Жизнь и деятельность аэропорта «Южно-Сахалинск» всегда находится в зоне пристального внимания сахалинцев и гостей острова. С одной стороны, - это очевидно, жизнь на острове сделала авиаперевозки практически безальтернативным способом перемещения на материк. С другой стороны, – наступило время больших перемен: поэтапно реализуется программа модернизации инфраструктуры воздушной гавани, малые аэропорты области реорганизованы и объединены в общее предприятие, в аэропорту областной столицы началось строительство нового пассажирского терминала. Изменения происходят стремительно, практически без временного люфта на выбор эффективного решения. Безусловно, предприятие и коллектив находятся в фазе активной мобилизации, – необходима эффективная и оперативная работа каждого специалиста в условиях «многозадачности». О подходах к управлению предприятием в новой «системе координат», разработке концепции развития системы аэропортов, морской и нефтегазовой символике в дизайне будущего аэровокзала и привокзальной площади, учебе в Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ – в интервью генерального директора АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никиты Полонского.
Никита Сергеевич, в 2017 году аэропорт «Южно-Сахалинск» заявил о достижениях на совершенно новом уровне. Завершена модернизация ВПП и грузового перрона, дан старт масштабному строительству нового аэровокзального комплекса. Ваша оценка итогов уходящего года?
Это положительные и очень весомые достижения, которые позволят в дальнейшем динамично и эффективно развиваться нашему предприятию. Кроме того, это значительно повысило комфорт, как для пассажиров, так и для авиакомпаний. Отмечают это и экипажи воздушных судов, которые уже оценили качество взлетно-посадочной полосы. Правда, качество грузового перрона еще оценить не удалось, так как, несмотря на завершение модернизации, ввод его в эксплуатацию начнется только после получения всех разрешающих документов. Стоит отметить, что работы, которые были проведены в аэровокзале в 2016 и в уходящем 2017 году, оценили пассажиры, прибывающие и убывающие с нашего острова.
Вы неоднократно говорили о важности создания комфортных условий для пассажиров. Что удалось сделать в этом году?
В прошлом году заработал расширенный бизнес-зал. Это позволило пассажирам, летающим в бизнес-классе, разместиться более комфортно, чем раньше. В том аэровокзале, который эксплуатируется сейчас, лучшего комфорта добиться не удастся.
За счет проведенной реконструкции в аэровокзале и сокращения площади служебных помещений, удалось выкроить пространство для создания удобств маломобильным пассажирам, для которых это было жизненно необходимо. Мы по праву этим гордимся.
Есть ли статистика перемещений в аэропорту «Южно-Сахалинск» маломобильных групп населения острова и вообще растет ли пассажиропоток?
Мы оказываем комплекс услуг людям с ограниченными возможностями здоровья, численность которых составляет примерно 1500 человек в год, и все они, соответственно, проходят через наш аэропорт.
Пассажиропоток растет средними темпами по 5-7% в год. Итоговые цифры будут известны в январе, но по итогам 9 и 11 месяцев можно сказать, что стабильный рост есть. Это общероссийский средний уровень. Оценивая наши реальные мощности и старенький аэровокзал, я понимаю, что если бы рост был более значительным, мы бы не выдержали существующие объемы. Поэтому, в том числе, я радуюсь и сдержанности этого показателя.
Самый главный фактор, влияющий на увеличение пассажиропотока – развитие экономики. Особенность Сахалина как субъекта Дальнего Востока – это субсидирование тарифов на перевозки пассажиров в центральную часть страны. Это стимулирует спрос на перевозки тех, кто раньше не мог воспользоваться этим видом транспорта из-за финансовой стороны вопроса. Поэтому, я думаю, в комплексе, это и развитие экономики, и стимулирование авиаперевозок «плоскими» тарифами.
23 октября 2017 был дан старт строительству нового аэровокзального комплекса. В настоящее время в разгаре реализация первого подготовительного этапа. «Укладываетесь» ли в график работ?
Большим сдвигом стал сам старт строительства нового аэровокзального комплекса. Была проведена очень кропотливая работа совместно с Правительством Сахалинской области по подготовке условий конкурса, по выверению параметров здания, по координации действий с базовой авиакомпанией «Аврора», по учету их пожеланий, а также мнения жителей города Южно-Сахалинска. В итоге всех этих долгих подготовительных мероприятий началась стройка: идет вынос и прокладка новых инженерных сетей, которые и являются первой подготовительной стадией для начала более масштабных работ.
На данный момент выполнен большой объем земляных работ. Вырыты котлованы под подземные пожарные водоемы, сейчас там ведется бетонирование. Строители производят монтаж газовой котельной, которая будет обеспечивать теплом здание аэровокзала. Одновременно генподрядчик ведет работы по изготовлению и доставке на остров металла и других необходимых материалов. Например, уже доставлена большая часть арматуры для изготовления фундаментных опор, на которые встанет здание аэровокзала.
