По случаю 40-летия со дня образования службы авиационной безопасности, хотим рассказать вам о некоторых сотрудниках САБ нашего аэропорта. Их профессионализм и добросовестное отношение к работе — залог обеспечения безопас

13 июля 2013 г.

По случаю 40-летия со дня образования службы авиационной безопасности, хотим рассказать вам о некоторых сотрудниках САБ нашего аэропорта. Их профессионализм и добросовестное отношение к работе — залог обеспечения безопасности в авиации

Службе авиационной безопасности посвящается…

Служба авиационной безопасности (САБ) была сформирована в островном аэропорту в 1994 году. До этого за безопасность пассажиров, багажа, грузов и воздушных судов отвечали дежурные досмотра при службе организации перевозок. Но мировая практика показала необходимость уделить авиационной безопасности отдельное внимание как с технической, так и с нормативной и профессиональной сторон. Во вновь созданную службу требовались люди особого склада, для которых ответственность и дисциплина — не пустые слова.

В начале девяностых наша страна претерпевала глобальные перемены: единая система развалилась не только территориально, но и изнутри.

«Это было очень непростое время,- вспоминает Александр Павлович Сидорин. – Союз развалился, развалилась и Армия. Я служил здесь в дивизии начальником разведки и уволился по здоровью, как раз перед Августовским путчем. Тогда очень многие мои сослуживцы были вынуждены написать рапорт на увольнение. Для меня началась новая жизнь – гражданская, по законам которой я жить не умел. Мне было очень тяжело привыкать жить не по уставу».

Боевой офицер, подполковник, начальник разведки дивизии принимает решение начать с нуля и идет рабочим на стройку. Его, человека с железной дисциплиной, сразу приметили и стали приглашать на руководящие должности, но выпускник высшего командного общевойскового военного училища г. Алма‐Аты скромно отказывался. Однако вскоре поступило предложение, от которого Александр Павлович отказываться не стал: однополчане, которые после отставки устроились в аэропорт, позвали поработать его в отдел досмотра службы перевозок.

«Российская Федерация только образовалась, и народ резко почувствовал свободу. Оружие, которое у нас было, применять, конечно, не приходилось. Но когда предупреждения на особо буйных не действовали, приходилось лицом в землю укладывать».

Через два года отдел досмотра был преобразован в отдельную службу авиационной безопасности, и Александр Сидорин перевелся старшим инспектором в группу перронного контроля САБ и трудится здесь почти 20 лет.

«За прошедшие годы я убедился, что это очень ответственная работа, даже слишком ответственная. Сейчас, когда приходят молодые ребята, стараюсь передать им свой опыт. Всем объясняю, что здесь спустя рукава работать нельзя – это может стоить кому‐нибудь жизни. Прошло много времени, но я часто вспоминаю, как досматривал самолет Фархутдинова. Утром досмотрели, а вечером их не стало. Хоть нашей вины и не было — все сделали строго по инструкции, и следствие подтвердило это, но в душе осадок остался. После этого долго не мог прийти в себя».

Справляться со множеством переживаний Александру Павловичу помогает, как и, наверняка, многим из нас, семья. Настоящая, преданная жена Ольга хранит их семейный очаг вот уже 40 лет. Познакомились они случайно, в поезде. С тех пор она безустанно следовала за ним по гарнизонам, а когда супруг вышел в отставку и устроился в аэропорт, и здесь его поддержала и без колебаний сменила погоны прапорщика на должность диспетчера пункта центрального наблюдения.

В 2010 году Александр Павлович награжден Почетной грамотой Министерства транспорта Сахалинской области.

▪ ▪ ▪

«Я с самого детства знал, что буду летать» — для Эдуарда Васильевича Лунева этот выбор был очевиден. Отец — военный летчик – был примером для подражания с самых малых лет. Поэтому, после окончания школы будущий летчик, не раздумывая, поступил в Краснокутское летное училище.По окончанию обучения и сам стал инструктором – учил курсантов летать.

С 1972 года местом службы Эдуарда Васильевича стал Сахалин. Это не первая встреча потомственного летчика с островом. Здесь он окончил первый класс, здесь родились три его сестры, здесь служил отец. Так, с раннего детства в его памяти отпечаталось великолепие сахалинской природы и доброта островитян.

По распределению Лунев был назначен командиром второй объединенной эскадрильи, которая охватывала северные аэродромы в Зональном, Александровск‐Сахалинском, Охе, Ногликах.

«Когда я сюда приехал служить, север Сахалина был большой огороженной территорией. Здесь держали оленеводческое хозяйство, и, чтобы олени не отбивались от стада, оленеводы построили длинный‐длинный забор. Еще стояли две нефтяные вышки — одна американская, а другая — японская».

