Сегодня, 20 сентября, главным воздушным воротам Сахалинской области исполнилось 70 лет. Для крупного статусного предприятия это хороший возраст: с одной стороны, накоплен значительный опыт, с другой — появились возможности для поиска новых решений, которые позволят усовершенствовать работу специалистов и повысить уровень комфорта пассажиров.
Хроники сахалинского аэропорта — как таблица глаголов, за 70 лет эволюционировавших от неопределенности и сослагательных наклонений до отчетливой совершенности, а видимый горизонт будущего времени сегодня внушает руководству воздушной гавани только оптимизм. Да, времена бывают непростыми, да, некоторые пассажиры и так и этак «спрягают» действия руководства воздушной гавани и "склоняют» сам аэропорт: слишком тесно, несовременно, задержки рейсов… Но, продолжая морфологическую аналогию, глагол — это самостоятельная часть речи, обозначающая действие. И решительных действий за 70 лет было совершено немало. Они продолжаются и в настоящем времени. Одни результаты пассажиры могут оценить уже сейчас, а чтобы увидеть другие, должен пройти еще какой‐то период. Главное — действие продолжается.
Прошедшее совершенное. «Осава" — трамплин для развития
Летопись под названием «Аэропорт Южно‐Сахалинск» начинается с японского грунтового аэродрома «Осава» который располагался западнее нынешней Большой Елани. В 1945 году туда прилетел первый самолет с большой земли, знаменовавший собой открытие регулярных авиасообщений Хабаровск — Южно‐Сахалинск. Это произошло через 18 дней после официального освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.
Первая авиационная администрация области разместилась в двухэтажном деревянном здании японской постройки. Первым начальником аэропорта стал лейтенант Константин Полозов. В первую очередь были открыты билетная касса, созданы линейно‐эксплуатационная ремонтная мастерская самолетов и служба ГСМ.
В сентябре 1947 года аэропорт объединился с 198-м летным отрядом. В состав южно‐сахалинского объединенного авиаотряда ДВТУ ГВФ были включены все действующие аэропорты и посадочные площадки области. Полозова сменил новый руководитель — Иван Лавров, который возглавлял предприятие до июля 1950 года. На базе аэропорта появился 38-й авиатранспортный отряд, его командиром стал бывший руководитель звена самолетов Ли-2, Ил-12 Михаил Приходовский.
В 1950 году на основе этого отряда было создано 24-е авиатранспортное звено. Именно его летчики проложили первую воздушную трассу на Курилы.
Через пять лет после этого объединились летные парки Южно‐Сахалинска и Александровска‐Сахалинского — сформировался 147-й объединенный авиаотряд с базой в областном центре. Его командиром стал Михаил Алексашин. В распоряжение авиаотряда поступили самолеты Ил-14 и вертолеты Ми-1 и Ми-4. Руководил предприятием с 1956 по 1961 год Владимир Стрелин.
В августе 1963 года авиаотряд реорганизовался в Южно‐Сахалинский объединенный авиаотряд во главе с Юрием Лешуковым.
Все это время старый японский аэродром как могли расстраивали и приспосабливали для полетов гражданских самолетов, но в конце концов расти ему стало некуда. Решение о переносе аэродрома на новую площадку было принято еще в 1960 году, область должна была иметь возможность принимать воздушные суда больших размеров, более требовательные к качеству покрытия. И такую площадку нашли в десяти километрах от Южно‐Сахалинска.
На новом месте, в Хомутово, к 1964 году построили совершенно новую полосу с бетонным покрытием длиной 1800 метров. Это был прорыв. Область смогла принимать современные самолеты, начали летать Ан-10, Ил-14, потом — Ан-24… В этом же году появилось здание нового аэровокзала.
С 1971 по 1985 год объединенным авиаотрядом руководил Вячеслав Гольцев. Авиапарк в то время насчитывал несколько моделей: Ан-2 и Ан-24, Ил-14, вертолеты Ми-1, Ми-2, Ми-4 и Ми-8.
