Вышел в свет фотоальбом работника службы ПАСОП ОАО «Аэропорт Южно‐Сахалинск» Сергея Федорчука «Южно‐Сахалинск: взгляд сквозь годы»

В литературно‐художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» состоялась презентация 2 издания фотоальбома «Южно‐Сахалинск: взгляд сквозь годы» Сергея Федорчука — сахалинского писателя, краеведа, работника ведомственной пожарной охраны ОАО «Аэропорт Южно‐Сахалинск»
Макет был подготовлен издательством института развития образования Сахалинской области, а издан ОАО «ИПК «Дальпресс» (Владивосток) тиражом 2000 экземпляров.
Более 60 человек, пришедших в первый день весны на презентацию, совершили увлекательную экскурсию по улицам, площадям, скверам Южно‐Сахалинска, листая страницы фотоальбома, где соединились прошлое и настоящее островной столицы.
— Как родилась идея фотоальбома? Много лет назад я познакомился с уникальной книгой «30-летие губернаторства Карафуто» так назывался Южный Сахалин, изданной в Токио в 1936 году. В ней несколько тысяч страниц и более 500 фотографий об истории, культуре, промышленности, сельском хозяйстве… — Рассказывает Сергей Федорчук. — Я увидел уникальную фотографию здания колониального банка Карафуто, где в настоящее время располагается художественный музей и много других интересных фотографий.
Именно тогда родилась идея представить Южно‐Сахалинск в одном альбоме, показать что и как было раньше, и что есть сейчас. Приобрел альбом для рисования, с мягкой бумагой, наклеил любительские снимки, предисловие написал и даже обложку сделал… Я тогда ничего не знал, как издавать книги, но идея с тех пор уже меня не оставляла. Прошли годы, десятилетия. С благодарностью вспоминаю Александра Ивановича Костанова, Михаила Станиславовича Высокова — историков, краеведов, которые своими советами побуждали продолжать эту работу.
Каждая улица каждое здание имеет свою историю, которую мы настоящему ценить не научились.
На одной из японских фотографий Оо‐одори (Главная улица) Тоехары (1930), представленном в фотоальбоме, за мостом через Тамагаву (ныне Рогатка) в северной стороне виден старый город (бывшая русская Владимировка). Нынешняя Владимировка не имеет к ней никакого отношения. И камень, который был поставлен у Сусуи отношения к первому русскому поселению не имеет.
Путешествие в прошлое, благодаря искусству фотографии, позволяет увидеть не только необычные архитектурные формы, но без преувеличения, слышать голоса людей, скрип колес рикши — повозка которую тянет за собой, взявшись за оглобли…
Вообще для Сергея Федорчука эта настоящая фотоохота.
— Чтобы получилась фотопара, надо дождаться соответствующего времени года, соответствующего света, одеть рукавицы и устроить субботник, чтобы в кадр не попал мусор… Вот, например, русский рубленый дом периода Владимировки, резные наличники — из японской книги. в 2007–2008 познакомился с фотофондом Соколова Григория Петровича. После призыва в РККА, с 1941 по 1949, служил фотографом политотдела 79 стрелковой дивизии, участник Южно‐Сахалинской операции. В 1947–65 — фотокорреспондент газеты «Советский Сахалин» С конца 1960 жил в Симферополе. В 2007 году коллекция фотографий Соколова поступила в Государственный архив Сахалинской области.
Так вот, в его коллекции я обнаружил такой же снимок, сделанный в 60 годах. Тот же ракурс… Крыша разрушена, выставлены стекла, стоят подпорки. Если первая фотография представляет рассвет этого дома, то здесь его закат. Когда появились эти две пары, убеждение родилось — надо делать альбом. А научил меня пользоваться фотоаппаратом Кирилл Анатольевич Батуров.
Соответствие снимков должно быть максимальным. Вот, например, панорама города, сделанная неизвестным японским фотографом, справа — моя снятая с телевизионной вышки нашего города. Только оттуда я мог добиться соответствующего ракурса. Когда я впервые пришел к телевизионщикам, мне сказали: «Мы вас пустим, но нужны аргументы» «Пожалуйста, — ответил я. — Во‐первых, водительское удостоверение (т.е. врачебную комиссию проходил, а, значит, и психиатра), во‐вторых — свидетельство парашютиста (т.е. высота знакома), в‐третьих, я пожарный — на высоте работать приходилось…» Мне говорят: «Все равно прослушайте инструктаж» Я прослушал, а затем поднялся наверх и сделал снимок современного Южно‐Сахалинска
При сравнении среди современных зданий просматривается планировка городских кварталов бывшей Тоехары…
Фотоальбом «Южно‐Сахалинск: взгляд сквозь годы» ценен тем, что большинство фотографий Сергеем Федорчуком получены не в музеях и архивах, а от южносахалинцев, от старожилов и впервые опубликованы в альбоме.
