«Южно‐Сахалинск. Аэропорт. Воспоминания»
Жуковская Майя Апполинарьевна: «Мне безумно хотелось связать свою жизнь с авиацией»
Пожалуй, всех героев нашего проекта объединяет одна мечта – работа в авиации. Многих из них пленит не только небо, но и наземная работа в аэропорту. Героиня нашего нового интервью отдала воздушной гавани Южно‐Сахалинска более 40 лет жизни, и не было ни дня, чтобы ее выбор подвергался сомнению. Сегодня Майе Апполинарьевне Жуковской 81 год и она с нескрываемым чувством гордости рассказала нам о своей яркой трудовой деятельности.
Майя Жуковская на праздновании своего 70-летия
«До переезда в Южно‐Сахалинск я жила в городе Бердичев Житомирской области (Украина). Отец – Апполинарий Петрович родом из Польши, мама – Ядвига Ваславовна – из Чехии. Папу, увы, не помню. В свое время окончил Всесоюзную политическую академию в Москве и его отправили на работу в присоединенную к Украине Бессарабию. Он стал работать директором школы и членом горкома партии. Его же учитель написал на него донос, и отец был репрессирован. Я писала письма, искала его, хотела узнать судьбу отца, получила только ответ, что отец реабилитирован и посмертно восстановлен во всех званиях и регалиях», – делится с нами героиня интервью.
Юная Майя с детства мечтала связать свою судьбу с авиацией, но родители не отпустили ее одну в далекий Киев. Поэтому девушка получила медицинское образование и девять лет работала фельдшером, сначала в роддоме, затем в женской консультации.
Майя Апполинарьевна вышла замуж и следом за мужем‐военнослужащим переехала на Сахалин. С 1966 года семья Жуковских проживала в Хомутово, неподалеку от аэропорта. Конечно же, детские мечты взяли свое, и желание работать в аэропорту вновь заняло все мысли нашей героини. Набора в бортпроводники на тот момент не было, поэтому в течение трех лет Майя ждала свое место в медицинском пункте аэропорта. В те годы, попасть в аэропорт было значительно сложнее, а работа в воздушной гавани считалась очень престижной.
«1 июня 1970 года я приступила к работе. Сначала меня приняли медсестрой, затем я стала фельдшером. На тот момент мне было 34 года. Мы принимали на осмотр и персонал, и летчиков, и оказывали помощь пассажирам. В те давние времена мы мыли шприцы, одноразовых тогда не было. И за все годы моей работы не было ни единого случая инфекции или осложнения после уколов. Нас тогда работало четыре фельдшера посменно, медицинская сестра и начальник».
Майя Апполинарьевна (слева) на перроне аэропорта «Южно‐Сахалинск»
В первую очередь сотрудники здравпункта осматривали всех приходящих на работу, летный состав, пожарных, водителей и многих других. В свободное от потока людей время каждый фельдшер мог пойти проверить санитарное состояние самолета. На ночь аэропорт не закрывался, и во время задержки рейсов люди сидели на скамейках, на лестницах, возле здравпункта, так что при таком количестве людей в аэропорту, помощь приходилось оказывать многим. Коллектив здравпункта всегда был немногочисленным, а работы – очень много, но фельдшеры чудом со всем справлялись. Бывало, ночью даже некогда было сделать перерыв на чай, но самая тяжелая работа начиналась утром, когда в здравпункт шел большой поток людей, предприятие на тот момент включало в себя около двух тысяч сотрудников.
«Все‐таки аэропорт – это аэропорт. Летчики всегда были в почете, за ними всегда был особый надзор. В ресторане, который находился в аэровокзале, был специальный зал для питания летного состава. Для них разрабатывали специальное меню, и наши дежурные здравпункта ежедневно проверяли готовые для них блюда. Если мы находили что‐то не то, эти блюда списывали. К летчикам всегда было много внимания и заботы. Если пилот летал в Хабаровск, затем вернулся, и ему необходимо было тут же лететь на Курилы, он обязательно должен был пообедать, иначе мы не подписывали ему задание», – вспоминает Майя Апполинарьевна.