— В 1985 году закончилась реконструкция, в результате которой длина взлетно‐посадочной полосы увеличилась до 2700 метров, — рассказывает генеральный директор южно‐сахалинского аэропорта Никита Полонский. — Это позволило принимать самолеты Ту-154, которые пришли на вооружение гражданской авиации, и грузовые воздушные суда Ан-12. Показательно, что на время второй реконструкции аэродромная часть нашего аэропорта была перенесена в поселок Сокол, а взлеты и посадки совершались на полосе военного аэродрома. Представьте, в здании аэровокзала в Южно‐Сахалинске проходили регистрация и досмотр пассажиров, потом людей сажали в автобусы и везли за 40 километров в Сокол, откуда взлетал самолет.
Реконструкция аэродрома в Хомутово велась в течение года. Параллельно были построены административный корпус и основная часть производственных зданий, которые используются до сих пор.
Примерно в этот же период появились новые взлетные полосы в Охе и Южно‐Курильске, была реконструирована полоса в аэропорту «Зональное» в Тымовском районе. Помимо внутренних рейсов Южно‐сахалинский аэропорт осуществлял перевозки в Хабаровск, Владивосток, Благовещенск и Комсомольск‐на-Амуре.
С 1985 по 1995 годы командиром Сахалинского ОАО являлся Анатолий Королев.
1990 год — Министерство гражданской Авиации СССР принимает решение об открытии аэропорта для международных полетов.
1993 — аэропорт «Южно‐Сахалинск» выделился из состава объединенного авиационного отряда. В 1995 году руководство предприятием принял Владимир Багров. В 2001 его сменил Андрей Лобкин. Период падения перевозок, начавшийся в 90-х, сменился уверенным ростом как раз в это время. Потребовались серьезные усилия всего коллектива, чтобы поднять на качественно новый уровень работу всех подразделений предприятия. После перестройки аэропорта на новые, рыночные рельсы его возглавил Владимир Бочаров, затем в разные годы предприятием руководили Сергей Гоев и Антон Самойлов.
Если говорить о количестве перевезенных пассажиров, то расцвет авиаперевозок на Сахалине пришелся на 1990 год. В это время через аэропорт проходило до миллиона пассажиров в год. На острове тогда жило больше людей, летали они чаще, было много военных. Потом был провал до 2000 года, а затем снова постепенный рост. С 400 тысяч пассажиров в год количество перевезенных людей увеличилось до 850 тысяч — это показатель прошлого года.
Взлетно‐посадочная полоса продолжала модернизироваться. В 2000 году к ней пристроили дополнительный участок, за счет которого она увеличилась на 700 метров и сейчас длина ВПП равна 3400 метров. Это дало возможность совершать прямые перелеты Южно‐Сахалинск — Москва, без посадки в Хабаровске.
Настоящее длительное. Полет нормальный
Сегодня главный аэропорт области способен принять более 30 типов воздушных судов. Круглый год они разлетаются по 11 внутренним и 7 международным направлениям.
На предприятии трудятся 606 человек. Это сотрудники служб авиационной безопасности, поискового и аварийно‐спасательного обеспечения полетов, специального транспорта, координационно‐диспетчерского центра, хозяйственного отдела, администрации предприятия, а также служб, отвечающих за подачу тепла, электроэнергии и воды. Кроме этого в процессе работы аэропорта задействованы отдельные организации, которые осуществляют заправку самолетов, занимаются обеспечением бортового питания, организовывают грузовые и пассажирские перевозки, управляют воздушным движением, обеспечивают общественный порядок.
Люди, работающие в составе всех этих подразделений, — это и есть аэропорт. Никакая даже самая современная техника не сможет работать сама, без управления профессионалов, объединенных в стабильный, притертый, слаженно работающий коллектив. Это как самолет, в котором важна каждая деталь. И так же, как в самолете, здесь нет ничего и никого лишнего.
