Сотрудники пожарной охраны АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» отметят свой профессиональный праздник на боевом посту
30 апреля в России отмечается День пожарной охраны. История этого праздника берет начало в далеком 1649 году, когда царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Согласно этому документу, в Русском государстве вводилось постоянное, круглосуточное дежурство пожарных дозоров. И вот уже на протяжении четырех столетий профессия огнеборцев была и остается символом мужества, бесстрашия и отваги.
История создания в южно‐сахалинском аэропорту альянса службы поискового и аварийно‐спасательного обеспечения полетов (ПАСОП) и ведомственной пожарной охраны относится к 1997 году. Тогда в свет вышел приказ федеральной авиационной службы России о выведении из состава ВОХР пожарной охраны и возложении на службы ПАСОП аэропортов задач по организации противопожарного обеспечения полетов воздушных судов и объектов авиапредприятий. Сегодня, почти 20 лет спустя, штатная численность сотрудников ведомственной пожарной охраны АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» составляет 86 человек.
— Это количество пожарных‐спасателей строго регламентировано категорией аэропорта. Сегодня мы имеем 8-ю категорию по уровню требований пожарной защиты аэродрома (УТПЗ). Она зависит от того, какие воздушные суда здесь могут совершать взлет или посадку. Самый крупный сейчас – это работающий на московском направлении Боинг-777, способный принять на борт порядка четырехсот пассажиров. Летом прошлого года нашему аэропорту был выдан трехлетний сертификат Росавиации, дающий право ведения работ в части поискового и аварийно‐спасательного обеспечения полетов, — рассказывает начальник СПАСОП Николай Куликов.
Каждое дежурство сотрудников ведомственной пожарной охраны расписано буквально по минутам. Это выезды по учебной тревоге, пожарно‐строевая подготовка, регулярные теоретические занятия в учебном классе (в ходе которых прорабатываются и детально разбираются всевозможные сценарии возгораний как на воздушном судне, так и на территории аэропорта), практика на тренировочном полигоне. Но обо всем по порядку.
Как признается начальник ведомственной пожарной охраны Леонид Онищук, и люди и техника 24 часа в сутки находятся в состоянии повышенной готовности. С 07.00 утра и до 19.00 на боевом посту постоянно дежурят 16 человек, ночью – 12.
– Согласно нормативам, в случае чрезвычайной ситуации мы должны быть в конце торца взлетно‐посадочной полосы (а ее протяженность, напомним, 3400 метров) спустя 180 секунд после получения вызова. За эти три минуты (!) пожарные должны собраться, прибыть на место и начать ликвидацию возгорания. Но потушить воздушное судно – задача не из легких. Самолет может еще находиться в движении – мы обязаны будем работать прямо на ходу. А если это крупный лайнер – там может быть и 20 и 30 тонн топлива! Потому машины у нас отличаются от городских автоцистерн. Наши больше, вместительнее. Если в городских емкость — 6–7 тонн, то у нас и 12–13 тонн, — рассказывает Леонид Онищук.
Кстати, о технике. В последнее время парк пожарных машин южно‐сахалинского аэропорта постоянно обновляется. Сейчас пожарные‐спасатели ждут поступления с Челябинска нового КАМАЗа. Ожидается, что эта машина прибудет на остров в середине мая.
Оперативность и слаженность действий людей плюс всегда находящаяся в исправном состоянии техника – главные составляющие качественной работы пожарной охраны АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск». К счастью, отмечает Леонид Онищук, за почти два десятилетия на территории главных воздушных ворот области не было ни одного ЧП с участием авиалайнеров. Тем не менее, не редки случаи, когда командиры воздушных судов запрашивают аварийную посадку. Тогда на аэродром выезжают пожарные‐спасатели, стягиваются все оперативные службы города.
— В таких ситуациях все мы действуем максимально слаженно, четко и точно. Поэтому большое внимание уделяется теоретической подготовке сотрудников. Помимо занятий в учебном классе, оттачиваем практические навыки. Для этих целей используется выведенный из эксплуатации самолет АН-24. Он установлен на тренировочном полигоне. Там же размещены макеты двигателей, учебная башня, дымокамера. Кроме того, недавно руководством предприятия была приобретена учебная дымовая установка для производства так называемого «театрального» дыма. Он создает ощущение реального задымления воздушного судна, но при этом совершенно безопасен для здоровья. Раньше, чтобы получить такой эффект мы использовали дымовые гранаты. Сейчас настало время новых технологий, — продолжает Леонид Онищук.
Кроме того, в обязательном порядке весь личный состав ведомственной пожарной охраны южно‐сахалинского аэропорта несколько раз в год участвует в комплексных учениях, где отрабатываются и совершенствуются навыки оперативного реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций и взаимодействие между службами предприятия и города. Так, в первых числах апреля сотрудники ВПО в темное время суток тушили условный пожар на воздушном судне. С поставленной задачей огнеборцы справились и еще раз доказали свою готовность к действиям в любое время суток.
Сегодня, по словам Леонида Онищука, в коллективе вневедомственной пожарной охраны практически нет текучки кадров – специалисты дорожат своими местами, постоянно совершенствуют навыки и умения. Среди мужчин в подразделении есть и представительницы слабого пола. Диспетчер пожарной связи Татьяна Шаркова координирует работу всего подразделения. В ее кабинете установлен большой монитор, где в режиме реального времени показывается все, что происходит на территории аэродрома:
— Я слежу за состоянием пожарной сигнализации на всех объектах аэропорта, наблюдаю за взлетами и посадками воздушных судов. Именно сюда, по телефону или рации, поступает вся информация о нештатных ситуациях и возгораниях. После чего я немедленно отправляю пожарный расчет на место происшествия, — рассказала Татьяна Шаркова.
В тесном взаимодействии с диспетчером работают наблюдатели службы (они базируются на пятом этаже здания аварийно‐спасательной станции) и, конечно же, начальники пожарно‐спасательных расчетов. Один из них – Сергей Шмаков.
— В структуре ведомственной пожарной охраны аэропорта я работаю семь лет. В круг наших задач, помимо регулярных теоретических и практических тренировок, входят и рабочие моменты – например, ежедневный контроль пожарной безопасности при заправке воздушных судов. Наши сотрудники во время проведения этого мероприятия обязаны всегда находиться рядом, чтобы в случае ЧС оперативно приступить к ликвидации очага возгорания. Помимо этого мы осуществляем патрулирование территории аэродрома на предмет возникновения внезапных пожаров, — отметил огнеборец.
Сотрудники ведомственной пожарной охраны АО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» всегда на боевом посту. И 30-е апреля не станет исключением. Для этих людей обеспечение безопасности главных воздушных ворот области — важнее праздников и выходных.
С НАСТУПАЮЩИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!