Согласованный со всеми заинтересованными сторонами график, который был составлен проектным институтом «Красаэропроект» и прописан в договоре с генеральным подрядчиком, в настоящее время выполняется, работы идут с опережением. Исходя из того, насколько организованно ведется стройка, можно сделать вывод, что компанией (ООО «Сахалинская механизированная колонна № 68») была проведена очень серьезная подготовка еще до подписания договора и начала реализации проекта. Создана специальная группа, в которую вошли представители служб аэропорта и подрядчика. Этот штаб собирается еженедельно для решения срочных и важных вопросов. Работы, которые сейчас проводятся на привокзальной площади, совпали с ежегодным снижением пассажиропотока в декабре, что сводит неудобства для пассажиров к минимуму.
Никита Сергеевич, прошел год после присоединения малых аэропортов Сахалина к АО «Аэропорт Южно-Сахалинск». С какими сложностями довелось столкнуться и как Вы их преодолевали?
Сложности многоплановые. Во-первых, выявилась очевидная неспособность некоторых аэропортов обеспечить повышенные требования к содержанию аэродромов. Поэтому мы сразу начали оказывать им поддержку и помощь, и эта работа была продолжена в течение всего прошедшего года. Во-вторых, наблюдаются очевидные пробелы в соблюдении требований вновь изменяющегося законодательства по авиационной и транспортной безопасности, и необходимость повышать этот уровень в аэропортах. И третье – это единая для всех проблема: длительно существовавшая и морально устаревшая структура управления аэропортов. Когда они были самостоятельными, наличие серьезного управленческого аппарата в каждом из них было необходимым, поскольку предприятия имели свой баланс, отчетность, решали кадровые и юридические задачи. Одной из целей объединения стала оптимизация штата людей, не занимающихся производственным процессом. Результатом этого, как говорится, «непопулярного» решения, явилось противодействие и непонимание. Коллективными усилиями нашего большого предприятия, а также терпением и мудростью руководителей малых аэропортов, оставшихся на своих местах, удалось преодолеть эту сложность, пожалуй, самую серьезную из всех.
На совещаниях в этом году вы неоднократно говорили, что настало время, когда необходимо выходить из зоны комфорта. Что это значит для Вас лично?
Выход из зоны комфорта – это необходимость повышения эффективности работы в условиях неопределенности: приходя каждый день утром в штаб предприятия, понимаешь, что тебя ждет что-то новое, и ты готов это новое принять и продвигать силами своей компетентности, если хотите, души, опыта, интуиции, в какой-то мере, здоровья. Заставить себя выйти из кабинета и приехать на взлетно-посадочную полосу в тот момент, когда там ведется работа и попробовать поднять уровень этой работы на более высокую ступень – редко, когда люди делают это по собственной воле. Моя работа в течение этого года состояла из того, чтобы вывести персонал и управленческий аппарат из состояния этого «успокаивающего» комфорта. Те, кто организует труд персонала на местах, безусловно, должны из этой зоны выходить. Для того чтобы сделать что-то новое, необходимо сильно потрудиться. Кстати, есть категория управленцев, которые сознательно избегают этого комфортного состояния, находятся в постоянной мобилизации, тренируют спортивную волю к победе и с азартом берут новую высоту в жизни. Этот подход к работе представляется мне единственно верным и дальновидным.
Известно, наш аэропорт находится в сложных климатических условиях. Периодически сильные ветра и метели, особенно зимой, добавляют работы всем службам предприятия. Как работает аэропорт в период циклона?
Для работы любого предприятия и аэропорта, в особенности, критической ситуацией является прохождение циклонов, тайфунов и прочих стихийных бедствий, связанных с капризами сахалинской погоды. Для того чтобы систематизировать и объединить работу всех операторов, авиакомпаний и служб аэропорта воедино, не первый год на предприятии создается оперативный штаб, который руководит и координирует работу всех служб в этот особый некомфортный период. Борьба с последней метелью (25-26 декабря) показала очень слаженную работу авиакомпаний, всех операторов аэропорта. Единственной проблемой, которую мы пока не можем решить из-за отсутствия понимания с другой стороны – проблема с неточным метеопрогнозом. Эффективность применения техники, принятия решений о переносе рейсов – на 90% зависит от точности или неточности прогноза, который выдают синоптики.
