"Аргументы Недели Сахалин": У нового аэровокзала Южно-Сахалинска будет морская тематика

15 декабря 2017 г.

Проект обойдётся региону в 6,7 млрд рублей. Активное строительство самого терминала генподрядчик ООО «Сахалинская механизированная колонна № 68» планирует начать в начале 2018 года и завершить к осени 2019 года.

Проект обойдётся региону в 6,7 млрд рублей. Активное строительство самого терминала генподрядчик ООО «Сахалинская механизированная колонна № 68» планирует начать в начале 2018 года и завершить к осени 2019 года.

Неутверждённый проект

Варианты строительства нового комплекса в Южно-Сахалинске рассматривают с осени 2014­-го. Свои предложения сначала представила корейская компания LS Networks. Однако стоимость здания по её параметрам составила бы около десяти миллиардов рублей. Областные власти посчитали эту сумму завышенной и обратились к инженерам проектной компании «ВиПС» из Санкт-Петербурга. Специалисты придумали три новых концептуальных решения аэровокзала. Но после детального рассмотрения идеи также оказались неприемлемы для нашего региона. И только один из вариантов получил одобрение. Проект аэровокзала подготовили сотрудники ООО ПИ «Красаэропроект» из Красноярска. По проекту комплекс должен включать аэровокзал, крытую многоуровневую парковку и гостиницу. Как уверяют специалисты, при разработке внешнего дизайна объекта был использован образ сахалинских сопок.

Будущий аэровокзал представляет собой здание довольно сложной конструкции: прямоугольное со стороны перрона и изогнутое со стороны привокзальной площади. Такая идея позволит максимально увеличить фронт подъезда пассажирского автотранспорта, а также обеспечит удобный доступ самолётов к галереям с шестью телескопическими трапами.

После спада в экономике России в 2000­-х годах вновь начался её рост, и сразу же увеличился пассажиропоток, в том числе и в нашем аэропорту, ­ рассказывает генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский. – Когда стало ясно, что существующий аэровокзал не справляется с нагрузкой, мы начали предпринимать попытки по его расширению. Но начав действовать, мы очень быстро упёрлись в тупик. Повысить сейсмичность здания и капитально отремонтировать существующий вокзал не представилось возможным. Одно сейсмоусиление стоило бы практически столько же, сколько стоит построить новое здание. И только в 2010 году пришли к тому, что всё-таки надо строить. В связи с этим решением появились другие сложности – у области были деньги на возведение нового здания, но не было земли, она числилась в федеральной собственности. В том же 2010 году было организовано АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» с целью строительства и эксплуатации аэровокзального комплекса. Четыре года новая компания ждала, когда же решится вопрос передачи земли из федеральной собственности. И только в 2014-­м, после того как было передано имущество всех аэропортов Сахалинской области из федеральной собственности в областную, началась работа по подготовке технико-экономического обоснования и, соответственно, дальнейшему строительству аэровокзала. Для этого привлекли корейскую компанию.

По мнению корейских проектировщиков, площадь нового аэровокзала должна быть 28 тысяч квадратных метров, его стоимость оценивалась в семь миллиардов рублей. Был объявлен открытый конкурс, не возбранялось и участие иностранных компаний. Но, учитывая ряд тонкостей российского законодательства, ни одна иностранная фирма не была заявлена. Конкурс выиграла московская компания «Группа 100», они начали проектировать. Однако после смены губернатора контракт с «Группой 100» был расторгнут, поскольку после повторного изучения оказалось, что стоимость работ завышена.

Всё сначала

Новый конкурс выиграла одна из семи заявившихся фирм – институт «Красаэропроект», за её плечами огромный опыт в проектировании, а главное  удачная реализация готовых проектов. Компания готова была работать за 170 миллионов рублей, при этом сроки подготовки проекта оставались те же.

