Генеральный директор авиакомпании «Аврора»: «Это беспрецедентный случай»

15 ноября 2017 г.

На вопросы «К» о достижениях и перспективах развития внутрикраевых авиаперевозок ответил Константин Сухоребрик, генеральный директор авиакомпании «Аврора».

Генеральный директор авиакомпании «Аврора»:

«Это беспрецедентный случай»

Малая авиация Приморья сегодня празднует свой триумф — несколько лет совместных усилий властей всех уровней и авиаперевозчиков привели к беспрецедентному росту маршрутной сети и расписанию регулярных полетов. На вопросы «К» о достижениях и перспективах развития внутрикраевых авиаперевозок ответил Константин Сухоребрик, генеральный директор авиакомпании «Аврора».


— Константин Петрович, как вы считаете, в чем особенность развития малой авиации в Приморье на сегодня?

— Отрасль малой авиации в Приморье сегодня переживает период бурного роста. Начиная с 2014 г. в крае проделана большая работа по восстановлению и развитию местных авиаперевозок. Администрацией Приморского края приобретены три самолета DHC-6 Twin Otter 400 вместимостью 19 кресел, идет восстановление посадочных площадок и авиамаршрутов, существовавших в советское время, в пик авиационной активности гражданской авиации. Реализована технология продажи электронных билетов в удаленных населенных пунктах. Эффектом от вложенных средств и усилий стало кратное увеличение пассажиропотока. Это беспрецедентный случай в истории малой авиации России.

В 2016 г. объем пассажирских перевозок АО «Авиакомпания «Аврора» в Приморском крае на воздушных судах DHC-6 составил 26 806 пассажиров, что на 32% больше, чем в 2015 г. (20 348 пассажиров). За девять месяцев 2017 г. на DHC-6 перевезено 29 322 пассажира, что на 40,45% больше, чем за аналогичный период 2016 г. (20 877 пассажиров).

Реализуя программу развития региональных авиаперевозок в Дальневосточном федеральном округе, в сотрудничестве с администрацией Приморского края авиакомпания «Аврора» сегодня выполняет девять регулярных внутрикраевых рейсов в Приморье на трех самолетах DHC-6: из Владивостока — в Кавалерово, Пластун, Терней, Дальнереченск, Дальнегорск, Преображение, из Тернея — в Амгу, Светлую, Единку; один региональный рейс: Кавалерово — Хабаровск.

В ближайших планах — расширение маршрутной сети в Приморском крае: открытие новых рейсов в поселок Восток и село Серафимовка. Также рассматривается вопрос о приобретении четвертого ВС DHC-6.

Не случаен и выбор именно воздушных судов DCH-6 Series 400 Twin Otter на роль основного самолета для местных линий. Благодаря своим техническим характеристикам эти неприхотливые и надежные самолеты могут использоваться даже на небольших аэродромах: при длине корпуса 15,8 м и размахе крыльев 19,8 м требуемая полоса взлета и посадки для данного самолета — всего 360 м. Данные параметры подпадают под класс укороченных взлетно-посадочных характеристик. Благодаря этому DCH-6 может эксплуатироваться на всех ныне существующих аэродромах и посадочных площадках Приморья, чего не могут конкурирующие модели, тот же L-410, к примеру.

Кроме того, по утверждению специалистов, именно канадские машины демонстрируют оптимальное соотношение технических и экономических параметров. Так, согласно выводам экспертов, самолет DCH-6 подходит Приморью по критериям обеспечения безопасности полетов и требует наименьших по сравнению с другими моделями эксплуатационных расходов. Например, себестоимость одного кресло-километра (показатель отражает затраты на подъем одного пассажира на высоту 1 км) у DCH-6 самая низкая по сравнению со своими «одноклассниками» L-410, Cessna, Beechcraft.

В Приморском крае совместными усилиями мы разработали очень эффективную систему восстановления местных авиаперевозок, которая, на наш взгляд, устраивает все участвующие в процессе стороны: власти субъекта, пассажиров, авиакомпанию. Пассажиры получают возможность передвижения авиацией по субсидированному тарифу. Администрация региона получает в короткие сроки маршрутную сеть с минимальными затратами на восстановление аэродромной инфраструктуры и дотациями на авиаперевозки. Авиакомпания оказывает услуги по перевозке пассажиров в интересах населения региона и его администрации.

— Существует ли государственная поддержка развития малой авиации — например, в рамках федеральных программ, проектов?

— В настоящий момент действует постановление Правительства РФ № 1212, в рамках которого субсидируется приобретение ВС для местных перевозок. Но, помимо этого, существует необходимость программы субсидирования авиамаршрутов на территории ДФО. В России прецедент уже есть — субсидирование маршрутов на территории ПФО. Действующее постановление Правительства № 1242 требует доработок — в частности, субсидирование маршрута после превышения порога в 10 тыс. пассажиров. С учетом имеющегося опыта работы нами выработаны предложения, предусматривающие субсидирование перевозок на ДВ из федерального бюджета. Однако для этого потребуется изменение действующего законодательства.