— Владимир Павлович Мизинцев подарил мне несколько снимков, Юрий Алексеевич Трифонов, Гогина Наталья Степановна, Солодовников Иван Алексеевич и многие другие.
Вот история еще одного снимка. Пожарная каланча… Слева снимок из японской книги. В то время город был приземистый. На каланче находились дежурные и с балкончика наблюдали за городом. Если где‐то появлялся дым, вызывали караул. Справа снимок 1965 года, здесь расположена пожарная часть №1. Передал снимок Иван Максимович Тарасенко. С каланчи японцами было сделано несколько снимков. Как сделать снимок соответствия, повторить их, когда каланчи больше нет? А это ни много, ни мало высота 9-этажного дома. Пожарные помогли. Мне предоставили автомобильную лестницу (АЛ-3) — выдвигается на тридцать метров. Выдвинули и я полез… Вообще‐то, лестницу надо прислонять. Я же по сути лез в небо… Поднялся достал фотоаппарат из одного кармана, фотографию — с другого — чтобы сравнить и сделать этот снимок… В кадре по срезу окон здания художественного музея видно, что совпадение получилось максимальное.
На одной из фотографий я запечатлел тех, кто помогал мне. Вообще некоторые японские здания находятся на территории режимных объектов… С фотоаппаратом ходить просто так не получится. Просил содействия у своих сослуживцев. Вместе выезжали на объект, они проводили профилактические мероприятия, сам же я в это время, облачившись в форму пожарного, снимал сохранившиеся с времен Карафуто здания и сооружения…
Чтобы сделать книгу, тем более фотоальбом, требуются большие средства. Помогли руководители ряда организаций и учреждений. Все они названы в книге, я очень благодарен им. По большому счету, если бы не помощь самих южносахалинцев, такой работы бы не было. Игорь Александрович Емельянов (много лет возглавлявший институт «Сахалингражданпроект») — один из тех, кто помог и средствами, и одобрением как специалиста.
А посвятил я фотоальбом своему школьному учителю Ольге Михайловне Молодцовой. В нашей 10 школе Южно‐Сахалинска она учила нас не только алгебре и геометрии, но и жизни… Внимательно относилась к каждому школьнику. В 4 классе она начала нас фотографировать. Школьные альбомы — мои и моих одноклассников — заполнены ее снимками. Они выполнены с хорошим художественным вкусом, к чему я сам всегда стремился и стремлюсь…
Сергей Петрович Федорчук — выпускник естественно‐географического факультета ЮСГПИ, автор более 200 историко‐краеведческих публикаций (в т.ч. 10 книг) по истории Сахалина XIX — XX веков: «Тоехара глазами россиян» «Поляки на Южном Сахалине» «Огонь и жизнь» «Русские на Карафуто» «Римско‐Католическая Церковь на Сахалине» «Рассказы о городском парке» «Чужая память» «Историческая скульптура Южно‐Сахалинска» «Владимировка — Тоехара — Южно‐Сахалинск» «Рассказы о краеведческом музее» Его книги переводились в Японии.
— Точка в работе не поставлена, будут следующие издания. — Говорит Сергей Федорчук. — Для меня настоящий клад — старые фотографии, которые получают вторую жизнь, не выброшены их обладателями на свалку и вместе с другими начинают оживать, рассказывать о прошлом, создают объемную картину уникальной истории нашего островной столицы…
Вечер прошел в теплой дружеской обстановке, прозвучали, песни, стихи, и добрые пожелания в адрес писателя и краеведа. Проникновенно прозвучала песня Евгения Мухина — поэта, музыканта, певца, автора неофициального гимна Южно‐Сахалинска — « Я люблю тебя Южный всем сердцем желая добра…» Эти слова в полной мере отражают и чувства Сергея Федорчука к своему городу.
К слову, не только творческие вершины покоряются нашему земляку. В 2013 году, в год своего 50-летия, Сергей Федорчук принял участие в лыжном марафоне Южно‐Сахалинск — Лесное, а затем в числе 12 тысяч спортсменов из разных стран мира преодолел дистанцию в 42 км 195 м традиционного Афинского классического марафона в Греции, взобрался в одиночку на одну из вершин Олимпа. В том же 2013 году ему покорилась священная для японцев гора Фудзияма.
Петр Пасюков.

11 марта 2014 г.