Орнитологическая служба главной воздушной гавани островов отчиталась за минувший год. Проведенный анализ показал: коэффициент риска столкновения самолетов с птицами над ВПП в аэропорту «Южно-Сахалинск» в 2018 году оказался равен нулю. Исключить встречи с пернатыми над аэродромом удается третий год подряд.
По словам старшего инженера по орнитологическому обеспечению безопасности полетов Сталия Коняшова, добиться нулевого показателя столкновений с птицами удалось благодаря хорошей технической оснащенности аэропорта и слаженной работе сотрудников, которых привлекают для отпугивания птиц. «Выйти по нулям» авиапредприятию удалось и в сфере «птичьих» убытков: в 2018 году аэропорт миновал ущерб из-за ремонта, простоя, задержек вылетов, прекращенных взлетов и вынужденных посадок, которые неизбежно случаются при столкновении с пернатыми.
«Подобные результаты последовательно достигались в 2016 и 2017 годах, а теперь и в 2018 году. Все это благодаря эффективному применению биоакустических приборов, электронных и механических «громпушек», сигнальных ракет и звуковых пиротехнических патронов «Гром», которые есть на вооружении в аэропорту», – отметил Сталий Коняшов.
Опасность для воздушных судов, объясняют орнитологи, представляют птицы, вес которых превышает 300 грамм. Столкновение с таким лёгким, на первый взгляд, пернатым, способно пробить обшивку самолета.
Среди наиболее частых гостей в аэропорту – вороны и чайки. По словам специалистов, еще два года назад вблизи аэродрома гнездовалось колония чаек численностью в 10 тысяч особей. Домом для них служило озеро, которое образовалось водами реки Христофоровка. Специалисты аэропорта начали работу по осушению водоема: в прошлом году озеро исчезло, и опасное гнездование птиц вблизи аэродрома прекратилось. Риски столкновения с воздушными судами были снижены.
Пролетают над аэропортом большие скопления лебедей и гусей. Но и их маршрут орнитологам воздушной гавани удалось скорректировать. На помощь пришли современные биоакустические установки. Сигналы, которые выдает оборудование, позволяют смещать птиц на безопасное расстояние в два километра от аэропорта. Теперь гуси и лебеди пролетают на границе слышимости неприятных для себя звуков.
По словам орнитологов, сейчас над взлетно-посадочной полосой островной воздушной гавани птицы пролетают редко. При этом ни одна особь, которой случается залетать в сторону аэродрома, в 2018 году не пострадала – сбитых самолетами птиц не было.
Кроме ежегодного укрепления материальной базы и периодического обновления птичьего «оружия», большой вклад в орнитологическое обеспечение безопасности полетов и поддержание «нулевого коэффициента», по словам Коняшова, вносят внештатные орнитологические группы – отряды подготовленных «бойцов» из числа авиаперсонала.
По команде руководителей полетов, эти группы, отпугивали от аэродрома большеклювых ворон сигнальными ракетами.
Внештатные группы по отпугиванию птиц действуют в аэропорту четыре года. В состав команд-борцов с пернатыми входят работники воздушной гавани, которые по первому требованию выезжают к месту скопления птиц. В 2018 году, по словам старшего инженера по орнитологии, в аэропорту действовало 5 внештатных подразделений – четыре занимались непосредственным отпугиванием, и еще одно следила за тем, насколько эффективно использовался весь комплекс мероприятий по предотвращению столкновений с птицами.
Из орнитологических планов аэропорта на 2019 год – усилить совместную работу подразделений, создать дополнительные внештатные орнитологические группы по отпугиванию птиц от ВПП, а также закупить еще две биоакустические установки и три механические «громпушки».
Новые биоакустические приборы усилят всестороннюю защиту взлетки. Сейчас на ВПП установлено три подобных устройства. Новые установки еще больше защитят взлетно-посадочную полосу от птиц с юга и севера.
Фото Sakhalin Open Sky