Гость пресс‐центра — директор филиала «Аэропорт Оха» Петр Тарасюк:
«Мне важно доверять каждому человеку, которого встречаю на жизненном пути»
Присоединение сахалинских аэропортов в состав единого предприятия — АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» приносит ощутимые результаты: повышение надежности авиасообщения на острове, оптимизация расходов и эффективность управления филиалами, модернизация инфраструктуры аэропортов. Стоит отметить самое главное – это синергия опыта и профессионализма людей, на плечах которых растет мощь гражданской авиации Сахалина и Дальнего Востока в целом. Один из них — удивительный человек и талантливый руководитель, глава аэропорта «Оха» — Петр Феофанович Тарасюк. История самого северного аэропорта острова и судьба Петра Тарасюка неразрывно связаны сорок с лишним лет. В 90-е годы, ценой невероятных усилий коллектива и руководства, авиапредприятие отступило на шаг от пропасти банкротства и выстояло в числе немногих. А уже через несколько десятилетий, в 2016 году, аэропорт «Оха» одержал победу в рейтинге предприятий Дальнего Востока по показателям экономической и хозяйственной деятельности. У жизненных успехов и побед есть обратная сторона медали: умение держать удар, огромное трудолюбие, дисциплина, терпение и несокрушимая воля к победе. О своем жизненном пути и сегодняшней работе глава филиала «Аэропорт Оха» Петр Тарасюк рассказал в интервью пресс‐центру аэропорта.
Директор филиала «Аэропорт Оха» Петр Тарасюк
Петр Феофанович, расскажите о себе: как и где прошло Ваше детство? Какие обстоятельства привели Вас в гражданскую авиацию?
- Родился я в глухой украинской деревушке. У меня до сих пор перед глазами наш небольшой деревянный домик, в котором зимой всегда было тепло, а в жару — прохладно. Помню времена, когда в нашу деревню проводили электроэнергию, и мы с мальчишками дрались за кусок проволоки у столба, как только монтажники заканчивали натягивать провода. Когда мне было 7 лет, родители переехали жить в небольшой городок. В моей семье всегда царила какая‐то особенная душевность. Мама работала бухгалтером, отец был слесарем на заводе. К нему все время обращались с просьбами: починить, прикрутить и отец никогда никому не отказывал в помощи и мне разрешал мастерить и слесарничать.
Мое поколение застало небывалый подъем патриотизма. Мы все были, наверное, мечтатели в то время. Вдохновляли нас сюжеты о полете Юрия Гагарина, мы грезили о космосе и, конечно, об авиации. Как и многие мальчишки, я тоже очень хотел быть летчиком. С отличием закончил школу и поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. Учиться в институте было здорово! У меня была красивая форма, золотые «нашивочки» на ней. Девчонки смотрели с восхищением! А красота какая была в Киеве! Это, пожалуй, были лучшие годы моей юности – учеба в институте. Дисциплины в тот период преподавались по самым высоким стандартам. Очень разностороннее и глубокое образование, поэтому мне в этом отношении очень повезло. Когда институт закончил, в первых рядах получил распределение, у меня было право выбора. В советские времена очень ценилась работа на севере страны. В районах Крайнего Севера активно шло промышленное освоение, развивалась гражданская авиация. Финансово это было достаточно привлекательно, благодаря «надбавкам». Мой выбор пал на север Сахалина, и я в 1977 году распределился в город Оху.
Крутой вираж судьбы: сразу на Сахалин! Как встретил Вас остров?
– О Сахалине я знал совсем немного, можно сказать, из песен строчки крутились в голове. Но чувствовал такую непостижимую романтику и тягу к этому острову, что ничто не могло меня остановить. Меня очень хорошо встретил коллектив и руководство. В тот период работали замечательные люди: Шульга, Суханов, Семёнов, Морозов – это были настоящие наставники. В период с 1977 по 1980 год я работал в должности инженера смены в цехе технического обслуживания третьей авиаэскадрильи, объединенной с аэропортом «Оха». Это тоже было замечательное время моего жизненного пути. Работы было много, в день доходило до 100 самолетовылетов. Я обеспечивал техническое обслуживание самолетов: АН-2, АН-24 и вертолетов: МИ-4, МИ-8. Вспоминается, работал в смену: два дня работаешь, а два — отдыхаешь. Но даже в выходные дни, я с удовольствием шел на работу, потому что мне было очень приятно работать на этом предприятии. В тот период я понял, что мой выбор далеко не случаен -это любимое дело. Сахалинская авиация приняла меня в свои ряды инженеров. Кстати, в нашем семейном роду мой шаг в авиацию стал первым, у меня никто даже из дальних родственников не работал в этой отрасли.
