Интерес пресс-центра аэропорта «Южно-Сахалинск» к деятельности смежных организаций вполне объясним. Ежедневно наблюдая бурлящую деятельность воздушной гавани, мы хотим разобраться, кто и за что отвечает, как устроены различные технологические процессы, и что чувствуют на работе люди, которые буквально живут небом на земле. «Аэронавигация» первой встречает самолеты, которые примерно через 30 минут должны произвести посадку в аэропорту «Южно-Сахалинск». Переговоры авиадиспетчеров с экипажами воздушных судов строго регламентированы, но даже жесткие требования федеральных авиационных правил допускают слова приветствия и благодарности.
О любви к авиации и причинах выбора профессии, трудовых буднях и отношению к дружбе и личной жизни пресс-центру рассказал руководитель полетов Сахалинского центра обслуживания воздушного движения Филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Виктор О.
Во время существования Сахалинского объединенного авиаотряда руководитель полетов был практически вторым человеком в аэропорту после руководителя авиаотряда. Одним из последних руководителей авиапредприятия был Анатолий Александрович Королев, вспоминает начальник Сахалинского центра ОВД Иван Васильевич Аверьянов, до него был Вячеслав Михайлович Гольцев. Именно эти люди в рабочие будни осуществляли руководство аэропортом, а ночью, в выходные и праздничные дни вся ответственность возлагалась на руководителя полетов. Сейчас аэропорт и центр ОВД – разные предприятия, но, тем не менее, в вопросах обеспечения безопасности и регулярности полетов, руководитель полетов продолжает играть одну из ведущих ролей.
Рабочие будни руководителя полетов проходят вдали от глаз обычных пассажиров. Недалеко от аэровокзала находится новое здание, сданное в 2015 году, святая святых на аэродроме – командно-диспетчерский пункт (КДП). Попасть сюда так просто не получится, необходимо иметь специальный допуск. С вышки КДП открывается самый прекрасный вид, солнечная весенняя погода сделала особенно приятным визит к герою нашего интервью.
Виктор, расскажите о своем жизненном пути. С чего начиналась Ваша карьера, почему выбрали гражданскую авиацию?
Мой отец всю жизнь проработал в аэропорту «Южно-Сахалинск» и Сахалинском Центре ОВД, где работает и по сей день. Он начинал карьеру после окончания Рижского лётно-технического училища гражданской авиации авиадиспетчером в п. Леонидово (Поронайский район, о. Сахалин). Позже был переведен в Южно-Сахалинск, поэтому мое детство прошло в этом аэропорту. Я периодически находился на КДП с малых лет, многие работники знают меня, как говорится, с пеленок. Мне всегда здесь очень нравилось, я просился к папе на работу, хоть и не всегда была такая возможность. Нравилось наблюдать за самолетами, меня затянула эта романтика, и с детства я решил, чем буду заниматься – стану диспетчером как папа.
Я, как и отец, родился в Южно-Сахалинске, мама родилась в Лесогорске (Углегорский район). Она работала инженером-проектировщиком, затем бухгалтером, с авиацией никак не связана.
По окончании школы в 2001 году я поступил в Ордена Ленина Академию гражданской авиации Санкт-Петербурга, а окончил уже Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Выбора учебного заведения передо мной не стояло, хотел получить лучшее образование и обязательно высшее.
Годы учебы в ВУЗе для многих людей - самые лучшие. Что больше всего запомнилось Вам из студенческой жизни?
Студенческие годы – интересное время, которое вспоминается с удовольствием. Я был обычным студентом, в меру серьезно относился к учебе, и за книгами сидел и отдыхать успевал. На первый курс я поступил в 16 лет, был еще совсем молодой. В тот год было набрано две группы диспетчеров, студенты были, как принято говорить, от Камчатки до Калининграда. Сразу познакомился с ребятами с Дальнего Востока, однокурсники были отовсюду: Камчатка, Магадан, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Сахалин. Первая сессия была самой легкой, сдал я ее досрочно, и пораньше улетел домой на каникулы. Второй семестр, напротив, дался тяжелее, потому что успел расслабиться, это только вначале показалось, что все легко. Пять лет пролетели незаметно. Особых трудностей не возникало, но были и моменты, когда видел свою фамилию в списках на отчисление, конечно, все решалось благополучно. Помню, физику мы с ребятами сдавали по два-три раза. В те годы в университете была военная кафедра, в этом нам с однокурсниками повезло. Окончил университет в звании лейтенанта запаса (штурман военно-транспортной авиации).