— У нас сильная кадровая служба под руководством Тамары Грачевой, поэтому таких, кто приходит и вскоре уходит, просто нет, — с гордостью заявляет гендиректор аэропорта. — Случайные люди выявляются уже на этапе тестового режима, их видно сразу. К сожалению, был большой провал в подготовке авиационных специалистов. Раньше их готовили в советских вузах, которые в 90-е ушли за границу. В итоге получилось так, что самым подготовленным нашим специалистам сейчас за 50. Мы с нетерпением ждем на работу молодых людей. И они приходят. У них горят глаза, они хотят работать в авиации, потому что видят — престиж отрасли растет. Это очень приятно. Надеемся, что наше знамя будет в крепких, надежных руках. У нас, кстати, действительно есть свое знамя, которое мы с гордостью выносим на парады и демонстрации.
Старейший сотрудник аэропорта и один из самых ценных специалистов — Сталий Энгельсович Коняшов. Про него говорят — работает тут сто лет, в разное время занимал разные должности и знает о предприятии абсолютно все. Сейчас ветеран сахалинской авиации трудится ведущим инженером‐орнитологом. Он может рассказать много интересного про систему отпугивания птиц биоакустическим методом. Впрочем, ей можно и не пользоваться: пернатые не суют клюва в район аэродрома, потому что территорию вокруг летной полосы регулярно окашивают с помощью новой техники. Птицам негде вить гнезда, они выбирают себе другие места и не создают угрозу самолетам. Если бы так легко решалась проблема с огромным количеством осадков в зимнее время…
Аэропорт Южно‐Сахалинска — один из самых экстремальных в стране по метеоусловиям. За одну ночь летное поле может покрыться 40 сантиметрами снега, а за мокрым снегопадом часто следуют сильный северный ветер и низкие температуры. Все это чрезвычайно осложняет расчистку полосы после циклонов.
Сейчас в парке аэропорта более 30 специальных снегоуборочных машин. Возраст некоторых превышает 30 лет. Техника нуждается в замене, и в ближайшее время это будет происходить.
Уже совсем скоро автопарк обновится на 20%. Из областного бюджета выделено 280 миллионов рублей на покупку четырех комплексных плужно‐щеточно-продувочных машин, двух фрезерно‐роторных снегоочистителей и специальной машины для распределения жидких и гранулированных реагентов. Но это уже на грани настоящего и будущего…
В 2013 году аэропорт передали области. Практически сразу начались финансовые вливания, наращивание материально‐технической базы, модернизация тепловых сетей, внедрение энергосберегающих технологий.
— Процесс обновления парка идет уже не первый год, — говорит Никита Полонский. — Избранный губернатор поставил перед нами сложнейшую задачу — чтобы после метелей аэродром был готов к полетам максимум через пять часов. Поскольку мы и сейчас начинаем убирать выпавший снег, не дожидаясь окончания циклонов, я думаю, что с новой техникой это будет достижимо. Этой зимой будем стараться не допустить задержек рейсов по причине расчистки аэродрома. Несмотря на все сложности, я люблю зиму, потому что люблю преодолевать трудности. Для нормального, настоящего мужчины они являются вызовом. Чем больше ты нужен, чем сильнее понимаешь, что без тебя никак, и тем сильнее наслаждение от преодоления тяжелых ситуаций. Конечно, бывают и форс‐мажоры, которые приводят к серьезным задержкам, но мы всегда стараемся действовать максимально оперативно.
Из того, что уже сделано в этом году, — введен в эксплуатацию новый багажный терминал площадью более 1200 квадратных метров. Теперь пассажирам не нужно толкаться в тесном помещении, чтобы получить свои рюкзаки и чемоданы.
Стенку между залом регистрации и помещением, где раньше выдавали багаж, уберут, за счет чего удастся увеличить количество стоек регистрации до восьми (их перенесут в бывшее багажное отделение) и, соответственно, ускорить процедуру оформления на рейсы.
Еще из последних новостей — недавно на территории аэропорта открылась бесплатная автостоянка на 350 мест. Проблем с парковкой теперь быть не должно. Вокруг скопления машин расстилается зеленый ковер. От стоянки к зданию аэровокзала ведут специально размеченные дорожки — для безопасности пешеходов.
