На рейсах российских авиакомпаний растет число инцидентов с участием разбушевавшихся пассажиров. «Аэрофлот» через соцсети распространил информацию о том, что за первое полугодие 2015-го на его рейсах были совершены три вынужденные посадки из‐за агрессивного поведения граждан на борту.
Так, 3 февраля на рейсе Москва — Санкт Петербург гражданин Индии начал вести себя неадекватно, ударил ногой одну из пассажирок, в результате экипаж принял решение вернуть лайнер в аэропорт Шереметьево. Пассажира‐нарушителя передали правоохранительным органам, впоследствии он был привлечен к административной ответственности.
11 февраля на рейсе Ереван — Москва скандал устроил россиянин: находящийся в неадекватном состоянии пассажир создал угрозу безопасности полета, и командир принял решение совершить вынужденную посадку в Волгограде.
19 июня гражданка Израиля устроила дебош на рейсе Иркутск — Москва: поливала водой пассажиров, кричала, требовала у экипажа нож, запиралась в туалетной комнате и т.п. По решению командира самолет совершил вынужденную посадку в Челябинске. Буйную гражданку сняли с рейса и передали сотрудникам полиции.
Для сравнения: за 2013 и 2014 годы было зафиксировано в общей сложности шесть подобных случаев. И это при том, что количество нарушений на борту самолетов «Аэрофлота» не столь значительно за счет активной работы по выявлению потенциально опасных пассажиров еще до взлета. Только за первые шесть месяцев 2015 года «Аэрофлот» отказал в перевозке 394 гражданам (в 2014 году — 1023), нарушившим правила поведения пассажиров авиакомпании до начала полета.
Ответ на вопрос, почему растет число происшествий в воздухе, найти несложно: безнаказанность развязывает руки склонным к буйству пассажирам. В России до сих пор снисходительно относятся к авиадебоширам: нарушение правил полета квалифицируется как мелкое хулиганство. Мягкое отношение к скандалистам является одной из причин постоянно увеличивающегося количества ЧП на воздушных судах.
Стоит ли говорить о том, что пьяный дебош на высоте опасен. Возникшая в самолете свалка может сбить самолет с курса. Опасны повреждения кресел, внутренней обшивки, иллюминаторов — все это может привести к разгерметизации салона. Нередко пьяные ломятся в кабину пилотов. Поэтому дебош на борту — это не мелкое хулиганство, а реальная угроза безопасности пассажиров и экипажа.
Поименные списки
Несколько лет назад авиакомпании предложили легализовать черные списки пассажиров, неофициально составляемые их сотрудниками. С такой инициативой выступал «Аэрофлот», в базе которого числятся 2693 нарушителя правил поведения на борту воздушного судна (плюс 5156 человек, нарушивших правила поведения до взлета). Вероятно, аналогичные базы имеются и у других авиаперевозчиков.
Аналогичные списки официально ведут многие зарубежные авиакомпании. В некоторых странах — США, Канаде, Китае — они едины для всех авиаперевозчиков. У нас в стране они пока составляются для внутреннего пользования сотрудниками авиакомпаний. Законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ» (по работе с черными списками пассажиров) был рассмотрен и принят в первом чтении Госдумой в июне 2014 года и до сих пор дорабатывается ко второму чтению.
«Аэрофлот» неоднократно выступал за ужесточение законодательства в отношении «недисциплинированных» пассажиров, для чего обращался в Минтранс и Госдуму. Перевозчик считает, что для эффективной борьбы с авиахулиганами необходимо не только легализовать базы «нежелательных» пассажиров, но и обеспечить неотвратимость наказания для таких «героев».
С этим согласны юристы. «Любой гражданин должен осознавать, что в случае совершения им противоправного поступка в ходе полета он неизбежно будет привлечен к суровой ответственности», — говорит Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».
По мнению представителей авиаотрасли, также следует перевести ответственность за нарушения правил поведения на воздушном судне из административной в уголовную, кратно увеличить штрафы за правонарушения и разрешить членам экипажа применять средства сдерживания, например наручники.
«Говоря о предоставлении экипажу прав на задержание дебошира, хочется отметить, что в уголовном законодательстве существует статья, предусматривающая освобождение от ответственности лица, действующего в состоянии необходимой обороны. Она в полной мере распространяется и на членов экипажа, осуществляющих задержание дебошира либо пресечение его насильственных действий на борту», — говорит Корчаго. Однако практика правоприменения этой статьи в сфере пассажирской авиации пока достаточно редка, поэтому перевозчикам остается лишь набирать в стюарды крепких молодых людей.
Лучше сразу отказать
В «Аэрофлоте» считают также, что нужно разрешить компаниям отказывать в перевозке тем пассажирам, которые ранее были признаны виновными в совершении правонарушений на борту самолетов — нанесении вреда жизни и здоровью членам экипажа или пассажирам, материального ущерба авиакомпании и т.д.
Самый важный момент — отсутствие в российской правовой системе специального закона, регламентирующего ответственность авиадебоширов. Минтранс России в 2012 году подготовил законопроект, позволяющий экипажу применять физическую силу и средства ограничения подвижности по отношению к буйным пассажирам. Он устанавливает полномочия членов экипажа воздушного судна, легализует ведение черных списков и прописывает механизм отказа от заключения договора перевозки. Кроме того, вводится административный арест, повышаются штрафы за правонарушения и, что немаловажно, предусматривается уголовная ответственность за хулиганство на борту.
Однако закон до сих пор находится на рассмотрении в Госдуме. И даже громкий инцидент с саратовским бизнесменом Сергеем Кабаловым, пытавшимся угнать самолет во время полета в Египет в январе 2013 года, не ускорил принятие этого закона. Между тем и юристы, и сотрудники авиационной отрасли, и рядовые пассажиры сходятся во мнении: специальный закон для борьбы с воздушным хулиганством жизненно необходим. Ведь пока пассажиры российских авиакомпаний, находясь на борту, никак не защищены от распоясавшихся хулиганов, уверенных в своей безнаказанности и гуманном отношении российских судей.