Генеральный директор АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» Никита Полонский: главное – не упустить момент для развития
Август ознаменован для авиаторов одним из главных событий года – профессиональным праздником людей, неразрывно связанных с небом. В канун Дня воздушного флота России, который ежегодно отмечается каждое третье воскресенье августа, мы побеседовали с генеральным директором АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» и подвели промежуточные итоги прошедшего между праздника года. Об актуальных вопросах развития объединенного предприятия, важности партнерских отношений и планах по модернизации аэропортов Никита Полонский рассказал в интервью пресс‐центру.
Совместный пресс‐тур АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» и АО «Авиационная компания Авиашельф», август 2017 г.
Никита Сергеевич, отраслевой праздник – День Воздушного Флота объединяет пилотов, авиаторов и работников авиационной инфраструктуры России. Аэропорт является центром, объединяющим профессионалов авиации, и представляет собой живой организм, в котором нет деления на главные и второстепенные задачи. Какие события в жизни аэропорта, «от праздника – до праздника», произошли за это время?
Самое значимое для аэропорта «Южно‐Сахалинск» событие произошло в ноябре прошлого года – завершение реконструкции среднего участка взлетно‐посадочной полосы. Реконструкция длилась достаточно долго и принесла желаемые плоды. В результате взлетно‐посадочная полоса нашего аэродрома стала пригодной для осуществления полетов всех типов воздушных судов, кроме Airbus А-380, которые к нам не летают. Это открывает для аэропорта новые перспективы, увеличение объемов работы, в основном, за счет привлечения для технической посадки самолетов, пролетающих c западного побережья США в юго‐восточную Азию.
Политика руководства Сахалинской области по объединению аэропортов острова под единое начало получила зримое подтверждение и под занавес 2016 года четыре северных аэропорта в Шахтерске, Ногликах, Зональном и Охе были присоединены к аэропорту областной столицы в форме филиалов. В результате АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» стало головным предприятием и управляет деятельностью в пяти аэропортах Сахалинской области.
Не менее значимым событием для пассажиров аэропорта «Южно‐Сахалинск» стало завершение перепланировки зоны регистрации и накопителя сектора внутренних линий существующего здания аэровокзала. Была расширена зона регистрации и значительно увеличена зона ожидания вылета пассажиров. После окончания работ, касающихся технологической части, недавно в накопителе федерального сектора открылось уютное и просторное кафе, которое позволяет с комфортом провести время в ожидании вылета после прохождения регистрации.
Вы уже упомянули об одном из важнейших событий – объединении сахалинских аэропортов в единое предприятие. Сегодня этот процесс завершен, и объединенное предприятие успешно работает. По Вашему мнению, каких целей удалось достичь и что еще предстоит сделать?
Все мероприятия, которые мы проводим, преследуют следующие цели: снизить финансовые затраты, повысить уровень регулярности и безопасности полетов, а также уровень содержания аэропортовой инфраструктуры. Взлетно‐посадочная полоса аэропорта «Оха» составляет всего 1300 метров. После Нефтегорского землетрясения она ветшает в ускоренном темпе и находится в достаточно тревожном состоянии. В настоящее время нами проводится работа по ее детальному обследованию, параллельно ведется работа с Правительством Сахалинской области по изысканию средств на реализацию существующего проекта – строительства новой взлетно‐посадочной полосы в аэропорту «Оха». Подготовлены программы выделения денежных средств в необходимом количестве для осуществления первого этапа: строительства взлетно‐посадочной полосы со светосигнальным оборудованием, а также рулежной дорожки.
