Южно‐Сахалинск. Аэропорт. Неделя воспоминаний.
Заместитель генерального директора по административной работе и управлению персоналом Тамара Грачева: «Я бросила вызов самой себе»
В конце 70-х начале 80-х годов прошлого столетия многие пассажиры и сотрудники южно‐сахалинского аэропорта могли наблюдать одиноко сидящую в зале ожиданий девушку. Нет, она никуда не улетала и никого не провожала. Скорее встречалась. Со своей (тогда еще такой далекой и, на первый взгляд, несбыточной) мечтой, ставшей впоследствии делом всей жизни. Эта девчонка – Тома Астахова – человек, с чьим именем неразрывно будет связана судьба аэропорта последних трех десятилетий. Но, обо всем по порядку.
18 лет.
– Я родилась и выросла в Южно‐Сахалинске, в Черемушках. Моя семья никоим образом не была связана с авиацией. Мне легко давались языки, и все видели меня только будущей студенткой института иностранных языков, причем в любом городе. Я и сама была не против – усиленно готовилась к поступлению, ходила на курсы. Но, все изменилось в один миг. Когда мне на глаза попался очередной выпуск популярного у советской молодежи журнала «Костер». В журнале была статья об авиаторах, стюардессах, самолетах. Эти несколько абзацев журнального текста перевернули всю мою жизнь. В то время мои сверстники увешивали стены комнат плакатами с артистами, а у меня все было в самолетах, — рассказывает Тамара Грачева.
Сиюминутно распрощавшись с планами об «инязе», она решила штурмовать не учебное заведение, а аэропорт. Вчерашней школьнице, молодой неопытной девчонке с 10-ю классами образования — это было непросто. Сначала в аэропорт не брали людей младше 18-ти лет, затем возрастной ценз увеличили до 19-ти. Не привыкшая пасовать перед трудностями, Тамара Грачева бросила вызов. Прежде всего, самой себе.
– Я решила во что бы то ни стало работать в аэропорту. На любой должности. Только чтобы быть ближе к небу и авиации. Иду работать в пединститут, понимая, что все это временно. А в свободное время садилась в автобус № 108 «Вокзал‐Аэропорт» и ехала в Хомутово. Там, сидя в аэровокзале, украдкой наблюдала за всем, что происходит. Я знала, во сколько и откуда прилетает каждый рейс, мне были знакомы в лицо все стюардессы. Пробегающая мимо девушка — бортпроводник Татьяна Шадрина (ныне начальник бортпроводников в компании «Аврора» Татьяна Александровна Головачева). Девчонок видела тех, с которыми потом и работала. Они, словно совершенно из другого мира, стоят у стойки регистрации, а я, такая вся земная и обычная, сижу. Нас разделяют буквально несколько метров (я слышу, как они разговаривают, секретничают). Но, куда мне до них? Сердце кровью обливается. Я посижу, встану и еду на своем 108-м обратно домой. И так почти каждый день. Помните, у Кикабизде песню «Проводы любви»? Там есть куплет: «По аэродрому, по аэродрому, лайнер пробежал, как по судьбе». Я слушала ее и ревела. Мама думала, что у меня несчастная любовь. Любовь и правда была. К авиации. И на тот момент – пока еще неразделенная.
Тамара считала дни до своего 19-летия. Официально перешагнув возрастной рубеж молодая девушка (тогда еще Астахова), помчалась проходить медкомиссию. Мечта стать бортпроводником никогда не была так близка. Но, сбыться ей было не суждено. От волнений и переживаний у девушки участилось сердцебиение. С катастрофичным диагнозом «тахикардия» она сошла с конкурсной дистанции. Не привыкшая отступать, Тамара пошла «ва‐банк». Помогли ставшие уже знакомыми молодые сотрудники службы перевозок.
1982 год.
Надежда Васильевна Столпченко, Чеслава Степырева, Вера Федоровна Осадчая, Баджат Хадуева, Галина Ароновна Лискина, Людмила Николаевна Петрова, Тамара Владимировна Грачева, Вера Михайловна Багаева. 1982 года.
– И они приводят меня к человеку, который потом сыграет в моей профессиональной жизни одну из самых главных ролей. Это начальник службы организации перевозок – Анна Касимовна Пятышина. Профессионал своего дела, она пользовалась заслуженным авторитетом. Ее побаивались и уважали. Смерив меня взглядом, она спрашивает меня: «Ты, правда, хочешь работать? Есть у меня должность – самая низшая – приемка и сдача багажа. Еще ниже – только уборщицы. Подумай». А что тут думать? Я уже все решила, – рассказывает наша собеседница.
В апреле 1981 года Тамара Астахова начинает официально работать в аэропорту. Здесь же встречает и своего будущего мужа – второго пилота гражданских судов Александра Грачева. Поступает на заочное отделение Ленинградского авиационно‐технического училища гражданской авиации (ЛАТУГА).
Свадьба Тамары и Александра Грачевых, 18 июня 1982 год.
Александр Грачев, Георгий Тимофеевич Грачев
Александр Курьянович, Александр Грачев (командир воздушного судна Ан-24), Олег Бублик, Андрей Баханов
– Я хорошо помню своего самого первого пассажира. Это был мужчина. И вот я, еще вчера сидевшая на скамейке и молча наблюдавшая за всем, что происходит в этом зале, сама оформляю багаж. Это было что‐то невероятное! Вообще, в те времена все было по‐другому. Это сейчас автоматизировано: электронные весы, транспортерная лента. А раньше багаж взвешивали на механических весах, а дальше вручную грузили на тележки и везли. И так всю смену. Есть грузчик – хорошо, поможет. Нет – все сама.
