Наряду с привычными авиакомпаниями, которые специализируются на перевозке пассажиров, в аэропорту «Южно-Сахалинск» базируется уникальное для островного региона предприятие «Авиашельф». В авиапарке компании, которой в прошлом году исполнилось 20 лет – только вертолеты. Часть из них базируется в главной воздушной гавани острова. О тенденциях в авиации, специализированных морских вертолетах и планах на год пресс-центр аэропорта «Южно-Сахалинск» поговорил с генеральным директором АО «Авиационная компания Авиашельф» Виктором Аксютиным.
Виктор Сергеевич, начнем с главного: 2018 год был особенно значимым для компании, вы отметили 20-летний юбилей. Насколько сильно изменился «Авиашельф» за это время?
– За 20 лет основательные изменения происходят не только с людьми, но и с компаниями. Если говорить про «Авиашельф», то перемены, прежде всего, коснулись увеличения численности коллектива и парка судов. Начинали с пары вертолетов, а доросли до 14 единиц. Для нас эти цифры значительные. Большую часть из этих вертолетов эксплуатируем очень интенсивно.
То же самое и с коллективом: когда компания только открылась, у нас работало 30 человек, а сейчас 280. Увеличение коллектива влечет собой разные организационные перемены, которые коснулись и размещения людей и машин. Сейчас у нас три базовых аэропорта.
Вообще изменилось многое, к примеру, условия труда. Еще 20 лет назад у «Авиашельфа» не было ангаров. Работы на нашей основной базе выполнялись на улице, под открытым небом. А сейчас, благодаря нашим заказчикам, в аэропорту «Ноглики» два ангара.
Со временем поменялся и менталитет сотрудников «Авиашельфа». На коллектив очень сильно повлияло взаимодействие с иностранными коллегами. На протяжении 20 лет «Авиашельф» – неизменный партнер зарубежных компаний. За это время мы переняли у наших коллег много положительного.
География сотрудников значительно расширилась. Когда мы начинали, коллектив состоял в основном из сахалинцев. Сейчас обеспечить рост компании только за счет специалистов, проживающих на острове, к сожалению, невозможно. Приходится привлекать профессионалов с материка. Больше 60% нашего летного состава – это люди, которые живут по всей территории нашей страны.
Если говорить о цифрах, фактах и экономических показателях, каким стал 2018 год для компании? Чего удалось добиться и может что-то еще предстоит решить?
– С экономической точки зрения 2018-й год был не хуже предыдущих лет. Это само по себе достижение, учитывая не очень благоприятные тенденции для авиации.
В производственной сфере год был достаточно сложным: мы осваивали новую авиационную технику иностранного производства, готовили персонал, в том числе за рубежом. Из-за того, что часть коллектива поехала учиться, на оставшихся людей увеличилась производственная нагрузка. Но мы справились. Кроме того, готовили компанию к сертификации: для этого перерабатывали существующие документы и разрабатывали новые. В общем, год был действительно интересным, интенсивным и в каком-то плане сложным, но, тем не менее, удачным.
Есть ли планы по изменению карты маршрутов, включению новых географических точек или привлечению партнеров для увеличения количества перелетов?
– Планы по расширению географии полетов у нас в основном связаны с Курильскими островами. Третий год мы планомерно развиваем программу полетов на Курилах.
Если в 2017 и 2018 годы мы летали между Южно-Курильском и Шикотаном, то в этом году мы начнем полеты между Шикотаном и Итурупом. Надеюсь, что к концу года, при удачном стечении обстоятельств, начнем полеты из Северо-Курильска в Петропавловск-Камчатский.
Что касается партнерских отношений, здесь мы планируем расширять и увеличивать объемы сотрудничества с нашими постоянными заказчиками: с лесоохраной, Минздравом, нефтяниками. У нас около десяти постоянных партнеров, с которыми мы сотрудничаем на протяжении долгих лет. Мы стараемся работать максимально гибко, подстраиваться под их требования, не забывая про общие стандарты авиационных перевозок. Будем рады, если удастся сохранить тот объем работ, который мы имели в 2018 году.
Возвращаясь к технической оснащенности компании. Из каких винтокрылых машин состоит авиапарк «Авиашельфа»? Есть ли необходимость в его обновлении?
– Основа парка – это конечно вертолеты «МИ-8» различных модификаций: МИ-8-Т, МИ-8-МТВ-1, МИ-8-АМТ. Из новичков итальянская машина Agusta Westland-189 – новый для нас тип, который ввели в эксплуатацию как раз в прошлом году.
Вопрос обновления стоит очень остро. Первый такой признак – отказ компании «Роснефть» от эксплуатации вертолетов старше 25 лет. А практически все наши машины – «старички». На отраслевом уровне идут серьезные обсуждения вопроса, чтобы законодательно закрепить нормы для «возрастных» вертолетов.
Эксплуатанты сопротивляются: на обновление парка нет средств. Хотя никто бы и не возражал купить современные машины. Мы бы хотели летать только на обновленных «МИ-8» и «Августах», но, к сожалению «Авиашельф» не может себе этого позволить. Слишком дорого. Это проблемный вопрос, надеемся, что нам его удастся решить, а парк – обновить.