Фото: 2008 год, на перроне аэропорта «Оха»
Насколько нам известно, Ваш профессиональный рост в охинском авиапредприятии был достаточно стремительным. Вы себя считаете амбициозным человеком?
– Знаете, в настоящее время важно иметь здоровые амбиции, это как локомотив любого дела. Но тогда я меньше всего думал о своем продвижении, главное было нарастить профессиональные знания и не подвести тех людей, кто мне доверял по работе. Понимаете, мне важно доверять каждому человеку, который встречается на моем пути. Ощущение, что воздуха в груди становится больше.
Действительно, на должности сменного инженера я отработал недолго, три года и меня назначили главным инженером авиационно‐технической базы авиационного предприятия «Оха» Сахалинского производственного объединения ДВУ ГА, потом главным инженером авиационно‐технической базы Охинского объединенного авиаотряда. В Охе это было единое предприятие: аэропорт и летные подразделения.
На должности главного инженера на меня возложили очень большую ответственность. Вертолеты работали по Дальнему Востоку, Сахалину, Приморью, в Комсомольске- на -Амуре, на Курилах. По всем фронтам я отвечал за исправность этой техники, за ее надежное функционирование. Втянулся в эту работу, для меня никогда не было мелочей в авиации.
В 1986 году меня направили учиться в Академию гражданской авиации в г. Санкт‐Петербурге. В 1992 году было принято решение авиакомпании и аэропорты разделить. И в этом же году меня назначили на должность заместителя генерального директора аэропорта «Оха» по экономическим вопросам и организации производства, затем – заместителем по экономическим вопросам и первым заместителем директора ГУП «Сахалинский аэропорт Оха», а в последующем ОАО «Сахалинский аэропорт Оха». На должности, по сути, единственного заместителя генерального директора аэропорта моя ответственность за судьбу предприятия выросла многократно. Основное направление – наземное обслуживание было в приоритете, но и финансово — экономический блок был у меня под контролем.
Вы возглавили ОАО «Сахалинский аэропорт Оха» в 2008 году, имея за плечами значительный опыт работы на этом предприятии. С какими трудностями Вы столкнулись в то время?
– В 2008 году я стал руководителем аэропорта «Оха». Экономические кризисы коснулись и авиапредприятий острова. В тот период наше предприятие находилось в одном шаге от банкротства. К сожалению, обанкротилась авиакомпания «Дальавиа» и перестала рассчитываться с нами за услуги, но аэропорт продолжал их оказывать в полном объеме, понимая свою ответственность перед пассажирами. Вспоминая то время, прежде всего, хочу отдать должное трудовому коллективу за терпение, профессионализм и понимание ситуации. Трудно представить уже, но люди уходили в отпуск без содержания. Мы начали продавать то, что можно было продать. Кредит в банке получить было невозможно. Руководство города отнеслось к этой ситуации с полным пониманием, предприятия — подрядчики продолжали поставлять в аэропорт электроэнергию и топливо в кредит. Аналогично было и с водой, и вывозом мусора. В таких тяжелых обстоятельствах мы работали несколько лет. Заработная плата была очень низкой. Социальные программы были не то, что сокращены — ликвидированы. А через несколько лет мы потихоньку встали на ноги. Начали рассчитываться с поставщиками услуг, заключили договоры по реструктуризации задолженности, по пенсионному фонду и налогам. Мы ведь в то время и налоги не могли платить. Стоит отметить, что мы были хроническими должниками, но через несколько лет нам удалось постепенно выйти из этого состояния.
