Гостиница «Аэропорт» занимает особое место в системе гостиничного бизнеса в Южно-Сахалинске. Не обладая категорией в несколько звезд, гостиница, тем не менее, пользуется особой популярностью у пассажиров аэропорта. Причиной этого является не только ее удобное расположение для транзитных пассажиров, но и исторически сложившееся, заботливое и душевное отношение персонала к своим гостям. Действительно, отношение к посетителям здесь особенное, за долгие годы работы сотрудники гостиницы знают своих гостей по именам.
Гостиница "Аэропорт", 2016 год
Романтика снежных циклонов, приостанавливавших на время взлеты и посадки самолетов, одновременно раскрывала жизненные истории, которыми гости "Аэропорта" любили делиться с отзывчивым персоналом. Как правило, это курильчане, но и не только, география проживания гостей масштабна, «от Москвы до самых до окраин». Для коллектива гостиницы это общение стало своеобразной школой, раскрывающей тонкие грани жизни россиян в различных уголках нашей страны. В этом, наверное, самая главная особенность гостиницы «Аэропорт».
Гостиница открылась в декабре 1967 года, 50 лет назад. Первое ее здание располагалось в Елани, у старого аэропорта. К большому сожалению, многие данные не удалось сберечь до нашего времени. Разглядывая редкие сохранившиеся с тех пор документы, находим такие сведения: первого работника оформили в марте 1967 года, первых посетителей приняли под Новый год.
Возглавляет гостиницу «Аэропорт» Валентина Васильевна Манжикова. На своем посту она трудится более 16 лет. Многие коллеги по цеху и по аэропорту в целом твердят в один голос: Валентина Васильевна находится на своем месте. Кажется, нельзя найти для этой гостиницы более чуткого, неравнодушного и ответственного руководителя.
Вполне вероятно, что с самого основания гостиницы не велось статистического учета. Валентина Васильевна в 2002 году взяла этот процесс в свои руки и начала фиксировать все – численность пассажиров, прибыль, коэффициент заполняемости и многое другое. Кстати, коэффициент заполняемости в гостинице составляет 75-82%, один из самых высоких показателей по Сахалинской области.
Коллектив гостиницы, ноябрь 2013 года
Гостями гостиницы, в основном, являются жители Курильских островов. Пассажиры с севера (Ноглики, Оха, Шахтерск) останавливаются реже. Так уж сложилось, что сахалинская погода очень переменчива. Как переменчива и судьба рейсов с Итурупа и Кунашира, виной тому метели и ветра. Курильчане, отправляющиеся, например, в Москву, берут билеты с запасом на несколько дней, так как непогода в любое время может изменить их планы.
«Курильчане – это особая категория наших гостей, они для нас по-своему уникальны. Они часто совмещают свои «запасные» дни в Южно-Сахалинске с делами или прогулками по городу. Все эти дни они проводят в нашей гостинице. Многие из них уже давно чувствуют себя здесь как дома. И мы каждый раз пытаемся создать для таких гостей уютную и теплую атмосферу.
Несмотря на то, что гостиница не отвечает всем требованиям некоторых клиентов, я всегда говорила пассажирам: «Но ведь то, что гостиница работает – это ведь большое облегчение для вас, не надо ехать в город, аэропорт под боком, вам здесь всегда рады – это ли не главное?».
Пассажиры, ожидающие рейсы на Курилы после отпуска, воспринимают нашу гостиницу как благо, место, где можно отоспаться, отдохнуть и набраться сил для нового перелета – домой, на острова. Многие бронируют свои номера заранее. Бывали случаи, когда задержки рейсов были достаточно длительными. Не день-два, а по две недели. У нас с гостями-курильчанами всегда складывались очень добрые теплые отношения. Мы могли и покормить, и денег одолжить, и выполнить личную просьбу, ситуации бывали разные», – рассказывает Валентина Манжикова.