Вторым этапом предусматривается реконструкция элементов инженерной инфраструктуры в аэропорту «Оха», в частности, котельной, гаражей и иных технических зданий. То же можно сказать и про аэропорт «Шахтерск». Длительное время, в течение 20–25 лет, всерьез никто не занимался ремонтом и не вкладывал серьезных средств в поддержание взлетно‐посадочной полосы в рабочем состоянии, в результате чего ее состояние можно назвать критическим. Авиакомпания «Аврора» начала выполнять регулярные рейсы из Шахтерска на Хабаровск, маршрут пользуется спросом у жителей Шахтерска и ближайших к нему населенных пунктов, однако более интенсивное использование аэродрома для полетов выявило недостатки покрытия взлетно‐посадочной полосы. Все необходимые обследования проведены и уже на текущий год намечены работы первостепенной важности, которые позволят безопасно осуществлять полеты воздушных судов типа Dash-8 на этот аэродром. Как только появится возможность, следующим этапом станет приведение в технически более приемлемое состояние не только полосы, но и рулежной дорожки, перрона, что позволит еще долгое время безаварийно эксплуатировать данный аэродром. Асфальтобетонное покрытие требует замены. Если мы реализуем наши планы с учетом применения битум‐полимерных добавок, которые хорошо показали себя на средней части взлетно‐посадочной полосы в аэропорту «Южно‐Сахалинск», то еще лет на 10–15 мы обеспечим функционирование этого аэропорта.
Аэропорт «Ноглики»
Как проходит оптимизация парка спецтехники по содержанию аэродромов в аэропортах филиалов?
Учитывая поступление в головное предприятие новой сложной и высокоэффективной снегоуборочной техники, появилась возможность передать рабочую, но менее производительную технику в аэропорты с меньшей регулярностью полетов и меньшими требованиями к скорости подготовки ВПП к полетам. В частности, с зимы прошлого года, когда в Охе случилась большая проблема с обеспечением требований «Авроры» к состоянию ВПП, туда оперативно была передана специальная снегоуборочная аэродромная машина для того чтобы повысить скорость и чистоту уборки взлетно‐посадочной полосы. Это дало своевременные результаты. Из Ноглик была оперативно переброшена ветровая машина. В настоящее время специалисты филиалов проходят консультации (руководитель аэродромной службы находится в Охе), проходит обучение новым, более прогрессивным методам содержания состояния летного поля. К зиме, после подготовки к осенне‐зимней навигации, аэропорт «Оха» будет на уровень выше того, что было годом ранее, до вступления в наше общее предприятие.
То же самое можно сказать про аэропорт в г. Шахтерске, им были переданы снегоуборочная и шнекороторная машины, еще одна будет выделена до конца сезона. Техника, которая освободилась при передаче аэропорта «Зональное» в ведение лесоохраны, также пополнит парк аэропортов в Ногликах и Охе. Техника, которая передается филиалам в эксплуатацию, находится в рабочем состоянии с достаточным количеством моторесурса и на ближайшие пять лет должна обеспечить приемлемый уровень зимнего содержания аэродромов наших северных аэропортов.
Безусловно, подготовлен и более расширенный план, который предусматривает не только передачу уже используемой техники, но и приобретение новых механизмов, как в аэропорт «Ноглики», так и в остальные аэропорты. Готовится большая серьезная программа, которая будет предусматривать изменение методов зимнего содержания летного поля, учитывая местные условия.
Аэропорт «Оха»
В организационной структуре управления планируются какие‐либо изменения?
Для того чтобы повысить эффективность управления, необходимо оптимизировать административные и организационные процессы в филиалах, которые ранее функционировали как самостоятельные предприятия. У каждого предприятия ранее был свой арсенал всех административных функций: отдел кадров, бухгалтерия, экономический и юридический отделы. Теперь их функции будут объединены в головном предприятии с незначительным увеличением общего штата. Предполагается снижение административных затрат, управленческих расходов, при одновременном повышении качества управления. Это будет достигнуто за счет того, что уже сейчас выстраивается информационная система связи с филиалами, взаимодействие с госорганами, как налоговыми, так и с органами районного управления, планируется введение электронного документооборота на всех предприятиях, что улучшит прохождение сигналов от филиалов к головному предприятию. Значительная работа проводится по части координационно‐диспетчерского центра авиапредприятия. Ежедневные доклады о состоянии готовности аэродрома к полетам теперь идут не только от аэропорта «Южно‐Сахалинск», но и от всех филиалов. Если возникает необходимость оказать помощь – это делается незамедлительно.