На тот момент заведующим кафедрой управления воздушным движением был Затонский Виктор Максимович, с ним мы остались в очень хороших отношениях. Благодаря его настоянию и поддержке, дипломную работу я написал на английском языке. Нас было трое студентов, решившихся на этот шаг, еще ребята из Магадана и Минска. Втроем мы и совершили этот рывок вперед. Поддержку нам оказал и декан факультета летной эксплуатации Олексин Сергей Львович. Язык я знал достаточно неплохо, благодаря тому, что окончил международное отделение гимназии № 1 им. Пушкина.
Хорошо учиться везде тяжело, но в академии у нас была действительно качественная и серьезная подготовка к будущей деятельности. Нас серьезно подготовили ко всему, с чем мы могли бы столкнуться на практике. Если во время обучения преподается мощная тренажерная подготовка, то успех гарантирован. Примерно 80-90% моих практических навыков осталось со времен университета, остальное приобрел уже на практике.
Чувствуется, что Вы приобрели профессиональную закалку еще во время обучения. С устройством на работу проблем не возникло? С чего начался Ваш профессиональный путь?
После учебы был принят на работу в Сахалинский центр ОВД на должность диспетчера стартово-диспетчерского пункта (СДП). СДП в то время располагались в небольших зданиях расположенных возле взлётно-посадочной полосы в том месте, где производятся взлёты и посадки ВС. Диспетчер СДП контролирует движение воздушного судна с момента визуального обнаружения после пролета ближнего привода до посадки и освобождения полосы при прилёте, и с момента занятия предварительного старта до набора высоты 200 метров при вылете.
Около года я проработал диспетчером третьего класса на этой должности, затем после стажировки получил допуск на диспетчерском пункте круга (ДПК) совмещающем функции диспетчеров руления, посадки и круга управляя движением ВС от земли до высоты 4200 метров в радиусе 70 километров от аэродрома и при движении ВС на площадях маневрирования. По прошествии установленного времени работы без нарушений мне было предложено повысить свою квалификацию и после успешной сдачи экзаменов по профилирующим дисциплинам мне была присвоена квалификация диспетчера второго класса. На очередном конкурсе профессионального мастерства на региональном Дальневосточном этапе я занял первое место. Весной 2010 года проходил ежегодный конкурс профессионального мастерства ФГУП «Госкорпорации по ОрВД».В числе победителей Дальневосточного этапа был направлен в Санкт-Петербург для участия во всероссийском этапе, где я стал победителем в номинации «Теоретические знания». Когда вернулся на Сахалин, следом за мной пришла бумага с распоряжением о возможности внеочередного повышения класса. Эта возможность была успешно мной реализована, в итоге первый класс я получил на два года раньше установленного норматива (6-7лет от первого допуска). Я постоянно работал и продолжаю работать над повышением своего профессионального уровня.
Руководство Центра заметило моё желание и настойчивость в постижении всех тонкостей работы по обеспечению безопасности полётов и рационального использования воздушного пространства и посчитало возможным направить меня на курсы первоначальной подготовки руководителей полетов. Это позволило мне в 2011 году в возрасте 26 лет стать руководителем полетов, по неофициальным данным самым молодым на Дальнем Востоке. Вот уже 7 лет я занимаю эту должность.
Потрясающий результат! Расскажите, а как проходит Ваш рабочий день? Как складывается взаимодействие с другими структурами?
С первого взгляда наша работа может показаться однообразной и монотонной, каждый день одно и то же, но на самом деле работа увлекательная.
Рабочий день руководителя полетов начинается с прохождения медицинского контроля и инструктажа. В процессе подготовки к дежурству мне необходимо ознакомиться с условиями и обстановкой, в которой осуществлялось обслуживание воздушного движения предыдущей сменой, с техническим состоянием своего аэродрома и запасных аэродромов. Как правило, основными запасными аэродромами назначаются ближайшие к нам Хабаровск, Владивосток и Шахтерск. Получаю информацию о возможных ограничениях, запретах и особенностях суточного плана воздушного движения. Непосредственно на инструктаже заслушиваются доклады инженера-синоптика о погоде, специалистов технических служб о готовности наземных радиотехнических средств и средств светотехнического обеспечения полетов и электроснабжения, а также дежурного штурмана аэропорта об изменениях в аэронавигационной обстановке и специалиста аэродромной службы о состоянии взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов. По окончании заслушивания сообщений всех специалистов мной доводятся все особенности выполнения и обеспечения плана воздушного движения до дежурной смены. Заканчивается инструктаж контрольными вопросами диспетчерам УВД по действиям в особых условиях и особых случаях в полете с заключением о готовности смены к дежурству. На все эти процедуры отводится порядка 20-25 минут.