Эти документы уже направлены в Минтранс РФ, Минвостокразвития и Росавиацию. В настоящее время по инициативе полпреда в ДФО Юрия Трутнева создана рабочая группа для разработки изменений в постановление Правительства РФ № 1242 от 25.12.2013 и отдельного постановления по субсидированию перевозок на территории ДФО. Как авиаперевозчик, мы рассчитываем, что предлагаемые меры будут реализованы, т. к. с учетом площади ДФО и плотности населения авиационные перевозки на местных линиях имеют крайне важное значение.

— Необходимость малой авиации бесспорна. Есть ли альтернатива этому виду связи? Какой опыт в этой сфере у других стран?

— Зачастую альтернативы нет. Между некоторыми городами и поселками края нет транспортных коммуникаций, кроме воздушных, к ним ведут только разбитые лесные дороги, сообщение по которым может прерваться в любой момент. Как иллюстрация этого тезиса: в сентябре 2016-го тайфун «Лайонрок» размыл все дороги, ведущие в приморский поселок Преображение. Самолеты DHC-6 в течение нескольких недель выполняли по два ежедневных рейса, перевозя население, застрявших из-за непогоды туристов, врачей, чиновников, даже инкассаторов с мешками денег для выдачи зарплаты и нормального функционирования торговли в этот период. Так что важность надежного авиасообщения трудно переоценить. Помимо очевидной туристической функции в этом сегменте мы выполняем функцию социальную — обеспечиваем авиасообщение с самыми труднодоступными населенными пунктами, в которых живут обычные люди, нуждающиеся во всех благах жизни, им необходим транспорт, возможность быстро добраться до «большой земли».

— Как вы считаете, закрывает ли состояние малой авиации сегодня все потребности пассажирских/грузовых перевозок, ведомственные потребности (природоохранные, спасательные, санитарные)?

— Мы видим перспективы дальнейшего развития авиационных перевозок пассажиров и грузов на территории Приморского края.

 Ведь, безусловно, «Аврора», как авиаперевозчик, непосредственно влияет на перевозки пассажиров и развитие туристического кластера Приморья в контексте развития малой авиации. Для этого необходимо и дальше расширять маршрутную сеть и увеличивать парк самолетов. О потребностях других ведомств трудно судить. Этот вопрос лучше задать непосредственно им.

— Возможно ли активное использование малой авиации в целях развития туризма в Приморском крае?

— Развитие малой авиации в Приморье открывает новые горизонты для туристической отрасли. Экологический туризм всегда будет приоритетным и самым перспективным для региона ввиду большого количества расположенных здесь заповедников и особо охраняемых территорий.

Благодаря развитию малой авиации и региональной сети авиасообщения приморцы и туристы уже сейчас открывают для себя самые отдаленные уголки Приморья. Обширная география полетов сделала доступными прекрасные природные достопримечательности на севере края. Туристско-информационный центр Приморья разработал специальные маршруты, в том числе межрегиональные, включающие посещение крупнейшего на юге Дальнего Востока Сихотэ-Алиньского заповедника, где власть над территорией делят амурские тигры, по берегам озер в поисках голубики бродят гималайские и бурые медведи, а на рифах отдыхают тюлени. Долететь на самолете рейсом Владивосток — Пластун до заповедника можно всего за 1,5 часа, тогда как на машине в пути придется провести около 10 часов.

Регулярное авиасообщение с поселком Терней, где находится центральная усадьба Сихотэ-Алиньского заповедника, было открыто в декабре 2014 г. С тех пор наблюдается отчетливый рост количества туристов, заповедник ежегодно посещают около 3 тыс. гостей. Безусловно, наличие прямого рейса облегчает доступ к красивейшим уголкам северного Приморья. Благодаря удобной логистике пройти по уникальным экологическим тропам могут все желающие.

— Есть ли будущее у малой авиации на Дальнем Востоке?

— В Приморском крае разработана эффективная система восстановления местных авиаперевозок, которая может быть легко масштабирована на территории любого региона всего Дальнего Востока. Все зависит от позиции администрации субъекта. «Аврора» готова работать в любом регионе, который заявит о своем желании сотрудничать. Для каждого региона ДВ у «Авроры» уже есть сформулированное предложение по маршрутной сети и тарифной политике.

Именно налаживание транспортной доступности является краеугольным камнем развития дальневосточных территорий. «Аврора» создавалась как региональная авиакомпания, в том числе и для выполнения полетов по местным воздушным линиям, о высокой значимости которых мы уже упоминали. Мы готовы выполнять полеты по местным линиям практически по всему Дальнему Востоку. Конечная цель нашей деятельности — восстановить полеты малой авиации, которые существовали на ДВ в 90-х годах прошлого века.

Татьяна ПОНОМАРЕНКО, konkurent.ru

Автор фото на главной странице - Александр Дунаев