В планах администрации Сахалинской области – присоединение двух Курильских аэропортов «Менделеево» (Южно‐Курильск) и «Ясный» (Курильск) к АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск». Сейчас идут последние приготовления и оформляется право собственности на объекты для того, чтобы до конца этого года осуществить их передачу. Одна из главных задач, которые решаются при присоединении, – это повышение оперативности в управлении этими аэропортами, а также решение сложных задач, которые необходимо отрабатывать в Москве, Хабаровске, Южно‐Сахалинске. Планируется, что вопросы будут решаться более оперативно и полно.
Две недели назад состоялось долгожданное событие: 31 июля 2017 года в Свидетельство о государственной регистрации аэродрома Южно‐Сахалинск была внесена запись о его пригодности к эксплуатации воздушных судов Boeing 747 в шести модификациях и грузового самолета Ан-124–100. Что это означает для гражданской авиации Сахалина?
При реконструкции взлетно‐посадочной полосы в 2016 году мы рассчитывали на приход новых типов воздушных судов, а с появлением возможности обслуживать такие типы, к нам придут и авиакомпании, эксплуатирующие эти самолеты. Речь идет об авиакомпании «Россия», которая проявляла интерес для увеличения провозных емкостей в летний период. Во время массовых отпусков сахалинцев будет возможна замена Boeing 777 (порядка 400 пассажиров) на Boeing 747 (более 500 пассажиров), не сдвигая рамок существующего расписания.
Также одной из задумок было затянуть на техническую посадку на наш аэродром воздушные суда, которые следуют с западного побережья США в страны юго‐восточной Азии. Авиакомпаниям выгоднее брать на борт большее количество груза и меньшее – топлива, с возможностью дозаправки в нашем аэропорту. В настоящее время логистическая цепочка по разгрузке и перегрузке самолетов пока не предполагается, но обращаясь к опыту 30-летней давности, когда здесь еще был Сахалинский объединенный авиаотряд, такая идея существовала и сегодня она имеет право на жизнь.
Ан-124–100 (Руслан) в аэропорту «Южно‐Сахалинск»
Расскажите, пожалуйста, о перспективном проекте – строительстве новой ВПП в аэропорту «Южно‐Сахалинск». На какой стадии находится этот проект?
В ближайшие 10 лет мы сможем надежно эксплуатировать нынешнюю взлетно‐посадочную полосу. Вместе с тем стоит отметить неудовлетворительное состояние южного 700-метрового участка ВПП, который был пристроен и сдан в эксплуатацию в 2000-м году. Этот участок был построен на месте старого русла реки Хомутовки и, по всей видимости, в прошлом некачественно были выполнены работы по мелиорации, что стало причиной постоянной деформации покрытия ВПП в этом месте.
В этом году мы вынуждены просить у Правительства Сахалинской области помощи. Порядка 300 миллионов рублей будут задействованы на замену бетонных плит покрытия, пришедших в негодность, на новые армированные плиты. Этот ремонт послужит нам еще 10 лет, но дальнейшего смысла использовать полосу нет, так как южный участок к этому сроку «изживет себя» и будет уходить в болото. Поэтому вопрос строительства новой взлетно‐посадочной полосы является очень актуальным. Возможное увеличение объемов полетов – не первая причина в вопросе строительства новой полосы взамен старой. Новая полоса не будет второй, она будет основной действующей взлетно‐посадочной полосой, а нынешняя ВПП будет использоваться как магистральная рулежная дорожка. Эта рулежная дорожка, которой сейчас нет в аэропорту, должна увеличить пропускную способность нашего аэродрома в часы пик. Все это даст еще больший импульс развития для предприятия и уверенность в том, что аэропорт, который принимает тяжелые дальнемагистральные самолеты, не будет внезапно выведен из строя.
Социальная политика предприятия. Как она изменилась с учетом произошедшего объединения?