В авиапарке эскадрильи Лунева были вертолеты МИ-1 и МИ-2 и самолет АН-2. На тот момент северу Сахалина уделяли огромное внимание ученые, постоянно проводились исследования. Эдуард Васильевич и сам не раз становился участником ледовых экспедиций. Благодаря поддержке авиаторов, нефтегазовая отрасль получила мощный толчок развития, а с ней это развитие получил и Сахалин. Командуя второй объединенной эскадрильей, Эдуард Васильевич сыграл немаловажную роль в развитии внутренних авиасообщений: Леонидово, Смирных, Трудовой, Невельск, Красногорск – старались наладить путь в труднодоступные поселки.

В 1995 году Эдуард Васильевич в должности шеф‐пилота вышел на пенсию. Через несколько лет понял, что без неба не может ни дня и вернулся в аэропорт Южно‐Сахалинска. Взяли в военизированную охрану стрелком. В 2007 году в результате реорганизации охрана вошла в структуру службы авиационной безопасности — с этого момента Эдуард Лунев работает начальником караула отдела охраны САБ.

«Я нисколько не жалею, что выбрал такой жизненный путь. Даже если вернуться назад, совершил бы все так же в точности. Я люблю этот остров, а особенно люблю сахалинцев. Где бы я ни был, всегда отличал островитян от всех остальных: они особенные, добрые, как и сам Сахалин».

В 2003 году Эдуард Васильевич Лунев награжден Почетной грамотой Дальневосточного управления Росавиации.

▪ ▪ ▪

Инспектор‐контролер бюро пропусков Бучок Владимир Петрович тоже человек с военным прошлым. Уроженец украинского города Подольск, после окончания школы выбрал военную стезю и поступил в Ульяновское высшее военно‐техническое училище. Выбрал факультет ракетного топлива и горючего и по распределению, как и все однокурсники, должен был служить на Байконуре. Но Владимир Петрович училище окончил с красным дипломом, что наделило его правом выбрать себе место службы. Лейтенант Бучок выбрал Германию.

После 5 лет службы на Владимира Петровича пришел приказ, в котором значилось в строке место службы – город Свободный Амурской области. Молодой офицер и понятия не имел, где это находится.

Судьба распорядилась так, что все остальные 25 лет службы Владимир Петрович провел на Дальнем Востоке. 26 июня 1987 года он прибыл на Сахалин. Этот день очень точно отпечатался в его памяти: «Я никогда не видел двухметровые лопухи!».

После 30 лет службы Владимир Петрович вышел на пенсию в звании майора, а с 2006 года добросовестно работает в аэропорту в бюро пропусков службы авиационной безопасности.

О женщинах САБ и не только…

Женщина и авиация… Обычно сразу на ум приходит образ стюардессы с великолепной улыбкой…

Татьяна Александровна Демонова, устраиваясь на работу в Южно‐Сахалинский аэропорт, мечтала именно об этой романтической профессии. Тогда, в принципе, было сложно устроиться в аэропорт, но Татьяну – молодую и активную, Анна Касимовна Пятышина, которая в тот момент руководила службой организации перевозок, приметила сразу. И девушку взяли в службу перевозок оператором по питанию.

В 1985 году Татьяна окончательно решила связать свою жизнь с авиацией и поступила в Ленинградское авиационное техническое училище гражданской авиации. И здесь девушка в числе лучших. Контрольные работы студентки‐заочницы всем демонстрировали как образцовые.

Были и успехи в работе – пригласили перевестись на должность дежурной по досмотру. После реорганизации службы дежурные стали инспекторами. А позже Татьяну повысили до старшего инспектора, и уже она сама стала обучать новых сотрудников отдела досмотра.

«Что тогда, что сейчас — у нас очень дружный коллектив. Я очень ценю и уважаю их лично и их нелегкий труд. Когда радость или беда – все вместе преодолеваем. Конечно, когда я пришла, о такой технике, как сейчас в досмотре, мы могли только мечтать. У нас был один безотказный аппарат – наши руки. Бывало, просветишь чемодан, что‐то подозрительное открываешь, только руки запустишь – раз!… и на бритву наткнешься. У девчонок почти всегда руки были в пластыре. Изъятия было очень много – целая комната. Особенно, при обслуживании курильских рейсов: спирт, бензин, краску – все везли. А один военнослужащий как сувенир прихватил с собой гранату, к счастью, учебная была. Сейчас изьятий намного меньше стало, но все равно пассажиров, которые пытаются провести запрещенные предметы и вещества, еще много».

Есть и такие воспоминания, которые, даже если хочешь, не выкинешь из сердца: «Когда разбилась ночная «Ту‐шка» под Хабаровском в декабре 1995 года, мы все долго не могли отойти от шока. Вылет этого рейса из Южно‐Сахалинска был задержан, посадка началась в полночь. Но нас поразило как спокойно вели себя пассажиры, многие были с детьми. Мы списали эту кроткость людей на усталость…А утром стало известно, что их нет. Это не специально происходит, но лица, как вспышки, мелькают в памяти. Поэтому когда приходит молодежь, более опытные работники стараются внушить им, что здесь невнимательность не прощается».