В начале 1982-го судьба преподносит нашей героине неожиданный подарок. На Дальнем Востоке стартует региональный этап всесоюзного конкурса профмастерства «А ну‐ка, девушки!». Коллеги юной Томы ехать отказываются наотрез. Решительная Грачева набралась смелости и предложила свою кандидатуру.
Телеграмма Александра Грачева
– Решение послать на конкурс меня Анна Касимовна Пятышина приняла, скорее всего, от безысходности. Пусть хоть кто‐то, но едет. Я поехала и… вернулась с победой. Первое место! Затем, в Киеве, был всесоюзный этап. Там, из 26-ти участниц я (не проработавшая еще и года!) заняла 13-е место. Вообще, эта поездка в Киев была в каком‐то смысле судьбоносной. Мне так понравился город: эти белоснежные хатки, широкие проспекты, невероятной красоты церкви и соборы, что я дала себе обещание вернуться сюда. И вернулась. Поступив в киевский институт гражданской авиации по специальности «Экономика и организация работ на воздушном транспорте».
Александра Панкова и Тамара Грачева 1986 год.
Газета МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ — 7 апреля 1982 года.
А дальше, действительно, покатилось. В 22 года Тамара, теперь уже Грачева, становится диспетчером по центровке воздушных судов, а через год — исполняющим обязанности начальника смены. Небывалый карьерный взлет по тем временам! В подчинении – 40 человек. Ее верный ангел‐хранитель, ее наставник и цензор Анна Касимовна не ошиблась. Тамара Владимировна стала образцовым руководителем. Высочайший профессионализм и строгость она сочетала с лучшими человеческими качествами – отзывчивостью и готовностью прийти на помощь в трудную минуту.
Тамара Владимировна Грачева, начальник отдела перевозок, 1998 год.
– Помню 90-е годы. Тяжелое и страшное время, когда мы сделали, казалось, невозможное – сохранили коллектив. Поддерживали друг друга как могли. До сих пор мурашки по коже от воспоминаний тех лет, когда мои сотрудники (а это в основном мужчины, 130 человек, самая большая служба!), отказываясь от обедов в столовых, отоваривали на предприятии талоны и несли еду своим детям. Хочу добавить, что мне очень повезло на учителей. Ими были известные и заслуженные люди предприятия: Анатолий Александрович Королев, Раис Рашатович Сагитов, Игорь Витальевич Молчановский, Анна Касимовна Пятышина, Сталий Энгельсович Коняшов, Эльвира Петровна Янушевская. Примером всегда являлся Георгий Тимофеевич Грачев – человек слова, порядка и чести. Вообще четкость и слаженность в работе, строгая дисциплина и чувство особой ответственности всегда были присущи труженикам авиации, – рассказывает Тамара Владимировна.
Сталий Энгельсович Коняшов, Тамара Владимировна Грачева, Любовь Ивановна Чернова, Василий Трофимович Билык.
Юрий Владимирович Коток, Никита Сергеевич Полонский, Тамара Владимировна Грачева, три мужчины‐водителя, Алла Анатольевна Шевченко, Татьяна Николаевна Мельникова, Сергей Александрович Бургов (снизу).
Мельникова Татьяна Николаевна, Любовь Ивановна Чернова, Грачёва Тамара Владимировна. 1 Мая 2014 год.
В этом году наша героиня отметила 35-летие трудовой деятельности в аэропорту. Сейчас Тамара Грачева – заместитель генерального директора по управлению персоналом и административной работе. В зрелом возрасте получила второе высшее образование – с красным дипломом закончила Сахалинский государственный университет по специальности «Государственное и муниципальное управление». Сейчас, занимаясь управлением персоналом головного предприятия, Тамара Владимировна ежедневно отдает частичку самой себя каждому из них.
– Бывает, приду домой, не чувствую ни ног, ни рук от усталости. Анализирую прожитый день, в голове помечаю, что сделано, что нет. И ловлю себя на мысли: «Боже! Я такая счастливая! Я занимаюсь делом, которое люблю всю свою жизнь!».
День рождения аэропорта Тамара Владимировна встретит на своем рабочем месте. Для нее это – один из самых любимых и долгожданных праздников. И в преддверии 71-й годовщины со дня основания главной воздушной гавани Сахалина и Курил она поздравляет всех бывших и настоящих сотрудников предприятия:
Дорогие друзья!
Поздравляю коллектив аэропорта «Южно‐Сахалинск» с Днём Рождения нашего предприятия!
Пусть ваше здоровее будет крепким,
Вести – добрыми,
Решения – верными,
а перемены – только к лучшему!
Спасибо всем вам за то, что вы делаете! Для меня дорог каждый из вас! Работайте на благо нашего аэропорта, верьте в себя и, конечно же, мечтайте! Мечты имеют одно удивительное свойство – они сбываются!»
Фото из личного архива:
P.S. Можно долго говорить о достоинствах Тамары Владимировны, перечисляя профессиональные и личные заслуги. Самое главное качество, которое отмечают сослуживцы — это ее бесконечная вера в доброе и светлое в каждом человеке, повстречавшемся на ее пути. Умение расправить крылья каждому и искренне пожелать человеку самых высоких достижений! При этом Тамара Владимировна обладает железной дисциплиной, ответственностью за каждое порученное дело и за тех людей, которые идут рядом с ней по судьбе. Красной нитью через всю ее жизнь проходит неповторимое женское обаяние, некий шарм в каждом движении и умение всегда быть на высоте!