24 ноября 2014 года , КоммерсантЪ
В октябре впервые с 2011 года месячный объем международных авиаперевозок в России упал на 1,8%, хотя на внутренних линиях сохранился рост около 15%. Основной спад пришелся на СНГ, где потеряно 11% пассажиров. По мнению экспертов, помимо девальвации рубля, падения популярности традиционных туристических направлений и нестабильности в экономике сказался и украинский фактор: поток пассажиров в страну упал, а полеты в Крым теперь статистика считает внутренними.
В опубликованных в пятницу Росавиацией данных о работе авиакомпаний впервые с 2011 года зафиксирован спад международных перевозок. В октябре на международных линиях обслужено 3,6 млн человек, что на 1,8% меньше, чем в октябре 2013 года. На 11,1%, до 650 тыс. пассажиров, просел сегмент перевозок в страны СНГ. Рост в сегменте дальнего зарубежья был символическим — 0,1% (всего чуть более 3 млн человек).
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко поясняет, что в течение года тренды менялись, но международные линии всегда отставали от внутренних. В апреле рост составил 8,6% (1,4% — на международных линиях и 16,1% — на внутренних). Ситуация улучшилась летом, когда пассажиропоток рос на 13–15% в месяц, но и тогда перевозки за рубеж росли лишь на 6–8%, а внутренние — на 21–25%. В сентябре рынок замедлился: общий рост перевозок составил 8% (1,4% — на международных линиях и 16% — на внутренних). Господин Крамаренко говорит, что сейчас падение международного пассажиропотока происходит на фоне девальвации рубля, банкротства туроператоров и неопределенности в экономике: «Реальная зарплата упала на 0,3%, а возможностей для бюджетного отдыха все меньше» Из авиакомпаний детальную информацию по международным направлениям дала только группа «Аэрофлот» за девять месяцев пассажиропоток группы на международных линиях упал на 4,3%, на внутренних вырос на 26,5%. В качестве причин изменений компания указала сокращение полетов в СНГ и отказ от малодоходных чартеров на туристических направлениях.
Вице‐президент Транспортной клиринговой палаты Марина Букалова полагает, что наибольший вклад в изменение показателей внесли перевозки в Симферополь (1,5 млн пассажиров в январе--сентябре), ранее они были в три‐четыре раза меньше и учитывались как международные. По словам госпожи Букаловой, к концу лета 2013 года прирост пассажиропотока на Украину составлял почти 500 тыс. пассажиров, а к сентябрю 2014 года российские авиакомпании на этом рынке потеряли из международной статистики 700 тыс. пассажиров, или почти 50% (в том числе 400 тыс. перевозок в Симферополь). Также сказался и эффект от Олимпиады: поток пассажиров из российских городов в Сочи вырос за девять месяцев более чем на 35%, на 500 тыс. человек против прироста в 100 тыс. человек годом ранее.
По мнению Марины Букаловой, международный рынок более чем на 60% формируется за счет турпотоков и рост стоимости отдыха, политические или природные катаклизмы в странах массового спроса отражаются на темпах роста. Вице‐президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин добавляет, что на фоне «сильной валютной нагрузки на тарифы» (на прошлой неделе они рассчитывались из курса 59 руб. за евро) пассажиры планируют поездки «с осторожностью» Аналогичная ситуация в железнодорожных перевозках: пока на новогодний период фиксируется десятипроцентный спад, добавляет эксперт. Он ожидает коррекции географии путешествий в новогодний период: наибольший интерес вызывают Египет, Адлер, Москва, Петербург и Юго‐Восточная Азия. На классических европейских направлениях (Франция, Германия, Италия, Австрия, Чехия) туроператоры рискуют недосчитаться 30% туристов, хотя горнолыжные направления, для которых характерно раннее бронирование, могут сохранить клиентов.
Авиакомпании пока не говорят о коррекции планов полетов. В «Аэрофлоте» «Ъ» сообщили, что не собираются менять маршрутную сеть, этого не планируют и в S7 Group (включает «Сибирь» и «Глобус» поскольку в структуре их перевозок более 80% — Россия и СНГ. В «Трансаэро» отказались от комментариев. Марина Букалова не видит предпосылок к росту перевозок. «Нам придется смириться с тем, что тарифы в ближайшее время должны вырасти на 15–20% без учета роста расходов»,— поясняет она, добавляя, что «предложение должно быть скорректировано в соответствии со спросом»