В авиации нет мелочей. Как управляют безопасностью полетов в аэропорту «Южно‐Сахалинск»
Современную жизнь сложно представить без авиации. Ежедневно в небо поднимаются тысячи самолетов для того, чтобы как можно быстрее и удобнее доставить людей из одной точки мира в другую. Согласно статистике воздушный транспорт является самым безопасным из имеющихся, однако каждый день в мире происходят авиационные происшествия. Сколько существует авиация, столько авиаторы и ищут ответы на вопрос, как избежать и предотвратить возможные происшествия и повысить безопасность полетов. Для этого в каждой воздушной гавани работает настоящая команда профессионалов.
В АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» эта сфера деятельности поручена заместителю генерального директора по безопасности полетов Андрею Ивановичу Кулигину. Свои первые шаги в авиации Андрей Иванович начал в 1980 году с должности авиатехника и прошел долгий путь становления в качестве авиационного специалиста высокого уровня. Обладая огромным опытом в этой сфере деятельности, Андрей Кулигин начал заниматься вопросами безопасности полетов в авиакомпании «Сахалинские авиатрассы», позже возглавив это направление в аэропорту «Южно‐Сахалинск». О том, чего стоит опасаться на аэродроме и как эффективнее выстроить работу по управлению рисками, Андрей Иванович рассказал пресс‐центру предприятия.
Инспекция по безопасности полетов. Ключевые задачи
Деятельность по обеспечению безопасности полетов в аэропорту «Южно‐Сахалинск» ведется на протяжении многих лет. С приходом Андрея Ивановича в аэропорт эта работа вышла на новый уровень – в 2013 году Инспекция по безопасности полетов (ИБП) на предприятии стала отдельным подразделением. Задачи, которые ставятся перед аэропортом, выполняются в полном объеме, но время не стоит на месте, и к обеспечению безопасности предъявляются все новые требования. Несмотря на то, что требования к функционированию Системы управления безопасностью полетов (СУБП) в авиации были установлены Международной организацией гражданской авиации ИКАО в 2007 году, окончательные требования к наличию СУБП у операторов аэродрома были определены в Федеральных авиационных правилах в 2015 году.
Специалисты Инспекции по безопасности полетов – это, в основном, бывший летный состав: летчики, механики, бортинженеры, штурманы. Они проходят подготовку в части расследования авиационных инцидентов, а раз в три года повышают квалификацию в Московском государственном техническом университете гражданской авиации. В ближайших планах руководства АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» обучить всех специалистов Инспекции по программе «Подготовка государственных инспекторов».
«Главная цель подразделения – предотвращение авиационных происшествий в зоне ответственности аэропорта. Если говорить о том, как изменилась работа в этом направлении, то раньше существовала масса нормативных документов, самолеты летали, но, так или иначе, авиационные события происходили. По каждому событию проводилось расследование: находились виновные, выяснялась причина, издавались рекомендации. Другими словами, раньше работали «до отказа», пока что‐нибудь не случится. В ходе развития этого вида деятельности стало понятно, что безопасность мало обеспечивать, ею необходимо управлять, вследствие чего была внедрена Система управления управления безопасностью полетов», – рассказывает Андрей Кулигин.
Система управления безопасностью полетов
В основе СУБП лежит ряд факторов опасности, определив которые, и оценив степень их влияния на безопасность полетов, появляется возможность настраивать и регулировать все процессы в аэропорту, обеспечивая их безопасность.
Эксперты считают, что снижение аварийности требует новых подходов и системных мероприятий, которые должны осуществляться в форме управления безопасностью полетов и созданием системы управления безопасностью конкретного полета в ходе его выполнения.
СУБП дает организациям гражданской авиации возможность прогнозировать и устранять проблемы до того, как они приведут к авиационному событию. Для этого специалисты Инспекции по безопасности полетов разрабатывают комплекс мероприятий по минимизации рисков. Но перед этим стоит определить факторы, создающие угрозу безопасности полетов в гражданской авиации.