После 2010 года руководство Сахалинской области и местная администрация начали понимать необходимость поддержки местных воздушных линий. Найти средства для поддержки авиации было можно, а вот где найти дополнительные ресурсы, чтобы вложить их в будущее развитие? По моему мнению, реконструировать взлетно‐посадочную полосу за счет собственных средств аэропорт никогда не сможет, предприятие зарабатывает на текущие расходы, поэтому и появилось понимание властей, что развитие местных воздушных линий требует дополнительных инвестиций. На уровне области были приняты соответствующие программы. В тот период мы получили значительные средства на обновление основных фондов, на выполнение проектных работ по реконструкции аэропорта «Оха». Это связано с тем, что ВПП уже отработала свой ресурс и дальше эта ситуация начинала влиять на безопасность полетов.
Известно, что землетрясение в Нефтегорске принесло скрытые повреждения ВПП в аэропорту г. Охи. Как удалось справиться с последствиями?
– В момент землетрясения я был в Москве, в командировке. Но как только узнал о случившемся, на вторые сутки я уже был в Охе. После стихийного бедствия мы сразу не ощутили последствия тех разрушений, которые произошли, потому что для этого требовалось время. Оперативные исследования ВПП выявили незначительные деформации покрытия, которые были в допустимых пределах. Мы сразу приступили к ее ремонту, у нас был запас материалов. Продолжались активные полеты и ничего не вызывало подозрений. По некоторым зданиям пошли трещины, но это был вопрос дальнейшего обследования. Однако, позже три капитальных здания пришлось демонтировать, сносить и землю под ними рекультивировать.
Позже выяснилось, что разрушена дренажная система, которая расположена под ВПП. Пытались восстановить ее функциональность, но произошли внутренние разрушения и они уже не поддавались восстановлению. Отсутствие дренажа ускорило процессы разрушения полосы.
Все последующие годы ремонт ВПП требовал больших средств, для того, чтобы поддерживать полосу в должном состоянии. По правилам, раз в пять лет ВПП попадает под инструментальный контроль с целью определения, насколько она соответствует требованиям. В акте контроля, который мы проходили в 2014 году отмечено, что ВПП находится в предельном состоянии, IV степени износа.
В марте этого года Правительство Сахалинской области приняло решение о строительстве новой ВПП в аэропорту «Оха». На какой стадии реализации находится этот проект?
– В настоящее время проект находится в ФАУ «Главгосэкспертиза России» В течение месяца мы должны получить заключение по экспертизе проектной документации. Все остальные объекты инфраструктуры в той или иной мере дают возможность обеспечивать надежность полетов, но первое, что остро необходимо – строительство новой ВПП в аэропорту «Оха». Это даст возможность, не прерывая полеты, построить новую полосу. При условии, что мы бы стали строить на месте старой, то это означало на два года остановить выполнение пассажирских рейсов. Основное сейчас – начать строительство ВПП в этом году и до 2019 года завершить. Следует отметить, что правительство Сахалинской области уделяет особое внимание развитию региональной авиации, и мы надеемся, что реализация проекта пройдет в установленные сроки.
Петр Феофанович, чувствуется, что Вы человек команды. Какие качества людей для Вас принципиальны?
– Я работаю с очень профессиональной командой. Каждый человек – личность и я всегда исхожу из постулата, что в работе нужно опираться на сильные стороны человека. После объединения сахалинских аэропортов в единое предприятие, мы стали чаще встречаться на совместных совещаниях с коллегами, работающими не только в Южно‐Сахалинске, а также в Ногликах, Шахтерске, Зональном. Многих я давно знаю, глубоко уважаю и надеюсь на дальнейшее эффективное сотрудничество. В любое время суток можно позвонить генеральному директору Никите Сергеевичу Полонскому и решить любой вопрос оперативно. Коллектив нашего аэропорта воспринял объединение предприятий положительно. Во многом, это связано с тем, что те социальные программы, которые существовали до объединения, были значительно менее содержательны, чем действующий сейчас коллективный договор. Отмечу, что мало молодежи приходит на работу в наш аэропорт. Многие уезжают в поисках более комфортных условий для жизни. Так что проблема кадров у нас существует.
В людях больше всего ценю профессионализм и верность слову. Понимаю, что излом обстоятельств порой вынуждает руководителя к непопулярным шагам, но незыблемое правило: сказал – сделал вызывает в коллективе доверие и стремление всегда поддержать в работе.
Как сложилась Ваша личная жизнь? Кто Вас поддерживает и вдохновляет в жизни?
