Жесткое исполнение правил авиационной безопасности и требований безопасности полетов – одна из главных задач в деятельности ФГУП «Аэропорт Южно‐Сахалинск».
Для этого в аэропорту осуществляется комплекс мероприятий, направленных на пресечение возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации со стороны преступных элементов, а также предотвращение незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.
В преддверии летней навигации аэропорт «Южно‐Сахалинск» готовится к увеличению пассажиропотока. О том, как в этой ситуации будет обеспечиваться авиационная безопасность, мы беседуем с начальником отдела досмотра службы авиационной безопасности ФГУП «Аэропорт Южно‐Сахалинск» Демоновой Татьяной Александровной.
— Кто обеспечивает мероприятия по авиационной безопасности в аэропорту?
— Эти функции возложены на службу авиационной безопасности аэропорта. Она состоит из трех подразделений:
бюро пропусков,группы перронного контроля и досмотра воздушных судов,отдела досмотра службы авиационной безопасности.
Основное подразделение, осуществляющее предполетный досмотр – это отдел досмотра. Досмотр пассажиров, членов экипажей ВС, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа и т.д. проводится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей и персонала.
– Как проходит процедура досмотра в нашем аэропорту?
— После прохождения регистрации авиабилетов пассажиры следуют в зону спецконтроля для досмотра. При входе в зону спецконтроля, совместно с сотрудниками ЛОВД на транспорте производится проверка авиабилетов и сверка документов с личностью пассажира. У сотрудников досмотра разработана методика применения приемов психологического тестирования пассажира, использование которых достаточно часто помогает нашим инспекторам.
Досмотр производится при снятой верхней одежде, обуви, головных уборах и ремнях. Данные вещи, ручная кладь и сами пассажиры досматриваются с использованием технических средств досмотра, а также визуальным и контактным методами. В отдельных случаях производится личный досмотр пассажира.
– Какие технические средства используются во время досмотра?
— Это современные ренгенотелевизионные интроскопы, стационарные и ручные металоискатели, детекторы паров взрывчатых веществ и другая специализированная аппаратура.
На данный момент закуплены новейшие интроскопы, которые будут установлены в перенесенных зонах досмотра на 2 этаже аэровокзала. Администрация планирует завершение комплекса строительных работ и техническое оснащение к началу летней навигации. Эти английские системы хорошо зарекомендовали себя в мировой практике и еще не имеют аналогов на Дальнем Востоке.
– Какие требования предъявляются к профессиональному уровню сотрудников службы досмотра?
— При приеме на работу учитывается уровень образования, тщательно проверяются автобиографические данные кандидата, его эмоционально- и стрессоустойвость.
Хотелось бы отметить высокий профессиональный уровень подготовки специалистов службы. Сотрудники регулярно проходят обучение под руководством высококлассных преподавателей региональных учебных центров, научно‐учебного центра «АБИНТЕХ» из Москвы, с получением сертификатов соответствия. Важно отметить, что 90% личного состава сдают зачеты и практику на «отлично». Также для проверки практических навыков личного состава совместно с сотрудниками ЛОВДТ используется прием искусственного моделирования попытки провоза подобных предметов. Поэтому все попытки пассажиров несанкционированного прохода и проноса запрещенных предметов и веществ, которые могут причинить вред воздушному судну или пассажирам в полете или могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, пресекаются оперативно и бескомпромиссно.
Для наших сотрудников «ответственность» и «обеспечение безопасности» — не просто высокие слова.
Используя весь имеющийся технический ресурс, а также профессиональные навыки и знания, инспектора досмотра добиваются высоких показателей по исключению провоза и проноса на территорию аэропорта и воздушные суда запрещенных предметов и веществ. Только за первый квартал 2007 года подобных случаев зафиксировано
более 2-х десятков.
— Перечислите наиболее «популярные» у наших пассажиров запрещенные к провозу вещи?
– В основном это: лаки (мебельные), газовые баллончики (с нервно‐паралитическим газом), газ для плиток, бензин для зажигалок, щелочи, краски (строительные), пиротехнические изделия, колюще‐режущие предметы и подобное.
Хотелось бы ещё раз напомнить основной перечень предметов и веществ запрещенных к перевозке на воздушных судах:
— оружие всех видов: холодное и огнестрельное
— взрывчатые вещества и средства взрывания
— сжатые и сжиженные газы
— легковоспламеняющиеся жидкости
— воспламеняющиеся твердые вещества
— ядовитые и отравляющие вещества
— едкие и коррозирующие вещества
— другие опасные предметы и вещества, грузы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.
— Как самостоятельно пассажиру определить, разрешен ли данный предмет к перевозке?
— Информация о запрещенных к провозу предметах имеется в авиабилетах и на информационных стендах в здании аэровокзала.
Пассажиру перед перевозкой необходимо обратить внимание на маркировку на изделиях. Как правило, на «опасных» предметах есть соответствующий значок.
– Если не удается сделать это самостоятельно, где можно проконсультироваться?
— В случаях возникновения вопросов по правилам, нормам перевозки и процедурам досмотра, консультации можно получить по телефонам САБ: 788–227, 788–256, 788–255.
– Какие пожелания сотрудников вашей службы в преддверии летнего сезона?
— В связи с увеличением с мая месяца частоты рейсов всех авиакомпаний и предстоящими массовыми перевозками заверяем наших уважаемых авиапассажиров, что качество досмотра не только не ухудшится, а наоборот будет лишь усилено как новейшими техническими средствами, так и бдительностью со стороны сотрудников службы авиационной безопасности.
Просим пассажиров с пониманием относиться к нашей работе, не создавать дополнительных трудностей для себя перед полетом, не препятствовать сотрудникам отдела досмотра в четком выполнении своих обязанностей, т.к. досмотр осуществляется только в интересах обеспечения безопасности полета.