Главная воздушная гавань Южно-Сахалинска встретила команду летчиков-путешественников, следующих по маршруту Варшава-Токио-Варшава. Уникальный интернациональный экипаж (7 поляков, один литовец и русский) приземлился на острове неделю назад на частном аэродроме в Старорусском. Спустя дни отдыха и экскурсий, Ан-2 прилетел в аэропорт «Южно-Сахалинск», чтобы авиаторы прошли паспортный и пограничный контроль перед вылетом в Японию – одну из главных точек сложного путешествия.
Перелет путешественников приурочен к 100-летию польской авиации и посвящен пилоту Болеславу Орлинскому, который ради мира и дружбы вместе с механиком Леонардом Кубяком в 1926 году совершил рейс из Варшавы в Токио на биплане «Брегет». Экспедиция через обширную и лишенную инфраструктуры Сибирь была непростой, но «Брегет» меньше чем через месяц пришел к финишу со сломанным крылом и почти «выцветшим» двигателем. Тогда успех поляков отметил весь авиационный мир.
Спустя 93 года летчики решили повторить подвиг земляков. Воздушная экспедиция стартовала из Варшавы в конце мая. По пути в Токио авиаторам предстоит преодолеть 24 тысячи километров или 200 летных часов и посетить 20 аэродромов. На борту Ан-2 – интернациональная команда энтузиастов небесных путешествий. Основной костяк составляют польские авиаторы, но среди них есть и русские летчики. Например, штурман экспедиции Андрей Иванов, который кроме своих авиационных заслуг известен тем, что на своем частном аэродроме в Подмосковье приютил медвежонка Мансура.
— Медведя к нам подбросили. Сначала мы пытались его пристроить, но зоопарки отказывались брать. Мы построили вольер, обеспечили полувольное содержание, бассейн в этом году открыли, зверь живет и радуется, — рассказал штурман экспедиции и частный пилот Андрей Иванов и добавил, — Я в восторге от Сахалина, необыкновенной красоты место. Провели здесь несколько дней и успели вдоволь полюбоваться и насладиться островом.
Кроме основной цели экспедиции — повторить путь польского летчика, чтобы увековечить его память, авиаторы хотят нанести дружеский визит соседним странам и просто насладится ландшафтами Европы, России и Японии. Специально для этого Ан-2 летит на низкой высоте — самолет не поднимается выше 1,5 тысяч метров. В помощь авиаторам не приборы, а их глаза — ориентируются на местности пилоты преимущественно визуально, останавливаясь по пути на небольших аэродромах.
По словам авиаторов, в каждом городе России экспедицию Ан-2 встречают с радушием и теплом. Точно также, утверждают историки, встречали и двух поляков в напряженном, в смысле политических настроений, 1926 году. Южно-Сахалинск и островные ландшафты приглянулись экипажу путешественников особенно сильно.
— Я впервые в этой части России и на Сахалине, но у нас было достаточно времени, чтобы все внимательно облететь и обсмотреть, и даже поплавать, будучи на острове. Очень красивый остров и милые люди! У меня остались самые приятные впечатления, — поделился второй пилот экспедиции и литовец польского происхождения Тадеуш Соловей.
В Японии экипаж легендарного Ан-2 пробудет до среды и вернется в аэропорт «Южно-Сахалинск», чтобы начать обратный и сложносочиненный путь до родной Польши.
Фотографии — Михаила Родина