В этот циклон мы столкнулись с тем, что, увидев на улице непогоду, посмотрев спутниковые карты, синоптик сделал крайне пессимистичный прогноз и поставил на следующие 30 часов показатель видимости ниже нормы, которая необходима для выполнения полетов на аэродроме. Когда прошли первые 10 часов, мы поняли, что видимость появилась, и аэродром готов принимать и выпускать воздушные суда. Понимая, что из-за отсутствия корректировки прогноза полетов нет, мы стали просить метеослужбу еще раз повнимательнее посмотреть на карты. В результате этого после длительных уговоров синоптик поменял прогноз на переменчивую погоду, которая позволяла экипажам принимать решение на вылет. Дальше, в случае непогоды, самолет мог уйти на запасной аэродром и пережидать временные выносы снега в зоне ожидания. В результате был потерян практически целый день, 12 часов рабочего времени, хотя аэропорт, повторюсь, был готов, и погода фактически позволяла летать, но ни шума моторов, ни «хвостов» на перроне мы не увидели. Единственная авиакомпания, которая, по всей видимости, не поверила прогнозу и воспользовалась опытом своих оперативных служб, была «Сибирь», которая прилетела и улетела по расписанию. Безусловно, мы проанализировали работу оперативного штаба и приняли соответствующие меры. Пресловутый человеческий фактор в нашей работе должен быть сведен к нулю и это одна из задач оперативного управления в сложной ситуации.
Менялась ли организационная структура управления предприятием? Какие важные кадровые решения произошли в этом году? Ваша команда стала сплоченнее?
В этом году проходила реализация задуманного ранее. Были усилены оперативные службы, службы координации, диспетчеризации для того чтобы оперативно управлять и взаимодействовать с аэропортами Сахалина и Курил. В целях усовершенствования каналов связи и взаимодействия с аэропортами была увеличена группа IT-специалистов. Что касается организационной структуры, были значительно изменены состав и направление деятельности как финансово-экономического блока, так и юридического и административного управления. Практически все производственники выполняют свои функции также как и ранее, а управленческий состав получил новые возможности. Была проведена эволюция системы управления предприятием в связи и с присоединением, и с необходимостью более жесткого администрирования в аэропорту «Южно-Сахалинск». Были сокращены ряд должностей – заместителей генерального директора, а также переданы большие полномочия оставшимся управленцам с тем, чтобы повысить их ответственность и возможности для решения важных новых задач.
Никита Сергеевич, нам известно, что с недавнего времени Вы являетесь слушателем Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Как впечатления?
Знаете, здорово вернуться в студенческие годы! Возраст некоторых моих однокурсников примерно на 20 лет меньше, чем мой. Вместе с тем, по заряду энергией я вполне составлю им конкуренцию, что меня, кстати, порадовало. Мне импонирует интересное общение, новые подходы моих коллег к решению управленческих задач, а также, совершенно очевидно, высокий уровень профессорско-преподавательского состава. Информация, которая преподается на занятиях, позволяет систематизировать, переосмыслить многое и по-другому взглянуть на некоторые вещи в процессе работы. Самое важное – это определение места нашего предприятия и понимание того, как оно встроено в систему государственного управления на современном этапе социально-экономического развития субъекта РФ и страны в целом. Эти знания призваны более четко и точно выстроить новую модель взаимодействия таким образом, чтобы получить от нее своевременный и «долгоиграющий» эффект для отрасли.
Никита Сергеевич, поговорим о социальной ответственности, реализации коллективного договора и программы благотворительности. Что сделано и что хотелось бы сделать?
Социальная ответственность перед работниками на нашем предприятии традиционно на достаточно высоком уровне. Моя задача – не снизить этот уровень. Изменился подход к оценке труда и необходимости стимулирования сотрудников с помощью такого инструмента как коллективный договор. Нам удалось удержать планку на высоком уровне, реализация коллективного договора продолжается. Предприятие, безусловно, смотрит в сторону общественных организаций, которые испытывают дефицит финансовых средств и периодически, когда к нам поступают обращения, мы стараемся оказывать им помощь, что называется, по велению сердца и движению души.
В 2017 году Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации провел исследование, разработал стратегию создания и осуществления деятельности единого предприятия (АО) на базе реорганизуемых аэропортов. Каковы итоги этой работы и приоритеты в реализации?
Очень важная работа. В результате мы получили экспертную оценку, некий свежий взгляд со стороны очень опытного профильного для гражданской авиации научного учреждения на систему, которая существовала на предприятии. Сегодня мы имеем предложения по изменению этой системы с целью повышения управляемости и экономической эффективности предприятия. Итогом этой работы стал бизнес-план, который ляжет в основу экономики нашего предприятия на ближайшие 3-5 лет. Первая версия, представленная нам, получила ряд замечаний экономического и юридического характера, она была доработана и в итоге мы получили очень толковый, выверенный и нужный для дальнейших преобразований документ.
Никита Сергеевич, исследование выполнено в преддверии давно ожидаемой волны туристов на Сахалине, и пусть оно будет воплощено Вами в жизнь. Многие высказывают вполне оптимистичное мнение, что остров находится на пороге реализации идеи массового туризма. Что Вы считаете принципиально важным сделать для воплощения в жизнь этой идеи?