Факторы опасности
Одним из главных факторов опасности является живая природа. Как только представители фауны начинают воздействовать на авиационную систему (появляются в зоне ответственности аэродрома), они начинают представлять собой угрозу полетам. По статистике столкновение с птицами – одна из наиболее частых причин аварий воздушных судов.
Немаловажный фактор – метеорологические условия. Как правило, это сильный боковой ветер и низкая видимость. Ветер, движущийся параллельно взлетно‐посадочной полосы (ВПП), является плюсом для движения воздушного судна: экипажем выбирается нужный курс, самолет взлетает, его разбег становится короче, а подъемная сила увеличивается. Но как только ветер меняет направление и становится боковым, ситуация усложняется. Так же дело обстоит и с низкой видимостью (в туман, снег или дождь).
Пассажирам очень важно с пониманием относиться к любым задержкам рейсов из‐за погодных условий: все делается исключительно в их интересах. Экипаж воздушного судна никогда не станет рисковать здоровьем пассажиров и своим здоровьем, если метеоусловия не соответствуют допустимым.
Среди существующих факторов опасности, отмечает Андрей Кулигин, ремонтно‐строительные работы на аэродроме. Так, во время реконструкции ВПП в 2016 году, методом расчета специалисты АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» определили, что последняя укладка асфальта должна происходить не менее чем за три часа до взлета воздушного судна – именно столько времени необходимо для того, чтобы асфальт набрал прочность и готов был принять нагрузку от самолета. Кроме того, потенциальной угрозой является нахождение транспорта или рабочих на ВПП в то время, когда строительные работы уже должны быть завершены.
Четвертый фактор – человеческий, пожалуй, является ключевым. В последние годы значительные усилия были направлены на изучение причин происшествий в авиации. Общепризнанным является тот факт, что большинство происшествий обусловлено ошибками человека, являющегося последним звеном в цепочке факторов, которые приводят к авиационным происшествиям.
Инспекция по БП выявляет факторы опасности, после чего в задачи инспекторов входит оценка возможных рисков. Их оценивают по двум параметрам: как часто может проявиться фактор опасности, и какими могут быть его последствия.
Не обеспечивать, а управлять
«100% безопасности можно обеспечить только в одном случае – прекратить все полеты. А пока самолеты летают – инциденты могут случаться, но в наших силах уменьшить их количество», – считает Андрей Кулигин.
Для наглядности существует простая схема: если за месяц может произойти, к примеру, 10 авиационных событий, то при управлении рисками их частота сокращается до одного‐двух. Современная философия в области безопасности полетов гласит: «Если мы предвидим опасность – мы можем ее предотвратить».
Как оцениваются риски? Проводится исследование на частоту проявления фактора опасности и последствий, которые он за собой несет. После сбора информации об авиационном событии проводится анализ условий его возникновения. К примеру, риск от столкновения с птицами очень высок. После очередного проведенного в аэропорту «Южно‐Сахалинск» исследования была усилена группа по орнитологическому обеспечению полетов, закуплены и установлены биоакустические установки, отпугивающие птиц от аэродрома, – комплекс этих мероприятий дает гарантию, что риск столкновений птиц с воздушными судами минимизируется.
Инспекция по безопасности полетов является инициатором того, чтобы руководители служб, обеспечивающих полеты в аэропорту «Южно‐Сахалинск», проходили специальную подготовку по управлению рисками. Это аэродромная служба, координационно‐диспетчерский центр, службы авиационной безопасности, поискового и аварийно‐спасательного обеспечения полетов, орнитологического и электросветотехнического обеспечения полетов.
Но, как известно, аэропорт не может работать без авиакомпаний. В том числе, в вопросе обеспечения безопасности полетов воздушных судов. В этом аспекте между авиапредприятиями проходит планомерная работа, направленная на достижение единой цели.