Стоит отметить, что вариант конструкции с монолитной кровлей и козырьками, которые закрывают людей от снега и ветра с северной стороны, лучше того, что предлагали корейцы, - ­объясняет Никита Сергеевич. – Они не учли, пожалуй, главного – особенностей сахалинского климата. Компанией «Красаэропроект» учтено всё, что со своей стороны предлагала авиакомпания «Аврора», принимавшая участие в создании проекта. Как только проект утвердили, сразу же стали искать подрядчика. Конкурс шёл тяжело, можно сказать, в два этапа. В первый раз вышла только одна компания – СКФ «Сфера», но она не прошла по некоторым критериям. Тогда мы сделали второй заход, активизировали турецкие фирмы, которые работают в Москве и имеют российское представительство. Но организации запросили на 30 процентов больше установленной сметы, около десяти млрд рублей. К счастью, в этот период заявила о своей готовности работать с нами одна из местных компаний – «Сахалинская механизированная колонна 68». Строительная организация имеет 50-летний опыт работы, у них отсутствуют все те затраты, которые есть у западных компаний. База компании находится в Южно-Сахалинске, в их арсенале серьёзный набор строительной техники – более 200 единиц. В штате трудится 600 строителей, а главное, у них есть возможность кооперации с другими строительными фирмами.

Заявленную компанию долго рассматривали «под микроскопом». Собрали межведомственную комиссию на уровне губернатора, вытащили, что называется, всю подноготную строительной организации. Были осмотрены их базы и все объекты, которые она построила: многоэтажные дома в Южно-Сахалинске, жильё для переселенцев в Невельске, операционный блок онкологического диспансера. Компания даже участвовала в строительстве ТЭЦ и ГРЭС Сахалинской области. Оказалось, что на их счету много хороших и качественных объектов. После долгих проверок в сентябре с фирмой заключили договор.

Воплощая в жизнь идеи

Новый аэровокзальный комплекс будет находиться севернее действующего, в непосредственной близости от перрона со стоянками самолётов. Проектные решения учитывают необходимость сохранить существующую инфраструктуру действующего комплекса и обеспечить полноценную работу транспортного узла во время строительства. Что касается технической стороны, комплекс рассчитан на 550 пассажиров внутренних авиалиний в час (с возможностью расширения до 900 пассажиров) и 250 пассажиров международных линий. Общая площадь трёхэтажного здания ­40 тысяч квадратных метров. Около 15 процентов нового здания будет использовано под коммерческие цели: для размещения кафе, магазинов, зон отдыха и детских игровых комнат. В процессе проектирования специалисты посетили аэропорты на острове Хоккайдо и применили ряд технических решений, удачно воплощённых в аэропортах Японии.

В проекте предусмотрено шесть телетрапов, которые позволят пассажирам попадать в самолёт прямо из вокзала, не выходя на улицу, ­объясняет Никита Полонский. – Будут и навесы, загораживающие привокзальную площадь от ветров и дождей, что позволит людям комфортно добираться до своего транспорта или до гостиницы. Сейчас на объекте идёт вынос сетей – убирают подземные коммуникации, мощные электрические и связные кабели. Уже вырыт котлован и устроены подземные пожарные водоёмы. Мы заказали модульную котельную, готовим основание под нефтехранилище. На этой неделе к нам прибудет трансформаторная подстанция, рассчитанная на то, чтобы питать существующее здание вокзала. Работы идут по графику, даже с небольшим опережением. Далее по плану – рытьё котлована, установка опор для здания, приобретение и монтаж металлоконструкций, то есть скелета аэровокзала.

В будущем, при эксплуатации нового комплекса, планируется максимально применить энергосберегающие технологии. Также внесено условие применения системы рекуперации воздуха. Всё это позволит существенно экономить на будущих затратах при работе аэровокзала. Вид самого здания – облик волны – должен запомниться гостям нашего острова. К благоустройству привокзальной площади позже подключат японских мастеров ландшафтного дизайна.

Строительство аэровокзала должно завершиться в четвёртом квартале 2019 года. Новое здание, обещают проектировщики, будет удобным для пассажиров, специалисты учли и все существующие требования к обслуживанию людей с ограниченными возможностями.

«Аргументы Недели Сахалин», Ксения Симчугова