«Южно‐Сахалинск. Аэропорт. Воспоминания»: 2 декабря 2016 года. Заместитель генерального директора АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» по безопасности и качеству полетов Андрей Кулигин: «Я – человек команды»
В авиацию приходят по‐разному. Кто‐то гордо продолжает семейную династию, кто‐то с детства грезит небом… Случайных людей в этой отрасли нет. Сегодняшний герой проекта «Воспоминания» Андрей Кулигин всю свою сознательную жизнь посвятил авиации. Он прошел путь от бортмеханика до заместителя генерального директора АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск». Сегодня Андрей Иванович курирует одно из ключевых направлений деятельности предприятия – обеспечение безопасности и качества полетов.
– Я «заболел» небом еще в школе. Будучи мальчишкой, восхищался нашим соседом до дому, вернее, его формой. Был у нас такой, как сейчас помню, курсант Коля Малинин. И тогда я твердо решил, что буду тоже носить такую же форму. Ну, конечно, одного этого желания для поступления в специализированное учебное заведение было недостаточно. Напряженно готовился и в середине 70-х годов я поступил в Троицкое авиационное училище на южном Урале. Закончил его с отличием, получив диплом авиационного техника по самолетам и двигателям. По распределению вернулся на родной Сахалин, хотя на правах отличника, я мог выбирать, в каком регионе начать свою профессиональную деятельность. Но не стал этого делать, сильно хотелось домой. 5 марта 1980 года я пришел в южно‐сахалинский аэропорт, – делится воспоминаниями Андрей Иванович.
Аэропорт «Южно‐Сахалинск», Ил-14, 1983 г.
Проработав на предприятии четыре года, наш герой повысил квалификацию, переучился на бортмеханика и стал летать на АН-24 и АН-26. Кстати, в это время познакомился со своей будущей женой Евгенией – она была стюардессой. А с начала девяностых Андрей Иванович Кулигин работал старшим бортинженером в частной грузовой компании.
Супруга Андрея Ивановича — Евгения Геннадьевна Кулигина, Южно‐Сахалинск, 1985 г.
Андрей Кулигин (бортовой механик), Игорь Трифанов (штурман), Валерий Пак (командир воздушного судна), Виктор Каверин (второй пилот), 1989 г.
– Я объездил весь мир. Не был только в Антарктиде, да в Австралии, – улыбается мой собеседник. – Хорошо помню свой первый заграничный вылет. Кстати, тогда, в начале девяностых, именно наш экипаж открывал рейсы с Сахалина на Аляску в США. 91-ый год. Март месяц. Мы летим по маршруту «Южно‐Сахалинск – Оха – Анадырь – Анкоридж». В Анадыре – жуткий холод и снег, а там тепло. И чисто! Это первое, что поразило меня. Два дня мы пробыли в Анкоридже. После этого я объездил десятки стран, но этот первый полет заграницу навсегда останется в моей памяти. Но скажу, что частые полеты – это не всегда романтика и радужные воспоминания. Это тяжелая и напряженная работа. Бывали периоды, когда я в небе проводил больше времени, чем дома на земле с семьей. Были и отказы двигателей, и командировки в «горячие точки». 1994-й год. Именно мой экипаж первым вывез наш сахалинский отряд ОМОН в Чечню. Помню, садимся в Моздоке. Выгрузились. И тут начался обстрел. Не рядом с нами, а где‐то далеко. Мы тогда, по неопытности своей решили, что это свадьбу где‐то играют. А все оказалось иначе и гораздо серьезнее: нам долго не давали вылет. Была большая вероятность, что боевики предпримут попытку сбить самолет. Благо, с нами тогда пассажиром летел военный летчик. Его советы оказались бесценными. По его наставлению мы вышли на полосу, погасили свет и, максимально разогнавшись, взмыли в небо. «Если пять тысяч наберете, считайте – повезло», – эти его слова, можно сказать, спасли нас. Мы благополучно взлетели. Потом, конечно, еще неоднократно летали на Северный Кавказ, и всегда добрым словом вспоминали того нашего наставника, – рассказывает Андрей Кулигин.
Первый чартер в США (Анкоридж) на Ан-24 – Николай Жуйков, Михаил Саватеев, Василий Ильин, Андрей Кулигин, 1991 г.
«Горячие точки», рейсы в Европу, Азию… Авиации Андрей Кулигин посвятил более 30 лет. Будучи старшим бортмехаником, на земле он контролировал процессы и качество подготовки воздушного судна к полету, а в небе следил за бесперебойной работой всех систем и двигателей самолета.
– У меня на ИЛ-76 командиром был Сергей Крысов, я его очень уважаю и по сей день. Он говорил так: «На ИЛ-76 летают двое: пилот и бортинженер. А самолет – это уже третий». Мы все были одним единым целым.
Умение работать в команде, грамотно расставлять приоритеты и четко следовать поставленной цели пригодились Андрею Кулигину, когда в 2013 году он перешел на работу в южно‐сахалинский аэропорт и возглавил новую структуру – инспекцию по безопасности полетов. В 2016 году продолжил курировать данное направление деятельности предприятия уже на посту заместителя генерального директора.
