Летопись под названием «Аэропорт Южно-Сахалинск» начинается с грунтового аэродрома «Осава», который располагался западнее нынешней Большой Елани. В 1945 году туда прилетел первый самолет с большой земли, ознаменовавший собой открытие регулярных авиасообщений Хабаровск — Южно-Сахалинск. Это произошло через 18 дней после официального освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.
Перенос, а затем планомерное развитие аэропорта в Хомутово, построенного в середине 60-х, начинается с момента его строительства — постепенно из небольшого летного поля с короткой полосой, кусочком перрона и частью аэровокзала он вырос в комплекс, который сейчас обслуживает более миллиона пассажиров в год.
Аэропорт «Южно-Сахалинск», 1969 год
Аэропорт сегодня
Первое, что бросается в глаза пассажирам — это каркас строящегося нового терминала впечатляющих размеров. И перемены не будут прекращаться еще очень долго, что связано с ростом, развитием, трансформацией и выстраиванием логистики авиационного сообщения Дальнего Востока. Аэропорт «Южно-Сахалинск» может стать важным элементом глобального транспортного мультимодального комплекса.
С завершением строительства нового аэровокзального комплекса и перрона появится возможность существенно увеличить объемы перевозок пассажиров: комплекс сможет одновременно принимать около 3 млн. пассажиров в год, повысится качество их обслуживания. Площадь нового здания составит почти 40 тыс. кв. м. Сдача объекта в эксплуатацию должна состояться в конце 2020 года.
Есть большие планы по расширению перечня аэропортовых услуг и привлечению на остров грузовых самолетов, совершающих трансконтинентальные перелеты. С начала года число их прилетов значительно выросло.
— У людей появится возможность встречать гостей и ждать свой рейс в более комфортных условиях, с самолетами аэровокзал будет сообщаться через телескопические трапы – это тоже немаловажный момент. Благодаря специальной технологии чипирования багажа мы в разы повысим надежность работы багажного отделения. Безусловно, возрастут объемы грузов, которые сможем обрабатывать – до 21 тыс. тонн в год с перспективой роста. Это станет возможным благодаря реконструкции мест стоянки воздушных судов, а также строительству новой взлетно-посадочной полосы, ее проектирование уже началось, — рассказал генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский.
В общем списке мероприятий и улучшение возможностей оборудования для приема воздушных судов, после установки которого самолеты смогут садиться в Южно-Сахалинске при видимости в 400 метров (сейчас 800 метров). Одновременно с региональными проектами вывода работы воздушной гавани на новый уровень руководством аэропорта ведется работа по реализации проекта «Открытое небо», который позволит оперативно принимать и выпускать самолеты любых авиакомпаний без ограничений.
Совместно с правительством Сахалинской области, отмечает Никита Полонский, рассматривается возможность создания в аэропорту базы для среднемагистральных самолетов. Если проект будет успешным, то придет время говорить и о строительстве более серьезного грузового терминала.
Кроме того, аэропорт стал частью стратегического проекта «Азиатско-Тихоокеанский перекресток». Речь идет о строительстве и развитии транспортной инфраструктуры: моста на материк, морских портов, а также создании своего островного НПЗ. Благодаря предоставлению такому заводу специального режима, он сможет производить топливо для авиа- и морского транспорта по конкурентоспособным ценам.
Руководство предприятия, сохраняя лучшие традиции, строит планы и верит в лучшее. По словам Никиты Полонского, в отношении Сахалина все пазлы складываются. Эти пазлы — возрастающие потенциальные ресурсы, раскрепощение потенциала предпринимательской инициативы, действия власти по развитию транспортной и дорожной инфраструктуры и многое другое. Думается, что уже в следующем году все они начнут складываться воедино, что даст мощный синергетический эффект.
Фото Михаила Родина
Поздравление генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никиты Полонского:
«74 года назад, после того как был освобожден юг Сахалина, одним из первых мероприятий было создание аэропорта на юге Сахалина. Тогда он был в Большой Елани, но, тем не менее, отсчет своего возраста аэропорт «Южно-Сахалинск» ведет именно от 20 сентября 1945 года. Веха достаточно знаменательная и существенная для нас. В этот день я желаю всем сотрудникам аэропорта, всем, кто трудится, и ветеранам, которых мы любим и помним, доброго здоровья на пути к новым свершениям. Желаю, чтобы у нас свершилось все, что задумано. Тогда мы вместе сможем добиться новых высот и новых горизонтов, которые простираются перед нами.
Искренне благодарю за труд каждого сотрудника аэропорта «Южно-Сахалинск» и желаю всем крепкого здоровья, дальнейшего совершенствования, достижения новых рубежей, благополучия и процветания любимого аэропорта!»