До конца года будут отремонтированы фасады гостиницы рядом с аэровокзалом и кафе «Флагман» Запланировано благоустройство прилегающей территории.
Кстати, руководство аэропорта надеется, что в ближайшее время работники гостиницы вольются в общий коллектив. 14 лет назад этот объект передали в аренду, и люди ушли в частное предприятие. Сейчас идет работа по возврату и здания, и работников гостиницы.
До 1 октября в специальное помещение на крыше аэровокзала переедут специалисты координационно‐диспетчерского центра аэропорта — КДЦА. Их новое место работы напоминает шикарную квартиру‐студию с отличным видом из окон. В КДЦА трудятся 11 незаменимых специалистов, за прошлый год они осуществили прием и выпуск более 10000 рейсов.
Начата работа по установке новой светосигнальной системы.
— Еще года четыре аэровокзал будет функционировать в том виде, в котором он находится сейчас, но с некоторыми улучшениями, — говорит Никита Полонский. — После окончания строительства нового аэровокзала в него перейдет весь поток пассажиров внутренних авиалиний и пассажиры бизнес‐класса. В старом здании будет расширена площадь для обслуживания пассажиров международных рейсов и останутся служебные помещения.
Все эти перемены — далеко не динамический потолок, кульминация впереди.
Будущее простое и сложное. Минуя зоны турбулентности
Главное и самое крупное, что видится в обозримом будущем, — это новое здание аэровокзала. Более бюджетное, чем планировалось изначально, но не менее функциональное. Вокруг этого вопроса было очень много споров, домыслов, противоречий. От новостей про «Группу 100», 400 миллионов на проектирование, а особенно про аванс в размере 68 миллионов сахалинцев прилично потрясло. Но эта «воздушная яма» позади, вопрос решен. Область готова выделить три миллиарда рублей, строительство комплекса должно завершиться к 2019 году. Новое здание позволит увеличить пассажиропоток до 700 человек в час на внутренних рейсах и до 200 на международных. Нынешнее здание было спроектировано на 200 пассажиров в час (по факту же пропускает 400), что уже совершенно неактуально. Для удобства пассажиров в непосредственной близости с новым аэровокзалом будет предусмотрена многоярусная крытая парковка.
Рассматривается также возможность строительства новой современной гостиницы рядом с новым аэровокзалом, но этим займется бизнес. Там будут как номера представительского класса, так и более доступные для курильчан номера. Рассматривается возможность включения в будущий проект гостиницы конгресс‐холла для проведения деловых встреч, конференций, торжественных собраний.
Конечно, изменения коснутся и самого главного объекта, без которого аэропорт не может существовать, — взлетной полосы. Ее средняя часть длиной 2200 метров будет расширена с 45 до 60 метров и усилена, то есть одета в новое покрытие. Увеличение пространства позволит принимать современные отечественные и иностранные воздушные суда с низко расположенными двигателями.
— Это даст нам возможность снять ограничения по некоторым типам самолетов, в том числе начать принимать грузовые самолеты Боинг-747, — заглядывает в будущее гендиректор аэропорта. — От авиакомпаний часто поступают заявки на перевозку грузов именно этими самолетами, потому что они достаточно экономичны и универсальны, используются для перевозки нефтяного оборудования и даже скота. Однажды к нам из Австралии просился такой самолет с племенным скотом, но мы не смогли его принять, и коров повезли морем. Если все пойдет по плану, то к концу года на взлетно‐посадочной полосе будет новое покрытие.
Остается надеяться, что этот авиарейс в будущее с огромным количеством идей и планов на борту отправится без задержки, полет будет спокойным, и пассажиры будут довольны.
18 сентября в аэропорту состоялось торжественное собрание, где руководство и гости чествовали лучших сотрудников. Sakh.com присоединяется ко всем поздравлениям и желает аэропорту чистого неба.
Фото из архива южно‐сахалинского аэропорта и Кирилла Ясько, ИА Sakh.com.