Майя Жуковская с сыном Вячеславом Ольшанским
Особая любовь к авиации передалась и сыну нашей героини. С детства юный Вячеслав грезил работой в аэропорту. Сразу после окончания школы он пошел работать в аэропорт помощником бортрадистов, а через год уехал поступать в летное училище в Хабаровск. Молодой человек очень хотел летать, но в силу некоторых причин поступить на летное отделение не смог. Вячеслав получил техническое образование, окончил Троицкое авиационное училище в Челябинской области и по направлению приехал работать обратно на Сахалин. В аэропорту Южно‐Сахалинска молодой парень стал работать авиатехником.
«За годы моей работы, конечно, случались и печальные истории. Когда в 1973 году на сопке разбился самолет или когда произошло землетрясение в Нефтегорске, приходилось очень много работать. Это был очень тяжелый период для всех нас. Неоднократно я летала в составе экипажа на поиски пропавших самолетов и вертолетов. Я очень тяжело воспринимаю каждую аварийную посадку или каждый тяжелый случай с больным», – с грустью делится Майя Апполинарьевна.
Коллектив, в котором Майя Жуковская отработала 41 год, всегда был многочисленным. До начала 90-х годов всех работников островной авиации связывал Сахалинский объединенный авиаотряд. Летчики, руководители, медсестры, да и все сотрудники работали на едином предприятии. По воспоминаниям нашей героини, несмотря на то, что работников в те годы было значительно больше, в объединенном авиапредприятии все друг друга знали и были одной большой семьей. Уйдя на заслуженный отдых, Майя Апполинарьевна теперь очень тоскует по этому времени…
На конференции в Сахинцентре, Майя Жуковская – в центре, справа – Татьяна Мельникова, начальник здравпункта
«К коллективу здравпункта всегда было очень хорошее отношение. До сих пор в городе ко мне подходят бывшие сотрудники, обнимаемся и радуемся встрече, со многими общаемся по телефону. В нашем коллективе никогда не было ни сплетен, ни скандалов. Мы очень часто собирались, вместе отмечали и Дни медицинского работника, и авиационные праздники, и Дни рождения. Даже сейчас случается, что люди на улице подходят и благодарят. Спрашивают: «Вы меня помните?». Но пассажиров было очень много, всех помнить просто невозможно», – рассказывает фельдшер.
Майя Апполинарьевна, человек открытой и доброй души, считает, что главные из качеств медицинского работника – это сострадание и понимание. Необходимо быть честным в тех поступках, которые он совершает. И должен делать все, что в его силах, чтобы помочь больному.
Коллектив здравпункта аэропорта «Южно‐Сахалинск», 2002 год
В преддверии Дня рождения аэропорта «Южно‐Сахалинск» я хочу пожелать всем работникам здоровья, благополучия и успехов во всем. И хотелось бы, чтобы аэропорт возродился в своем величии, в том виде, когда я начала работу. Аэропорты острова снова объединили и это, безусловно, радует.
P.S. Майя Апполинарьевна приехала в пресс‐центр в один из будних дней. В свои восемьдесят с лишним лет она выглядит на удивление молодой и активной женщиной. С горящими глазами рассказывает и вспоминает события 50-летней давности, при этом верно упоминая все фамилии и тонкости о выпавших на ее долю событиях. Она повидала немало авиационных происшествий, спасла десятки людей, и каждое из этих событий будто оставило рубец на ее хрупком женском сердце.
Храня в архиве Почетные грамоты разного уровня, Майя Жуковская не привыкла хвалиться своими победами. Прожив долгую и насыщенную жизнь, эта мудрая и неподвластная возрасту женщина, считает работу в аэропорту одним из лучших периодов своей жизни. В свою очередь, коллектив воздушной гавани всегда готов распахнуть свои двери таким милым сердцу гостям, для которых аэропорт стал гораздо больше, чем просто работа.