Поскольку малые аэропорты Сахалина последние годы выживали каждый порознь, у каждого из них сложились различные условия для социальной поддержки своего персонала. С объединением появилась возможность распространить действие нашего Коллективного договора, достаточно продуманного, экономически и юридически сбалансированного, на коллективы аэропортов‐филиалов. Безусловно, работники этих предприятий получат большую степень социальной защиты. Речь идет не только об экономически важных показателях (стабильность и размеры заработной платы, получение премиального вознаграждения за результаты труда), но и обеспечение спецодеждой, прохождение медицинского обследования и охраны труда в той части, которая существовала в головном предприятии. Поэтому более высокие стандарты, которые распространялись на работников аэропорта «Южно‐Сахалинск», теперь будут распространяться и на работников всего объединенного предприятия, вне зависимости от их местонахождения. Сейчас происходит объединение первичных профсоюзных организаций, ранее разрозненных, в скором будущем будет один общий профсоюз с большими возможностями влияния на социальный климат на предприятии.
Никита Полонский и генеральный директор АО «Акционерная компания Авиашельф» Виктор Аксютин
Несколько слов о сотрудничестве с партнерами.
«Аэропорт‐Сервис», «Карго‐сервис», «Торговая компания», «Сахалин транзит сервис», «Топливно‐обеспечивающая компания», «Аэрофьюэлз‐Камчатка» – сервисные организации, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям на аэродроме «Южно‐Сахалинск». С ними у нас сложились крепкие стабильные партнерские отношения. Все спорные моменты мы стараемся решать цивилизованно, никаких особо напряжённых ситуаций нет. Свою инфраструктуру мы стараемся организовать под растущие требования наших партнеров – авиакомпаний: «Аврора», «Аэрофлот», «Россия», «Сибирь», «Якутия» и других. К сожалению не всегда острые вопросы удается решить так быстро, как хотелось бы. Но мы всегда стараемся идти навстречу нашим партнерам, в том числе это касается авиакомпании «Авиашельф», большая часть деятельности которой сосредоточена в аэропорту «Ноглики». Учитывая, что сахалинские аэропорты теперь объединены, вопросы взаимодействия будут решаться более оперативно, чем они решались до сих пор. Это выгодно и авиакомпании, и аэропорту. Во время реконструкции ВПП в прошлом году (в понедельник и четверг аэродром был закрыт для полетов) для вертолетной авиации аэродром был открыт: и для «Авиашельфа», и для МЧС, и для вертолетов полиции. В этом вопросе были проведены консультации и мероприятия со Службой по организации воздушного движения, с которой у нас тоже очень хорошие партнерские отношения. Они вошли в положение компаний, дали соответствующее разрешение и таким образом мы решили проблему тех, кто использует вертолеты в своей работе.
Спасибо, Никита Сергеевич, за интервью! Ваше поздравление коллегам, партнерам, друзьям.
С удовольствием хочу поздравить моих коллег‐авиаторов с наступающим праздником – Днем воздушного флота России.
Это очень большой и значимый праздник, широко отмечаемый в авиационных кругах. В этот день авиаторы вспоминают легендарное прошлое отечественной авиации. Порой необходимо остановиться, осмотреться, куда все движется, и где мы находимся сейчас. С позиции настоящего момента, я считаю, что время для интенсивного развития пришло. Сейчас мы «собираем камни» и строим из них фундамент новой, более современной инфраструктуры аэропортов области. Перемещаясь по стране, я с удовольствием отмечаю события, происходящие в аэропортах России: строятся новые взлетно‐посадочные полосы, аэродромы и здания аэровокзалов, растет комфорт для пассажиров и привлекательность отрасли в целом. Стоит отметить, что появляются новые возможности и для роста экономических показателей отрасли.
Всем коллегам хочется пожелать не упустить момент для развития своего бизнеса, как в аэропортах, так и в авиакомпаниях.
От души желаю всем здоровья и готовности нашу трудную и серьезную авиационную работу выполнить достойно, с высоким качеством.