Несколько часов назад в аэропорту "Южно-Сахалинск" совершил посадку очередной грузовой самолет Boeing - 747 - 8F компании AirBridgeCargo. Пять лет назад это было невозможно, а сегодня главная воздушная гавань Сахалина строит серьезные планы по расширению перечня аэропортовых услуг и привлечению на остров грузовых самолетов, совершающих трансконтинентальные перелеты. С начала года число их посещений значительно выросло, об этом рассказал в интервью генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский.
Над островом проходит 17 авиатрасс и в сутки над ним пролетают порядка 80 больших воздушных судов, доставляющих груз с западного побережья США до Юго‐Восточной Азии. Теоретически они могут использовать аэродром Южно-Сахалинска для дозаправки или технической стоянки, а воздушная гавань сможет увеличить доходы за счет обслуживания дополнительного количества самолетов.
— По итогам первого квартала текущего года количество посадок тяжелых воздушных судов, которые перевозят нефтегазовое оборудование для шельфовых проектов, в аэропорту Южно-Сахалинска увеличилось на 30 процентов. Связано это с повышением активности в строительстве. Что касается общих показателей работы аэропорта, прирост, по сравнению с первым кварталом 2018-го, составил 4 процента (по количеству пассажиров, самолетовылетов и тонн перевезенного груза), - рассказал Никита Полонский.
Насколько готовы к такому сотрудничеству иностранные авиаперевозчики? Работа в этом направлении давно ведется, отметил глава предприятия, воздушная гавань набирает мощь. То, что раньше казалось нереальным, после модернизации взлетно-посадочной полосы и в связи со строительством аэровокзального комплекса становится выполнимой стратегической задачей.
— Что касается компаний нефтегазового сектора, мы с ними давно и активно сотрудничаем, выясняем, какие есть потребности, пытаемся консолидировать усилия и наращивать свои технические возможности. В частности, скоро на Сахалин придет одна из компаний-операторов для ускорения разгрузки тяжелых грузов — для этого будет доставлен специальный агрегат, который позволит выгонять из самолета грузы с еще большим весом и габаритами, чтобы удовлетворить запросы нефтяников-газовиков. Компании постепенно привыкают к тому, что самолеты это не самый дорогой вид транспорта, многие сегодня ценят именно затраченное при доставке грузов время.
Визит на Сахалин воздушных судов последней модификации типа Boeing 747F — событие значимое для воздушной гавани, отмечает Полонский, потому что они прокладывают сюда дорогу для большего количества карго-перевозчиков.
В частности, европейских коров из Венгрии и Дании на остров в апреле доставила российская грузовая авиакомпания AirBridgeCargo, входящая в состав группы компаний "Волга-Днепр". Есть надежда, что визиты одного из крупнейших мировых грузовых перевозчиков помогут и другим транспортникам пересмотреть логистику своих грузов в пользу Южно-Сахалинска. И это позволит авиаторам, а речь, в том числе, о логистах авиакомпании, которые просчитывают выгоду от соотношения «груз - топливо», сделать выбор в пользу островного аэропорта, в сравнении с сопредельными аэродромами в Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, во Владивостоке и на Хоккайдо.
Выводы об экономической целесообразности развития такого направления по заказу АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в апреле этого года подготовил российский центр стратегических разработок в гражданской авиации, проведено большое исследование и определены направления работы.
— Учитывая, что компании в основном иностранные и вращаются в закрытом круге, мы заказали серьезное исследование и подготовили «транспортный кейс» с предложениями и проработкой возможностей аэропорта «Южно-Сахалинска» для грузовых авиаперевозчиков, который направили вместе с группой от Минтранса РФ на 47 заседание рабочей группы по транспорту Форума АТЭС. Большая часть документа посвящена анализу рынка, исследованию различных сторон наших конкурентов, в том числе, необходимость изменения наших внутренних параметров. К этим рекомендациям мы прислушались и начали работать, в результате уже есть предложения по повышению привлекательности аэропорта Южно-Сахалинска для грузоперевозчиков.
Есть и готовые решения. На прошедшей в областном правительстве стратегической сессии российский грузоперевозчик "Атран", входящий в группу компаний "Волга-Днепр", принял решение выбрать для перевалки грузов и наш аэропорт (компания ищет место для длительной стоянки самолетов между заказами). Это связано с близостью аэропорта к областной столице, хорошей городской инфраструктурой, наличием сети гостиниц для размещения экипажа (лучшей, нежели в других аэропортах).
Однако насколько она осуществима бизнес-стратегия в нынешних условиях дороговизны на острове всех товаров и услуг?
— Это заточенная стратегия, которая, на наш взгляд, при правильном реагировании на нужды и чаяния авиакомпании должна сделать аэропорт одним из ключевых игроков на дальневосточном рынке предоставления услуг по техническим посадкам воздушных судов, по логистической схеме. И эта стратегия станет еще более интересной, если все-таки будет построен мост на Сахалин.
На нашем острове есть три незамерзающих порта, аэропорт находится в непосредственной близости с железной дорогой и областным центром. И если сделать все грамотно, то к нужному времени будем готовы обеспечить обслуживание воздушных судов, которые будут возить грузы для всей России и в соседние страны, принимать их на дозаправку.
Сейчас главным препятствием на этом пути является высокая стоимость топлива. Отмечу, не стоимость аэропортовых услуг, которая не меняется уже пару лет, а именно топлива. После строительства моста, я очень надеюсь, и топливо у нас будет соответствовать средней цене по дальневосточному региону, - рассказал Никита Полонский.
В обозримой перспективе создание авиатранспортного узла на базе аэропорта «Южно-Сахалинск» руководство предприятия считает реальной задачей, поскольку модернизация аэропортовой инфраструктуры практически завершится с вводом в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса в 2020 году.
Региональной властью также принято решение в ближайшее время за счет федеральных и областных средств построить новую взлетно-посадочную полосу, взамен старой.
В общем списке мероприятий и улучшение возможностей оборудования для приема воздушных судов, после установки которого самолеты смогут садиться в Южно-Сахалинске при видимости в 400 метров (сейчас 800 метров). Одновременно с региональными проектами вывода работы воздушной гавани острова на новый уровень руководством аэропорта ведется работа по реализации проекта «Открытое небо», который позволит оперативно принимать и выпускать самолеты любых авиакомпаний без ограничений. Создание авиационного хаба стимулирует и увеличение пассажиропотока, который по прогнозам аналитиков, к 2025 году достигнет двухмиллионной отметки. «Дорогу осилит идущий» - это означает, что начало положено, остальное дело времени и компетенций команды сахалинских авиаторов, мастерство которой с каждым годом неуклонно растет.
Фото Сергея Красноухова и пресс-центра ПСО