Татьяна Александровна Демонова неоднократно отмечена руководством аэропорта, в 2003 году награждена Почетной грамотой Дальневосточного управления Росавиации, в 2005 году – Почетной грамотой Министра транспорта России.

▪ ▪ ▪

С оператора по питанию начала свои трудовой путь и Татьяна Владимировна Середа. Впрочем, если бы не настойчивость характера, молоденькую девушку могли и не взять.

После школы в 1983 году Татьяна выбрала торговый техникум, а через полгода забрала документы, торговля оказалась не ее дорогой. Мама этой новости, мягко сказать, не обрадовалась и поставила дочь перед фактом: не хочешь учиться, иди работать.

«Я помню: зима, пурга — метет, так, что ничего не видно. Стою на остановке и думаю: что же делать, куда идти. А, поеду я в аэропорт! Там всегда люди нужны! Я туда. А мне Анна Касимовна Пятышина: «Ты куда, девочка! На улице метель! Мы сотрудников домой отправили!» Я ей все рассказала…»

Отчаянная девушка казалась несерьезной, но Татьяна пообещала, что обязательно получит образование, только поступать она уже будет в ВУЗ. Обещание она сдержала, и совсем скоро училась заочно в железнодорожном институте.

Через два года Татьяна Владимировна стала мамой. После декретного отпуска на работу вышла не в аэропорт, а на базу «Металлист» экономистом. И скоро поняла, что не может жить без аэропорта: «Цифры оказались не моим призванием. Я стала проситься обратно».

И вновь Анна Пятышина дала шанс девушке, и взяла Татьяну в досмотр. С этой любимой работой Татьяна Середа не расстается уже почти 20 лет. За это продолжительное время не раз доказывала, насколько она ответственный и добросовестный сотрудник. Позже последовало и повышение до старшего инспектора по досмотру.

За эти годы у Татьяны Владимировны в памяти собралась целая галерея уникальных пассажиров: «Артисты, чиновники всех рангов – всех повидали. Часто очень над бедными солдатиками шутят: то гантель подложат, то кирпич. Две недели назад «особо умный» товарищ хотел с собой провести кастет, мол, это подарок друга. Я этой штуки уже сто лет не видела, даже удивилась! Пытались ему объяснить, что если он этот предмет применит где‐нибудь, то ему тюрьма светит, а он как дитя ничего не понимает. Но тут, конечно, наши ребята его оформили».

О коллективе старший инспектор отзывается с теплотой: «Вот как мы работаем, так мы и отдыхаем! Дружно! Зимой и летом регулярно собираемся на нашей базе «Авиатор», поем песни под гитару, на зимнюю рыбалку выезжаем! И все‐таки это зависит не только от коллектива, но и от руководства. А они не только не запрещают, наоборот поддерживают нас и даже иногда к нам присоединяются!».

В 2010 году Татьяна Владимировна Середа награждена Почетной грамотой Дальневосточного управления Росавиации.

▪ ▪ ▪

В 1989 году в отдел пассажирских перевозок на должность дежурного по досмотру поступила Ирина Алексеевна Рапацкая. До этого 9 лет Ирина Алексеевна трудилась в аэропорту Благовещенска. Жена военнослужащего, переезжать с места на место – обычное дело. Для начала Ирина полгода поработала секретарем, а после, параллельно обучаясь в хабаровском НарХозе, перешла на повышение в отдел перевозок. И в аэропорт Южно‐Сахалинска она поступила на службу уже опытным специалистом.

В 2006 году Ирине, на тот момент начальнику смены отдела досмотра, предложили руководить группой перронного контроля и досмотра воздушных судов. «Я долго сомневалась, ведь придется руководить одними мужчинами, а их в группе аж 42 человека!». И все же Ирина Алексеевна дала согласие – поддержка руководства службы авиационной безопасности добавила ей уверенности в своих силах.

«Я хорошо знала досмотр, но это пассажиры и груз, а тут контроль и досмотр воздушных судов. А для того чтобы вникнуть в особенности досмотра судов, нужно было досконально изучить типы всех самолетов. Можно сказать, первый год я и руководила, и училась».

7 лет Ирина Алексеевна руководит большим мужским коллективом: «Очень хороший коллектив, работают слаженно. За это время у моих мальчиков нареканий не было, хотя работа тяжелейшая, и зимой и летом, в пургу, дождь и жару – они на поле». Она за хорошее качество работы старается отплатить коллективу той же монетой – всячески пытается их непростую работу сделать ну хоть на чуточку легче.

В 2008 и 2013 годах Ирина Алексеевна Рапацкая награждена Почетной грамотой Дальневосточного управления Росавиации, в 2008 – почетной грамотой Министерства транспорта Сахалинской области, в 2009 – Благодарностью Министра транспорта России.

Авторы: Галина Подзолкова, Нина Танкова

(пресс‐центр аэропорта «Южно‐Сахалинск»