В чем особенность нового итальянского вертолета, который стал частью парка «Авиашельфа»?
Это специализированный вертолет для работы в морской акватории, так называемый, оффшорный. К сожалению, в нашей стране подобные машины не производят, вот почему нашему заказчику пришлось приобрести итальянскую технику.
У оффшорных вертолетов есть автоматические системы посадки, в том числе на воду. Независимо от действий экипажа при соприкосновении с водой, у этих машин автоматически раскрываются баллонеты и вертолет может находиться на плаву. В итальянской модели, которую мы приобрели, такая система реализована.
Видимо наша авиационная промышленность не видит необходимости производства вертолетов для морских перевозок. Хотя с моей точки зрения, конечно, на базе нового вертолета «МИ-171-А-2» можно было бы сделать прекраснейший оффшорный вертолет.
По вашему мнению, каким образом на «Авиашельфе», часть вертолетов которого базируется в аэропорту «Южно-Сахалинск», отразится введение в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса и завершение модернизации аэродрома?
– Прежде чем отвечать на этот вопрос, надо коснуться отношений с воздушной гаванью. Аэропорт «Южно-Сахалинск» – наш давний, профессиональный и очень стабильный партнер.
В аэропорту «Южно-Сахалинск» работают люди, которые понимают специфику и вертолетной авиации и аэропортовой деятельности. У нас не возникает каких-то недоразумений.
Что касается аэровокзального комплекса, вертолетная авиация не зависит от аэровокзала, здесь влияние минимальное. Другое дело аэродромный комплекс – влияние гораздо существеннее. Хотелось бы рассчитывать на то, что с завершением модернизации, мы получим современный вертодром с ангаром для обслуживания вертолетов. План специализированного вертодрома, оборудованного по всем стандартам, уже есть. Надеюсь, аэропорту его удастся реализовать.
Участвуете ли вы в федеральных отраслевых конференциях и форумах?
– Да, стараемся выезжать. Последний раз были в Казани на «Вертолетном форуме» в ноябре 2018 года. Впечатления очень хорошие. Удалось побывать в профессиональной атмосфере, поучаствовать в обсуждении острых тем из авиационной индустрии страны.
Встретились с производителями вертолетов и комплектующих, с потребителями наших услуг. Был очень хороший профессиональный разговор. Надеюсь, к нашим мнениям прислушаются на высоком уровне.
«Авиашельф» – член «Ассоциации вертолетной индустрии», а я член правления этой ассоциации. Поддерживаю профессиональные отношения со многими руководителями, так что мы себя не чувствуем оторванными.
В каком состоянии у нас сегодня отрасль в стране? С учетом вашего опыта работы, какие тенденции характерны для вертолетной сферы?
– В целом тенденции, как в любой транспортной отрасли, совпадают с тенденциями развития или падения экономики страны. Мы развиваемся по тем же принципам, что и вся авиационная отрасль. На нас отрицательно влияют рост стоимости топлива, снижение покупательской способности людей и предприятий.
А поскольку мы работаем с организациями и населением, многое зависит от их экономического состояния. Поэтому нам очень важно, чтобы наши постоянные заказчики и партнеры держались на плаву. Это дает шанс на выживание и нам.
Если брать чуть шире по отрасли: всё больше компаний рассчитывает на поддержку государства. Без господдержки невозможно представить дальневосточные авиакомпании. Конечно же, мало хорошего в том, что все летают на иностранной технике. Я уже упомянул, что с одной стороны есть желание обновлять парк, с другой стороны нет механизмов, которые бы позволяли это делать. Проблем много, но будем надеяться, что общими усилиями сможем их как-то преодолеть.
Есть у вас какие-то личные ощущения и прогнозы, чего ожидать авиаотрасли и конкретно вашей вертолетной нише в этом году? Может «Авиашельф» запланировал показаться на федеральной конференции, чтобы привлечь внимание к своей компании?
– Для нас этот год, безусловно, будет насыщен событиями. Если говорить о форумах, то самый значительный – международная выставка вертолетной индустрии «HeliRussia», который пройдет в Москве в мае. Это отраслевое событие, в котором участвуют не только российские организации, связанные с вертолетной индустрией, но и иностранные, то есть это большое международное событие.
Форумы форумами, но мы, прежде всего, фокусируемся на решении производственных задач. В этом году задача номер один – освоение нового типа вертолета, организация взаимодействия с нашими итальянскими партнерами. Нам необходимо приобрести запчасти и разработать новые вертолетные процедуры – все это потребует дальнейших усилий со стороны командно-летного состава, со стороны наших логистов.
Рассчитываем в этом году немного больше чем обычно поработать с лесоохраной. Нас охотно привлекают для мониторинга лесов, и мне нравится эта тенденция. Очень не хотелось бы, чтобы наши островные леса горели и здесь мы можем оказать серьезную профессиональную помощь.
Надеюсь, что этот год для «Авиашельфа» во всех смыслах будет не хуже, а может даже лучше предыдущего.
В материале использованы фото Sakhalin Open Sky