После инструктажа мы переходим на пункты управления воздушным движением, где происходит процедура приема-сдачи дежурства между сменами. Прежде чем поменяться, мы от своих коллег получаем самую актуальную информацию, так как обслуживание воздушного движения процесс очень динамичный.
На рабочем месте начинается самое интересное – непосредственное управление воздушным движением (УВД). Полеты воздушных судов осуществляются не беспорядочно, как многие полагают, «ведь небо большое», а на высотах и эшелонах по специально разработанным коридорам, схемам вылета и прибытия, порой с применением процедуры векторения.
Каждая дежурная смена состоит из 5-6 диспетчеров во главе с руководителем полётов. График работы сменный – день/утро/ночь. В основном, за каждым диспетчером закреплены определенные задачи, но все зависит от количества допусков у специалиста. От количества допусков у диспетчеров зависит взаимозаменяемость и построение рабочего процесса.
Обеспечивая полеты, мы непрерывно взаимодействуем с координационно-диспетчерским центром аэропорта, с аэродромной службой. Аэродромная служба на своих плечах вывозит непростое зимнее содержание аэродрома. Мы всегда восхищаемся, наблюдая, как самоотверженно трудятся наши коллеги, выполняя огромный фронт работы. Бывают некоторые трудности при взаимодействии с КДЦА в сложных метеоусловиях, в основном, в зимний период, возникают небольшие трения, но в процессе работы они, как правило, быстро решаются.
Виктор, что Вы считаете главной особенностью своей работы, в чем ее главная составляющая с психологической точки зрения?
Когда люди поднимаются на КДП и наблюдают за работой диспетчера, у непосвящённых может сложиться впечатление, что никто ничего не делает. При правильной организации работы смены напряженность на рабочем месте не ощущается, но за этой видимостью скрываются сложные интеллектуальные процессы: постоянные математические расчеты, анализ воздушной и метеорологической обстановки, анализ «миллиона» факторов, который потом выливается в единственное верное решение. И такие решения принимаются помногу раз за день и диспетчерами, и руководителем полетов. Когда есть полеты, мы предельно сконцентрированы, но абсолютно спокойны. На эмоциях у нас работать нельзя. В отсутствие воздушных судов на управлении порой можно и необходимо отвлечься и поднять глаза не только на взлетно-посадочную полосу, но и на то, что за ней. А понаблюдать действительно есть за чем, природа у нас очень красивая.
Несмотря на серьезную рабочую обстановку, наверняка, за время работы у Вас появились надежные друзья среди коллег- авиаторов?
У нас есть практика общения, поддержания товарищеских отношений вне работы. Плотнее общаются работники одной смены и руководители полетов между собой. Но, конечно, есть и друзья, и хорошие знакомые не только внутри Центра, но и среди смежных организаций. Есть друзья среди летных экипажей, оставшиеся со времен учебы в университете и приобретенные уже во время работы. С каким-то особым чувством всегда ждешь и узнаешь голоса знакомых командиров воздушных судов в эфире при входе в наш район управления.
Виктор, хотим поздравить Вас с приятными переменами, в прошлом году Вы создали семью. Расскажите немного о своей личной жизни.
Спасибо за поздравления! Мою жену зовут Павла, познакомились мы достаточно давно, когда она была еще совсем юной девушкой. Я увидел ее в кафе и понял, что больше не хочу с ней расставаться в этой жизни. Контакт, правда, удалось наладить не с первого раза. Проявил находчивость и благодаря старым связям, нашел ее номер телефона. Спустя время завоевал ее внимание, так и начала складываться наша совместная жизнь. В прошлом году мы сыграли свадьбу, и теперь строим дальнейшие семейные планы.
Благодарим Вас за время для нашей встречи и возможность заглянуть в романтичный мир «Аэронавигации»! Желаем Вам новых высот в работе и огромного счастья в семейной жизни!
P.S. Перед глазами Виктора каждую рабочую смену виден уникальный пейзаж: взлетно-посадочная полоса аэропорта «Южно-Сахалинск», простирающаяся на фоне западно-сахалинских гор. За этими горами скрывается уходящее в закат солнце – поистине прекрасное зрелище в ясную погоду. Несмотря на накаленную рабочую обстановку, профессиональные трудности и невероятную ответственность, каждый из наших партнеров, настоящих профессионалов гражданской авиации, хранит в душе здоровую долю романтичности, которая не только раскрасит яркими красками даже самые хмурые будни, но и воплотит в жизнь самые смелые мечты.