропорта «Южно-Сахалинск»: история в лицах

15 октября 2019 г.

В 2020 году авиапредприятие отметит 30 лет со дня создания межсектора.

В 2020 году авиапредприятие отметит 30 лет со дня создания межсектора

12 октября исполнилось ровно 90 лет с момента подписания Варшавской конвенции 1929 года о международных воздушных перевозках.

Как все начиналось

СССР присоединился к данной конвенции в 1934 году. Однако роль воздушного транспорта в нашей стране начала возрастать только в период 50-75-х годов прошлого столетия. В это время Советский Союз активно участвовал в различных международных организациях по транспорту — в постоянной комиссии СЭВ по транспорту (с 1958 года), в комитете по внутреннему транспорту экономической комиссии для Европы ООН (с 1954 года), комитете по внутреннему транспорту и связи экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана ООН (с 1953 года), в межправительственной морской консультативной организации (с 1958 года), и других.

Развитие

Уже в 1976 году самолёты «Аэрофлота» совершали полёты в 70 государств мира по таким магистралям, как Транссибирская: из Токио через Москву в Париж, Лондон, Копенгаген, Франкфурт-на-Майне, Лиссабон, Гавану. Трансатлантическая «артерия» доставляла пассажиров из Москвы в Нью-Йорк и Вашингтон. Воздушное движение из Москвы в Бангкок, Сингапур, Дели осуществлялось по трансазиатской линии.  Из Москвы самолеты летали во все столицы стран — членов СЭВ и др. Международные полёты выполнялись также из Ленинграда, Киева, Минска, Вильнюса, Еревана, Ташкента, Иркутска, Хабаровска.

Международный сектор аэропорта «Южно-Сахалинск» был открыт 4 сентября 1989 года, но наиболее значимое для нашей воздушной гавани событие произошло 9 января 1990-го. Именно в этот день аэропорт «Южно-Сахалинск» получил статус международного после оформления всех документов и утверждения их Советом министров СССР. В 2020 году авиапредприятие отметит 30 лет со дня создания межсектора.

 Первый штат международного сектора, 1989 г.

Раис Рашатович Сагитов, первый начальник международного сектора с 1989 по 1997 г. (в центре).

На старых фотографиях – история в лицах

Первым начальником международного сектора аэропорта был назначен Раис Рашатович Сагитов, заслуженный штурман СССР, имеющий богатый опыт работы в авиации. Роль Раиса Рашатовича трудно переоценить. Обладая природным обаянием, талантом организатора, Сагитов сплотил и воспитал коллектив.

Валентина Васильевна Манжикова, начальник отдела международных перевозок с 1997 г.

Немаловажную роль в организации международного сектора в аэропорту «Южно-Сахалинск» сыграла Валентина Васильевна Манжикова, трудовая деятельность которой неразрывно связана с авиапредприятием и сегодня. Именно ей в конце 80-х доверили обучение в учебном центре «Шереметьево» по организации международных перевозок. Валентина Васильевна стояла у истоков открытия международного сектора в аэропорту областной столицы, обучалась на всевозможных курсах, семинарах и щедро передавала полученные знания коллегам. В 2001 году Валентину Манжикову отметили самой высокой наградой Министерства транспорта Российской Федерации «Отличник воздушного транспорта».

– Мне удавалось собирать информацию о работе межсектора из всевозможных источников, систематизировать ее и реализовывать на практике. Горжусь тем, что у нас была лучшая организация международных перевозок на Дальнем Востоке, – рассказывает Валентина Манжикова. – Мы регулярно отправляли документы в Центр международных расчетов в Москву, и к нам ни разу не было предъявлено претензий, не было ни единого замечания.

Обслуживание чартерного рейса, 1994 г.

С момента открытия международной страницы в истории областного аэропорта рейсы за рубеж стали выполняться, прежде всего, к ближайшим соседям: в Корею, Японию и Китай. Затем карта полетов расширилась за счет Канады и США. Тогда, в начале 90-х, расписание островного аэропорта оживили регулярные рейсы в Хакодатэ, Пусан, Сеул. И чартерные, на регулярной основе в Саппоро, Сиэтл, Анкоридж и Харбин. Рабочие площади межсектора в то время позволяли обслуживать небольшие самолеты вместимостью до 80 пассажиров. В 1990 году объемы международных перевозок составляли 2 528 пассажиров в год. Сегодня пассажиропоток международных линий через аэропорт «Южно-Сахалинск» составляет более  113 тысяч пассажиров, а через внутренние авиалинии более 950 тысяч человек.

Регистрация на международный рейс

 Посадка на рейс, 1992 г.

Смена №2 отдела международных перевозок, 1991 г.

Взгляд в будущее

Как одно мгновение пронеслись десятилетия работы, оставившие яркие страницы в жизни людей, незабываемые задушевные отношения и бесценный опыт. Сегодня аэропорт «Южно-Сахалинск» реализует масштабные планы по модернизации аэропортовой инфраструктуры. Большие надежды на расширение возможностей по работе с зарубежными пассажирами АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» связывает со строительством нового здания пассажирского терминала. Окончание строительства аэровокзала в аэропорту «Южно-Сахалинск» планируется в конце 2020 года. После перехода всех служб предприятия и государственных органов в новые просторные помещения, для сотрудников аэропорта и авиапутешественников, останутся в прошлом теснота и неудобства, откроется новая страница в развитии межсектора нашего аэропорта.

Опыт и труд всех поколений авиаторов найдет достойное воплощение в будущей музейно-выставочной экспозиции гражданской авиации Сахалинской области. В прошлом, настоящем и будущем сохранится главное – коллектив аэропорта, растущий профессионально и не утративший, а только нарастивший за все эти годы глубокую преданность своему делу.

Фотографии из личного архива В.В. Манжиковой