Генеральный прокурор России Юрий Чайка считает цены на авиабилеты российских авиакомпаний завышенными в среднем в 1,5 раза для эконом‐класса и в 2 раза для бизнесс‐класса, об этом пишет газета Ведомости, со ссылкой на имеющееся в распоряжении редакции письмо генпрокурора премьер‐министру Дмитрию Медведеву.
Генпрокуратура предлагает пересмотреть действующую в России нормативную базу ценообразования на авиарейсы. По ее оценке в авиационной отрасли действуют устаревшие нормативы (1992–1993 гг.). Они вводились, когда в России была лишь одна авиакомпания и не содержат механизмов рыночного регулирования, считает Чайка. По указанным актам прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки. При этом в себестоимость включаются расходы, которые не являются операционными (на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары). Авиакомпании также компенсируют за счет других пассажиров, например, предоставление скидок детям до 12 лет в период летних каникул.
«Проведенная проверка Генпрокуратуры с привлечением ФАС показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно. В том числе и путем навязывания дополнительных услуг, которые включаются в различные тарифы экономкласса <…> В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза», — цитирует письмо газета.
Не урегулировано и ценообразование в бизнес‐классе, жалуется генпрокурор. Оказывая эти услуги, авиакомпании завышают себестоимость перевозки в 2 раза.
В итоге количество дешевых билетов ограничено, пассажирам приходится приобретать билеты по высоким тарифам с дополнительными услугами, в которых они, как правило, не нуждаются. Такая ситуация сложилась на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот», «Сибирь», «Татарстан» и «Ак барс аэро» на рейсах из Москвы в Хабаровск, Казань, Новосибирск, перечисляет он.
Пресс‐секретарь премьера Наталья Тимакова подтвердила, что письмо Генпрокуратуры получено, и сообщила, что и по нему «готовится поручение вице‐премьера АркадияДворковича»
В свою очередь, представители перевозчиков, опрошенные «Ведомостями» считают претензии необоснованными и указывают, что в случае установления рентабельности в 20% стоимость билетов увеличится на 18%.
«В письме совершенно не учтена специфика авиаперевозок. Нельзя вырывать из контекста всей системы продаж один рейс» — рассказал «Ведомостям» неназванный топ‐менеджер крупной российской авиакомпании.