Побывав в других местах, которые уже являются центрами туристического потока, я понимаю, что одной из основных составляющих, является транспортная инфраструктура. Место, куда люди прибывают, должно быть просторным, комфортным и уютным, как и дальнейшие коммуникации и логистика. Вторая составляющая – организация самого отдыха. Недавно появилось сообщение об успешной реализации проекта нового оздоровительного центра. Очевидно, уже работают и развиваются лыжные трассы. И если такая динамика продолжится, то через пару лет, смею предположить, действительно будет значительный рост пассажиров через наш аэропорт, поскольку туристы попадают на остров именно авиатранспортом. Если к этому времени мы кардинально не изменим к лучшему пропускную способность, уровень комфорта и уюта для наших пассажиров, то это создаст большую проблему для развития туризма на Сахалине. Именно поэтому мы торопим строителей и пытаемся каким-то образом улучшить существующий проект нового аэровокзального комплекса. Проект неплох, но мы интересуемся, где в аэропортах, подобных нашему сделано что-то лучше. Я думаю, что в этом смысле у нас все получится красиво.
Никита Сергеевич, пресс-центру интересны все нюансы Вашей работы. Почему на заставке рабочего стола Вашего компьютера – плавучая буровая установка, с чем это связано?
Связано с тем, что мои родители – нефтяники. Прожив на севере Сахалина долгие годы, я проникся духом нашего острова, который для меня является родным и любимым. Северосахалинские нефтяные корни питают и мою нынешнюю деятельность. Преодолевая трудности, сейчас идет освоение шельфовых проектов севернее Охи. Очень надеюсь, что Оха с ее 30-тысячным населением будет жить, поскольку будут развиваться нефтяные проекты, географически расположенные севернее нынешних. С этим связана и необходимость строительства к 2019-2020 годам новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Оха», потому как существующая ВПП строилась для других типов самолетов. В настоящее время ВПП короткая и сильно деформированная. Если на самый север Сахалина придет большой бизнес, то без аэропорта невозможно представить эффективное освоение и разработку месторождений углеводородов. Исходя из моего жизненного опыта, хороший толковый аэропорт на подобие ногликского, в Охе все-таки нужен.
В этой связи есть идея, чтобы помимо облика волны, которая заложена в основу архитектурной части проекта нового аэровокзала, вошли какие-то элементы из нефтяной тематики. Если дальше пойдет развитие нового аэровокзального комплекса: современной гостиницы, многоярусной парковки, – мы применим визуализацию нефтегазового сектора в облике нашего будущего аэровокзального комплекса.
Наш традиционный вопрос: кто из почетных гостей, прилетавших на Сахалин, запомнился в уходящем году?
В этом году значимым, весомым и очень хлопотным для нас мероприятием был визит первых лиц государства и правительства страны. В частности, был визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, очень короткий, но толковый, приятный и хорошо организованный. Несколько раз на Сахалине бывал заместитель Председателя правительства РФ Юрий Петрович Трутнев. А из тех, кто не является представителем власти, это, безусловно, Александр Розенбаум, с которым мне удалось пообщаться перед его вылетом после гастролей. Во время короткого общения довелось узнать о дальнейших путешествиях и гастрольных планах маэстро на Дальнем Востоке. Чувствуется, что человек искренне интересуется страной, ее далекими местами, «горит», творит и продолжает радовать своих поклонников. Очень интересный собеседник, общение с ним для меня очень важно, ведь это кумир моей молодости.
Никита Сергеевич, большое спасибо за интересные ответы. Мы желаем Вам новых побед и успехов в работе! И в завершении - Ваши пожелания коллективу предприятия в наступающем 2018 году?
От души благодарю всех сотрудников за еще один год продуктивной совместной работы на благо гражданской авиации Сахалина. Самое главное – не останавливаться на достигнутом и активно реализовывать наши перспективные проекты. Мне радостно отметить, что на нашем предприятии практически отсутствует текучка кадров, и для многих людей работа в аэропорту является желанной и престижной. Приветствую приход в наши ряды образованной и дисциплинированной молодежи, с которой мы связываем инновационное развитие инфраструктуры аэропорта. В преддверии 95-летия Гражданской авиации РФ, которое мы планируем отмечать 9 февраля 2018 года, передаю слова благодарности и безграничного уважения нашим дорогим ветеранам. Желаю всем отменного здоровья, благополучия и процветания в новом году! Пусть известная строчка из песни советских лет: «Первым делом самолеты» будет девизом не только пилотов и авиатехников, но и всех авиаторов, сотрудников аэропортов Сахалина, каждый день радующихся шуму двигателей самолетов и провожающих стальных птиц далеко за горизонт небосвода с любовью и преданностью своему делу.