Михаил Бондарев, Валентина Манжикова, Игорь Матевеев, ООО "Карго Сервис"
В августе 2002 года гостиница была передана в аренду ООО «Карго-Сервис», и была в ее составе 13 лет. Благодаря ее руководству, в гостинице был сделан косметический ремонт, заменены окна, частично заменены мебель и текстиль, появилась прачечная и небольшое кафе. Большим спросом пользовалась комната матери и ребенка и специально оборудованные семейные номера.
В 2015 году гостиница снова вошла в состав аэропорта. Руководство сменилось, а должностные инструкции остались прежними. Работать ради своих гостей – вот, что стояло на первом месте у коллектива. Генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский всемерно стремится развивать гостиницу в аэропорту, доверяя управление подразделением Валентине Манжиковой. По этому направлению работы глава аэропорта использовал огромный управленческий потенциал Валентины Васильевны и опыт, сформировавшийся еще во времена ее работы в межсекторе аэропорта, и делегировал ей решение ключевых вопросов. «Всегда в отличной форме, собранная и целеустремленная!» – эти слова часто можно было услышать в адрес Валентины Манжиковой. Куратор деятельности гостиницы от АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», заместитель генерального директора по административной работе и управлению персоналом Тамара Владимировна Грачева всегда уделяла повышенное внимание вверенному подразделению и в работе с персоналом придерживалась незыблемого правила: главное – забота о людях.
На Дне гражданской авиации 9 февраля 2017 года с генеральным директором АО "Аэропорт Южно-Сахалинск" Никитой Полонским
На момент полувекового Юбилея в гостинице работают 23 человека. Среди них администраторы, горничные – те люди, которые работают непосредственно с гостями.
Гостиницу «Аэропорт» всегда украшала добрая и приятная обстановка. Многие сотрудники считали гостиницу своим вторым домом. По рассказам Валентины Манжиковой, со старожилами коллектива можно было свернуть горы. Работали с удовольствием, традиционно отмечали совместные праздники, делили радости и невзгоды, своими силами делали небольшой ремонт. Во время работы Валентины Васильевны коллектив начал отмечать юбилеи гостиницы. Памятные 40 и 45 лет, а теперь и полвека с момента создания.
«В гостинице ни разу не отмечали крупные даты – 20, 25, 30 лет со дня ее открытия. Поэтому первый юбилей, который мы отметили – 40-летие гостиницы. Мы собирали всех старейших работников, устраивали красивые праздники, приглашали партнеров. Руководство ООО «Карго-Сервис», в аренде которого была гостиница, очень тепло восприняли нашу идею с памятными датами. 45 лет мы отмечали в 2012 году, юбилей совпал с открытием кафе в гостинице, где мы и отпраздновали эту памятную дату», – вспоминает Валентина Манжикова.
На празднике в честь 45-летия гостиницы, 2012 год
С огромным уважением коллектив гостиницы вспоминает и своих ветеранов, отдавших службе в гостинице долгие годы. Надежда Ивановна Рыбцова – 46 лет, Александра Егоровна Будовская – 38 лет, Наталья Петровна Романова – 37 лет, Зинаида Захаровна Гуринова – 20 лет. Эти и другие имена навсегда впишутся в историю гостеприимной гостиницы главной воздушной гавани Сахалина. Зинаида Гуринова является также и ветераном трудового фронта. В свои 90 с небольшим лет она полна жизненной энергии и не теряет связь с коллективом гостиницы. Всех ветеранов, кто остался на Сахалине, с удовольствием приглашают и поздравляют с праздниками, поддерживают теплое общение и оказывают всевозможную поддержку.
Все 16 лет своей работы Валентина Васильевна и коллектив стремились к тому, чтобы гостиница совершенствовалась.
Мечты дружного коллектива воплотятся в жизнь тогда, когда в аэропорту «Южно-Сахалинск» для пассажиров будет построена новая современная гостиница с большими и уютными номерами, кафе, парикмахерской и полным комплексом необходимых услуг. И, несмотря на временные непростые обстоятельства, небольшая, но уютная гостиница в аэропорту всегда будет рада пассажирам аэропорта «Южно-Сахалинск», как 50 лет назад, так и в ближайшем светлом будущем.
Декабрь, 2017 год