12 июля 1973 года по решению Совмина СССР в министерстве гражданской авиации было создано Управление режима. Основная задача этого подразделения заключалась в создании системы, позволяющей эффективно решать задачи по своевременному предупреждению и пресечению незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. В этот период времени были разработаны первые нормативные документы, регламентирующие процедуру досмотра пассажиров, соответствующие предписания по предотвращению преступных захватов и угонов воздушных судов. Усиленные меры по охране авиационной техники и особо важных объектов гражданской авиации, защита государственной тайны, внедрение технических средств досмотра в эксплуатацию в аэропортах составили далеко не полный перечень задач созданных служб авиационной безопасности (САБ).
За сорок с лишним лет ситуация в мире не стала утешительнее, угрозы безопасности в гражданской авиации стали изощрённее и приобрели значительные масштабы. Ярко выявилась необходимость инновационных технических решений, совершенствования профессиональной подготовки специалистов САБ. На повестке дня проблемные моменты законодательства в области транспортной и авиационной безопасности, обеспечения безопасности в гражданской авиации.
Служба авиационной безопасности аэропорта «Южно‐Сахалинск» была создана в 1994 году и сегодня является ключевым подразделением АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск». САБ осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с ФСБ России, МВД России, Управлением ведомственной охраны и Минтрансом России. Благодаря этому сотрудничеству за 6 месяцев текущего года пресечено 253 попытки проноса в воздушные суда опасных предметов и веществ, выявлено и изъято 60 единиц оружия и 35 единиц боеприпасов, 1167 единиц пиротехнических средств. В аэропорту «Южно- Сахалинск» ежедневно досматривается порядка 2000 пассажиров, покидающих остров, и на входных группах порядка 5000- 6000 человек. Служба работает в условиях постоянного напряжения, потому что не все пассажиры соблюдают инструкции и в результате усложняют процедуру досмотра. Профессиональная подготовка сотрудников САБ требует значительных усилий руководства:
– Серьезной текучки кадров у нас нет, на сегодняшний день. Сотрудники, если уходят, то в смежные структуры, как правило, это повышение. В определенных случаях мы расстаемся с человеком, понимая, что он не справляется, поскольку цепочка последствий может быть значительна. С точки зрения авиационной безопасности, для нас важно, чтобы кандидат на вакансию имел образование не ниже средне‐специального или технического, прошел воинскую службу. Принципиальный момент в том, чтобы у кандидата не было судимости, и он не состоял на учете в психиатрическом и наркологическом диспансере, отбор у нас очень жесткий, — делится своим мнением Ирина Рапацкая, начальник Группы перронного контроля и досмотра воздушных судов.
В будущем процедура приема на работу в САБ усложнится. Для того, чтобы принять человека, необходимо будет обратиться в специализированную организацию в Москве, которая проверит кандидата и даст заключение на предоставленный пакет документов. После этого, с привлечением специалистов, кандидат должен будет пройти обучение. В этом году на предприятии обучили 60 человек по транспортной и 90 человек по авиационной безопасности. В год тратится порядка 3 млн. рублей на обучение сотрудников. После того, как кандидат пройдет обучение, он должен дополнительно получить аттестацию от специализированной организации.
Оценивая работу САБ, генеральный директор АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» Никита Полонский прокомментировал важнейшее значение этого подразделения:
– По мере нарастания угроз международного терроризма и усиления внимания государства к антитеррористической защищенности объектов воздушного транспорта, увеличивается численность служб авиационной и транспортной безопасности и их функций. Практически, одна треть списочного состава нашего предприятия – это структуры, связанные с управлением авиационной и транспортной безопасностью. Понятно, что при этом необходимы не менее активные усилия по обслуживанию пассажиров, содержанию полосы, управлению автомобилями и многое другое.
Ежегодно и планомерно усиливаются меры защиты не только воздушных судов, но и всех объектов аэропорта от возможных актов терроризма. Его цель — воздействие на объекты транспорта с целью посеять страх и ужас в сердцах наших граждан. Противодействует этому наша самая большая структура — САБ, круглосуточно оберегая безопасность пассажиров. В этот профессиональный праздник важно сказать слова благодарности профессионалу, неравнодушному к своему делу и требовательному руководителю САБ – Евгению Дурневу, которого ценят не только у нас, но и в других предприятиях гражданской авиации региона. Под его руководством команда САБ образовала костяк надежных людей, для которых не существуют внешние обстоятельства, главное – выполнить задачу. Благодаря неиссякаемой энергии и грамотному подходу, САБ успешно достигает целей с минимальными затратами. Перспективная задача подразделения — поэтапное введение современной системы визуального наблюдения и технической охраны аэропорта. Итоговая задача — практически 100% контроль за всеми действиями, которые происходят в аэропорту, включая внутренние помещения аэровокзала, опорные точки, территорию аэродрома и его особо опасные объекты. Технические решения, которые мы внедряем сегодня, направлены на минимизацию человеческого фактора, поскольку абсолютно исключить его невозможно. Ежегодно приобретается достаточное количество техники для того, чтобы закрыть все входы и выходы, «узкие» места, в которых по нормативным требованиям эта техника должна присутствовать.
Помимо аэропорта «Южно‐Сахалинск», учитывая планы области по присоединению к нам всех аэропортов, сначала острова Сахалин, а затем и Курильских островов, была проведена огромная работа начальником управления по авиационной и транспортной безопасности Алексеем Титовым и руководителем САБ Евгением Дурневым по обследованию, изучению состояния авиационной и транспортной безопасности во всех имеющихся аэропортах острова Сахалин. На месте были определены сложные и проблемные участки, был составлен подробный отчет, что дает возможность, в последующем, по окончании присоединения, понять, как можно наладить работу в этих отдаленных аэропортах. Нагрузка сейчас на все службы, в том числе САБ, увеличится в связи с присоединением других предприятий в наш состав. Отмечу, что несмотря на то, что нам еще много рабочих вопросов предстоит решить на аэродроме «Южно‐Сахалинск», все же с «белыми пятнами», которые нам были до сих пор непонятны на территории сахалинской области, сейчас ведется наиболее серьезная, большая и интересная работа. Это перспективное направление создаст новые горизонты развития гражданской авиации на Дальнем Востоке и повысит инвестиционную привлекательность региона.
От души поздравляю всех сотрудников САБ с профессиональным праздником! Желаю успехов, благополучия и процветания!