Андрей Кулигин, Владимир Рыкунов, Андрей Сокол, Ил-76, Генуя (Италия), 1998 г.
– Помимо инспекции, в моем подчинении находятся еще два отдела: наземно‐штурманского авиационного обеспечения, а также отдел качества и сертификации. Время не стоит на месте и сейчас к предприятиям гражданской авиации предъявляется масса требований, как на общероссийском, так и международном уровнях. Наше ключевое направление – внедрение системы управления качеством. Все должно быть упорядочено. Это не наша прихоть, а современные реалии. И параллельно мы работаем с системой безопасности полетов. Значимость системного подхода сложно переоценить. Он дисциплинирует каждого сотрудника – от специалиста до руководителя, для всех разработаны четкие алгоритмы действий. Основная задача меня и моих подчиненных – не допустить происшествий. На мой взгляд, у нас на достаточно высоком уровне налажен инспекторский контроль. Мы выявляем факторы опасности, просчитываем риски, детально разбираем каждую потенциально‐опасную ситуацию, чтобы свести к минимуму возможность возникновения авиапроисшествия. Мы контролируем выполнение ряда норм и требований всеми службами и структурами, сотрудники которых задействованы в организации полетов. Следим, чтобы действия специалистов не противоречили воздушному законодательству. Каждому пассажиру знакома ситуация, когда после посадки к самолету съезжаются машины, автобусы, туда‐сюда снуют люди, что‐то проверяют. На первый взгляд все это кажется хаосом. Но на самом деле – это четко организованная работа и порядок. В конце концов, от последовательности действий всех служб зависит безопасность сотен человек. И наша задача – все эти действия контролировать, – подчеркивает Андрей Кулигин.
Нынешний 2016 год для всех структур предприятия был особенным. С мая по ноябрь велась реконструкция среднего участка взлетно‐посадочной полосы. Работы, отмечает Андрей Кулигин, было много, но это тот случай, когда важен результат.
– Я считаю, что у нас все получилось! Работа была проведена на очень высоком профессиональном уровне. Перед тем, как приступить к реконструкции, был выполнен ряд мероприятий в плане обеспечения безопасности. А именно – разработаны схемы движения для транспорта компании‐подрядчика, ведущего работы, проведены инструктажи, разработаны схемы дополнительного контроля и многое другое. Сейчас перед нами также стоит ряд задач, выполнение которых положительно скажется на развитии предприятия в целом. Это – объединение аэропортов Сахалина и Курил, там также необходимо развивать и совершенствовать подходы к организации качественной и безопасной работы. Будем работать индивидуально с каждым из них, – отмечает Андрей Кулигин.
В ходе интервью мой герой неоднократно подчеркивает, в его работе главное – сохранять командный дух. Требовательный и грамотный руководитель, Андрей Кулигин четко придерживается принципа: работа без желания и интереса заведомо обречена на провал и не принесет результата.
– Я не терплю лжи и осознанного бездействия со стороны подчиненных. Это когда человек не то, чтобы не может, а просто не хочет выполнять свою работу. Но, мне повезло – у меня прекрасные сотрудники. Почти все – бывшие летчики, есть даже два командира ВС. Их опыт – бесценен. Да я и сам не упускаю ни единой возможности повысить свою квалификацию – постоянно учусь чему‐то новому. Мне все интересно. Тридцать лет я видел разные аэропорты из кабины самолетов, знал, что есть какие‐то службы, чем‐то они занимаются, но все они работали на нас, на экипаж. А сейчас сам оказался по ту строну авиационного процесса, – завершает Андрей Кулигин. – И каждый день, наблюдая за взлетами и посадками воздушных судов, я ловлю себя на мысли, что мой труд не напрасен. Это и дает силы для дальнейшей работы в авиации. Сфере, которую если полюбишь, то это уже навсегда.
Своим мнением об Андрее Кулигине поделился Юрий Ростиславович Рай, начальник отдела сертификации авиакомпании «Аврора»: С Андреем Ивановичем мы знакомы с начала 1980-х годов. С 1992 года мы вместе работали в частной компании, летали на самолете ИЛ-76. Он в то время работал бортинженером, а я бортрадистом. В одном экипаже мы проработали практически десять лет. А потом мы вместе летали на самолете АН-12 в авиакомпании «Сахалинские авиатрассы». После летной работы Андрей Иванович работал начальником службы качества в авиакомпании «САТ». Помню, ему наперебой звонили сотрудники разных служб, обращались за консультациями, Андрей Иванович мог ответить на все вопросы из любой сферы, как справочное бюро. Затем он перешел работать в аэропорт начальником инспекции по безопасности полетов, а сейчас уже заместитель генерального директора. У меня об Андрее Кулигине только самые теплые воспоминания, видимся сейчас редко. От себя точно могу сказать, что Андрей Иванович очень грамотный специалист и хороший руководитель.
Екатерина Каширина