– В личной жизни мне очень повезло. Я встретил свою будущую супругу в г. Хабаровске в 1978 году, был в командировке, вертолет МИ-4 изучал. Мы познакомились и сразу стало понятно, что это судьбоносная встреча. Через некоторое время моя избранница согласилась выйти замуж за меня. Мы живем в согласии и взаимопонимании, у меня две дочери, уже взрослые, но пока одна внучка. Надеюсь, что буду дедом, богатым на внуков.
Я стараюсь помогать людям, быть им полезным. Наверно, это связано с некоторыми моментами моей жизни, о которых все же не расскажешь в интервью. Всегда и во всем чувствовал поддержку людей. Самое ценное для меня: это дети — не могу смотреть, когда дети обездоленные; старики – одинокие. Там, где я могу оказывать какую‐то помощь – оказываю. И самое главное, мое осознание веры. Мне не хочется соглашаться с тем, что от взрыва Вселенной могла образоваться жизнь. Может я идеалист, но я верю, что за этим стоял Творец, который создал этот прекрасный мир, в котором все сбалансировано. Думаю, что библейские заповеди дали возможность обществу формироваться как социальное, разумное объединение людей.
P.S. Интервью с Петром Феофановичем было записано по телефону. Глава аэропорта «Оха» собирался в очередную командировку, и это обстоятельство лишило нас личной встречи, о чем мы сожалели не раз во время этой беседы. С первых минут разговора почувствовалась необыкновенная легкость в общении c этим человеком. Казалось бы, только добрый друг, звонка которого ждешь всем сердцем, может вызывать такое чувство радости – этот стереотип Петр Феофанович разрушил сразу. Настроение в ходе интервью мгновенно взлетело на волну необъяснимого позитива! Вообще, глава самой северной воздушной гавани острова сознательно рушил наши стереотипы в процессе беседы. Например, о том, что трудно быть жестким руководителем и одновременно — неисправимым романтиком. Ведь одно качество обязательно будет мешать другому! Пережить колоссальные трудности и горечь предательства, но при этом любить весь мир, не помня и не держа зла. Откуда берутся у этого человека силы неутомимо делать этот мир лучше? Проще простого «перевести стрелки» на любящую семью, которая действительно является крепким тылом Петра Феофановича и поддерживает его всю жизнь. На этом бы и остановиться. Однако, это только вершина айсберга. Гораздо глубже в нем врожденная сила – бесстрашно заслонять людей от несправедливости, отчаяния и опустошения; с завидным постоянством всегда протягивать руку помощи нуждающемуся. По словам главного врача Охинской центральной районной больницы, Владимира Розумейко, Петр Тарасюк готов помочь даже тем, кого лично не знает. Коллеги и друзья считают главу аэропорта «Оха» обязательным и очень доброжелательным человеком. Заместитель генерального директора по наземной работе – начальник летной службы АО «АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ АВИАШЕЛЬФ», Ярослав Пархомюк отмечает среди личных качеств Петра Феофановича: редкую порядочность, умение быть настоящим другом, и совершенный профессионализм в работе. Начальник производственного управления АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» Роман Тучин, в прошлом коллега по другому северному сахалинскому аэропорту «Ноглики», вспоминает нелегкие времена двухтысячных годов, когда при постоянном дефиците денежных средств и отсутствии какой‐либо поддержки малых аэропортов, но благодаря взаимовыручке, обмену информацией и опытом между руководителями, были сохранены все аэропорты Сахалина. И в этом очень большая заслуга Петра Тарасюка, как профессионала высокого класса.
Благодаря активной жизненной позиции, опыту работы в суровых условиях северного Сахалина и бережному отношению к землякам‐сахалинцам глава филиала «Аэропорт Оха» Петр Тарасюк снискал заслуженный авторитет и уважение среди людей. Весь большой коллектив объединенного авиапредприятия, земляки и соратники желают Петру Феофановичу дальнейшей плодотворной работы на благо сахалинцев и курильчан, а также реализовать свою давнюю мечту: построить новый аэродром в городе Оха.
Фото аэровокзала аэропорта «Оха» (2017)
Пресс‐центр благодарит газету «Сахалинский нефтяник», а также Сергея Красноухова за предоставленные фотографии