Аэропорт и авиакомпании. Взаимодействие в вопросе безопасности полетов
Регулярное взаимодействие по вопросам безопасности полетов в аэропорту «Южно‐Сахалинск» проходит с базовой авиакомпанией «Аврора». В авиакомпании также существует профильная инспекция. Инспекторы АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» систематически опрашивают авиакомпании и Сахалинский центр по организации воздушного движения на предмет нарушений и пожеланий к эксплуатации аэродрома. Кроме того, на предприятии действует система добровольных сообщений. С ее помощью любой сотрудник из числа авиаперсонала может сообщить руководству о внутренней проблеме. В авиации нет мелочей. Даже маленький камень, лежащий в неположенном месте, может привести к самым серьезным последствиям. Поэтому руководство аэропорта призывает авиационный персонал относиться к своей работе как можно ответственнее.
Что касается других авиакомпаний, летающих на Сахалин, то их представители регулярно прилетают в Южно‐Сахалинск с аудиторскими проверками. Кроме того, в аэропорту существует Комиссия по безопасности на взлетно‐посадочной полосе, куда также входят представители авиакомпаний, воздушной гавани и Сахалинского центра ОВД. Комиссия решает проблемы, связанные с обеспечением безопасности на ВПП, составляются планы и комплекс мероприятий. Заседания проходят не реже двух раз в год.
Планы Инспекции
Специалисты АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» регулярно обмениваются опытом с представителями других российских аэропортов и охотно делятся своими наработками в вопросах обеспечения безопасности полетов. Созданное Андреем Кулигиным Руководство по управлению безопасностью полетов АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» (2016 г.) Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) рекомендует для использования другим аэропортам как типовое.
В планах Инспекции по безопасности полетов создание на предприятии аналитической группы, деятельность которой заключается в анализе выявленных факторов, оценке рисков и оказании методической помощи структурным подразделениям в области управления рисками. Аэропорт активно развивается, необходимость в этом есть. «Самое главное, что в вопросах управления безопасностью у нас есть понимание с руководством предприятия, поэтому реализация намеченных планов – вопрос только лишь времени», – резюмирует Андрей Кулигин.
В конце 2016 года в состав АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» вошли аэропорты «Оха», «Шахтерск», «Ноглики». Политика в области безопасности полетов применяется к аэропортам‐филиалам также как и к головному предприятию. В июне 2017 года состоялась очередная командировка специалистов предприятия в филиалы, где в том числе, были проведены встречи с персоналом, занимающимся вопросами безопасности полетов.
В перспективе подобные выезды в аэропорты Сахалина, в рамках которых будет оценено функционирование системы безопасности полетов и системы качества, будут осуществляться два раза в год. Специалистам будут оказаны необходимые консультации и методическая помощь. Персонал, занимающийся управлением безопасности полетов, имеет большой опыт в авиации и заинтересован в его развитии. Стоит отметить самое главное, внутри предприятия есть общее понимание в этом вопросе.
Кроме того, компании, с которыми АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» сотрудничает напрямую, отмечают положительную тенденцию в снижении различных инцидентов, в том числе, это авиакомпания «Аэрофлот».
В ближайших планах – совместная работа в едином ключе по оценке и минимизации рисков.
Статистика показывает, что внедрение Системы управления безопасностью полетов на предприятии имеет гарантированную эффективность. В том числе, благодаря проделанной в этом направлении работе, у предприятия стало гораздо меньше замечаний от надзорных авиационных органов. Прошлой зимой аэропорт «Южно‐Сахалинск» проходил очередную сертификацию аэродрома, в рамках которой по системе управления безопасностью полетов вопросов и нареканий не возникло.
Внедрение СУБП дает свои плоды. При грамотном подходе руководства, меняется отношение людей к выполнению своих функциональных обязанностей, осуществляется серьезная пропаганда безопасности среди персонала. Как следствие тому – снижение количества авиационных инцидентов, резюмирует Андрей Кулигин.